Отграничение земельных правоотношений от смежных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от правового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель.
Целью данной контрольной работы является общая характеристика земельных правоотношений.
Задачами работы выступает выделение понятия и основных элементов земельных правоотношений, их классификация, возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, а так же их отграничение от смежных правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 2
1. Земельные правоотношения как институт земельного права
1.1. Понятие и особенности земельных правоотношений………. 4
1.2. Элементы земельных правоотношений……………………… 8
2. Классификация земельных правоотношений…………………… 15
3. Возникновение, изменение и прекращение
земельных правоотношений……………………………………… 18
4. Отграничение земельных правоотношений от смежных
правоотношений…………………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………… 2

1. Земельные правоотношения  как институт земельного права

1.1. Понятие и особенности  земельных правоотношений………. 4

1.2. Элементы земельных правоотношений……………………… 8

2. Классификация земельных правоотношений…………………… 15

3. Возникновение, изменение и прекращение

    земельных правоотношений……………………………………… 18

4. Отграничение земельных правоотношений от смежных

   правоотношений…………………………………………………… 21

Заключение…………………………………………………………… 26

Список использованных источников……………………………….. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Так, в зависимости  от содержания правоотношений их принято  разделять по основным институтам земельного права. По этой классификации все  земельные правоотношения делятся  на четыре вида: правоотношения собственности на землю, в сфере государственного управления землями, в области использования земель и охраны земельных прав. В каждой из этих групп правоотношений могут быть выделены соответствующие подвиды.

 В зависимости от направленности деятельности по управлению землями земельные правоотношения делятся на правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию земель для государственных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель и разрешению земельных споров.

Земельные правоотношения по использованию земли имеют  производный характер от отношений  земельной собственности. Они подразделяются на отношения непосредственного  и производного пользования землей. Также  выделяются правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения, а также земель особо охраняемых территорий, земель запаса, земель лесного и водного фонда.

 Внутри каждого  из указанных подвидов можно  выделить иные разновидности  правоотношений в зависимости  от правового режима земельных  участков и видов, составляющих  ту или иную категорию земель.

Целью данной контрольной работы является общая характеристика земельных правоотношений.   

Задачами работы выступает  выделение понятия и  основных элементов земельных правоотношений, их классификация,  возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, а так же их отграничение  от смежных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земельные правоотношения как институт земельного права

1.1. Понятие и особенности земельных правоотношений

В процессе приобретения, хозяйственного использования и  охраны земельных участков между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой, а также между гражданами и юридическими лицами возникают различные отношения. Будучи урегулированными нормами земельного права, т.е. признанными соответствующими требованиям закона, эти отношения становятся земельными правоотношениями.

         Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. 1Иными словами, это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

         Для характеристики земельных правоотношений используется метод классификации, или распределения правоотношений по группам в соответствии с выбранными критериями. Наиболее распространена классификация земельных правоотношений по основным институтам земельного права. В соответствии с этим критерием земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения собственности на землю, землепользования, государственного земельного управления, правоотношения в области охраны земель и правоотношения юридической ответственности.2

Правоотношения собственности  имеют место в случаях установления той или иной формы собственности  на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с  отношениями собственности и  не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются.

В сфере земельного права  выделяют в структуре земельных  правоотношений следующие элементы: норма права, на основе которой складывается правоотношение; субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права; объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных, но взаимосвязанных понятия - объект правового регулирования и объект правовой цели. 3 Применительно к земельным правоотношениями объектом правового регулирования является сама земля, а объектом цели ее рациональное, эффективное использование, охрана, создание условий для правильного формирования и развития земельного рынка, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, охрана прав субъектов земельных правоотношений.

Одно из отличительных  особенностей земельных правоотношений является то, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в них в  двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами.

Будучи одним из видов  правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе. Они выступают как результат регулирования.

 Любое земельное правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из 3-х необходимых элементов: субъектов; объектов; содержания.

Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов  земельных правоотношений определяются:

  • в сфере землепользования - в зависимости от титула права пользования. Общеизвестно, что самый высокий из них - титул собственника позволяет располагать самыми широкими обязанностями не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута;
  • в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов Российской Федерации;
  • в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсами.

Несмотря на то, что  использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями. К общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и другое.

Помимо общих отдельный  собственник, землепользователь, землевладелец  и арендатор имеет специальные  права и обязанности, которые  определяются на основании индивидуального  административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка и тому подобное.

    Все три компонента, составляющие правоотношение, объединяются в единое целое при наличии жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

 
    1.2. Элементы земельных правоотношений

Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права, субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. 
Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Ими могут быть граждане, юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.4

В соответствии с ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.5 От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное  образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это  город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько  поселений или поселений и  межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 6

 Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.7

Информация о работе Отграничение земельных правоотношений от смежных правоотношений