Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

Файлы: 1 файл

контрольная По Земельному праву.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

1   Если действия сторон недействительной сделки не признаются умышленными, а последствия ее совершения не нарушают прав третьих лиц или не затрагивают их законных интересов, то по ;   действующему правилу каждая из сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить натурой - возместить денежную стоимость полученного.

2 Если в недействительной сделке усматриваются действия, заведомо направленные на нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными признаются действия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне все полученное по сделке, а полученное последней - взыскивается в доход государства.

3 Если в недействительных сделках, совершаемых с целью нарушения прав и законных интересов третьих лиц, умышленными являются действия обеих сторон, то в доход государства взыскивается полученное по сделке обеими сторонами.

2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение  земельного законодательства

В перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушенном ими земельного законодательства. Поскольку прекращение права на землю в этих случаях имеет характер санкций за неисполнение соответствующими субъектами требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности. В земельно-правовой сфере, ее называют специальной земельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия.

Порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст. 44-48,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Законодательство разграничивает основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельного участка у собственника возможно в следующих случаях:

• обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);

• отчуждение участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238);

• конфискация земельного участка;

• изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Обращение взыскания на земельный участок может иметь место как санкция за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга.

Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. В частности, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемы территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие земельного участка.

Конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Она может быть произведена только по решению суда.

Изъятие земельного участка, находящегося на праве частной собственности, в связи с нарушением собственником земельного законодательства, может осуществляться в следующих, предусмотренных законодательством (ст. 285 ГК РФ) случаях: 

нерациональное использование земель, т. е. когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования; 

использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности.

Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:

1) в случае использования  земельного участка не в соответствии  с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

2) при использовании земельного  участка методами, приводящими к  существенному снижению почвенного  плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности;

3) в случае неустранения следующих умышленно совершенных правонарушений:

• отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;

• нарушение установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;

• систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

• систематическая неуплата земельного налога.

В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.

Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок принимается судом.

Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его Собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельного правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения, в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимого имущества и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости земли и убытков, связанных с изъятием. В то же время, прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Глава 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций

 

В соответствии с действующим порядком (п. 11 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель) право привлекать к административной ответственности и налагать штрафы за нарушение земельного законодательства предоставлено местным органам Федеральной службы земельного кадастра, Министерству природных ресурсов. Министерству здравоохранения, Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Данная норма устанавливает и пределы компетенции каждого из перечисленных органов. Так, местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за самовольное занятие земель; захламление их, порчу и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, размещение и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; искажение сведений о земле; нарушение сроков возврата занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободных земель; за уничтожение межевых знаков.

Местные органы Минприроды налагают штрафы за нарушение экологических норм. К ним, в частности, относятся самовольное занятие земель природоохранного и природно-заповедного назначения, захламление земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, проектирование, размещение и строительство вредных для земли объектов, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для целевого назначения, если эти нарушения имеют экологический характер. К компетенции местных органов архитектурно-строительного и санитарно-эпидемиологического надзора в части наложения штрафов относятся вопросы, связанные с их деятельностью: самовольное строительство, проектирование и строительство объектов, наносящих ущерб почве, загрязнение ее химическими и радиоактивными веществами, заражение вредными бактериальными, паразитическими и карантинными организмами и т. д. Дела о перечисленных правонарушениях рассматриваются специальными комиссиями органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель. В соответствии с действующим законодательством, государственные инспекторы по использованию и охране земель органов Росземкадастра имеют право самостоятельно (единолично) рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и налагать штраф, если его размер не превышает для граждан 5 минимальных окладов заработной платы, а для юридических лиц 20 МРОТ.

Инспектор райкомзема по использованию и охране земель права самостоятельно принимать решения р наложении штрафа не имеет. Он передает материалы в административную комиссию райкомзема, которая их рассматривает в установленном порядке и выносит постановление о наложении взыскания.

Постановление о наложении штрафа может быть в десятидневный срок обжаловано в суд, решение которого является окончательным.

Постановление о штрафе подлежит исполнению в пятнадцатидневный срок. При неуплате штрафа в указанный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке. Взыскание денежных штрафов с граждан и должностных лиц, а также с иностранных и международных организаций производится в судебном порядке. Средства от штрафов за нарушение земельного законодательства поступают (при наложении их органами Росземкадастра) на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству или (при наложении штрафов другими органами)- на формирование внебюджетных экологических фондов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Нормативные акты:

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  2. федеральные законы:

а) Земельный кодекс РФ 2001 г.;  
б) Гражданский кодекс РФ;  
в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г. 167-ФЗ;  
г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;  
д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;  
е) Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;  
ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;  
з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;  
и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;  
к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;  
л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Информация о работе Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей