Лекции по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:04, курс лекций

Описание работы

1. Значение и состояние земель.
2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура.
3. Принципы земельного права.
4. Разграничение норм земельного, гражданского и административ¬ного права.
5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным правом и правовой охраной природы.
Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественное отношение в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный пра-вопорядок на всей территории России, в пределах территории субъек¬тов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок – важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание работы

ТЕМА № 1. ЗЕМЕЛЬН ОЕ ПР АВ О В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГ О ПР АВ А .... 6
ТЕМА № 2. ИСТОРИЯ Р АЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПР АВА РОССИИ 11
ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПР АВ А 1 6
ТЕМА № 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПР АВООТНОШЕНИЯ 20
ТЕМА № 5. ПР АВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 24
ТЕМА № 6. ГОСУ ДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПР АВ ЛЕНИЕ 30
ТЕМА № 7. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТР А 33
ТЕМА № 8. ЗЕМЕЛЬН О - ПР АВОВ ЫЕ С ДЕЛКИ 3 7
ТЕМА № 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ 42
ТЕМА № 10. ПР АВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНА ЧЕНИЯ 46
ТЕМА № 11. ПР АВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ 50
ТЕМА № 12. ЗЕМЛИ ОСОБО О ХР АНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ ВО ДНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ
ЗАПАСА 53
ТЕМА № 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

лекции зем право.docx

— 128.83 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XVI в. проведена  повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г, и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре П. Ими стали:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельца 
ми-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на услови 
ях по следующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-право 
вых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный ин 
терес при реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа в  России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестья-12

 

нам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих  указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:

  1. Государственные земли.
  2. Монастырские земли.
  3. Майоратские земли.
  4. Частновладельческие земли.
  5. Посессионные земли.
  6. Общественные земли.

2. Земельное законодательство советского периода

Первым законодательным  актом советского государство стал декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его  положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. « О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

С 1922 г. началась кодификация  земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым общесоюзным  законом, определившим правовой режим  всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.

13

 

Нужны были более радикальные изменения  в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы, начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения

В сфере земельных отношений  все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:

  • придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;
  • легализация Других форм частной собственности на землю;
  • расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;
  • разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • обеспечение реальной информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;
  • усиление значения экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;
  • повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох раной и улучшением земель.

Мероприятия земельной  реформы нашли отражение в  специальных федеральных законах России. Первый Закон «О земельной реформе» был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).

Положения Закона «О земельной реформе» 1990 года были закреп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реор-14

 

ганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло множество  Указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ. Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»

30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс Российской Федерации.

Основная литература:

  1. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
  2. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
  3. История государства и права России. Исаев Н.Г., Москва, 2002 г.

Дополнительная литература:

1. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика земельно-правого режима России до 1917 года.
  2. Правовое регулирование общественных земельных отношений по советскому земельному праву.
  3. Регулирование земельных общественных отношений в период проведения земельной реформы.

15

 

ТЕМА № 3. ИСТ ОЧНИКИ ЗЕМЕ ЛЬНОГО ПР АВ А

Учебные вопросы:

  1. Понятие и классификация источников земельного права.
  2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений.
  3. Федеральное земельное законодательство.

1.Понятие и классификация источников земельного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой – законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-16

 

ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

Во-вторых, распространена классификация  нормативных актов по юридической силе На законы и подзаконные акты.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся  ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права  являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части  положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений

Конституция РФ выступает  в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей

17

 

территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).

В ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского законодательства.

3. Федеральное земельное законодательство

Федеральное земельное  законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное  законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных отношений.

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок ппредоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель. предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Информация о работе Лекции по "Земельное право"