Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Основные экономические, социальные и культурные права и свободы граждан РФ: понятие, конституционное закрепление, содержание, реализация и их защита на примере Калужской области», состоит в том, что в различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Содержание работы

Введение 2
Экономические, социальные и культурные права и свободы 3
Экономические права человека 6
Социальные права человека 7
Культурные права человека 8
Конституционный суд РФ 9
Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля: 9
Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность 14
Защита права на свободу и личную неприкосновенность человека в решениях Конституционного суда РФ 19
Заключение. 22
Практическая задача. 24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях. В  России развивается также сеть частных  образовательных учреждений. При  этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

 

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

 

 

 

Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ –  это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.

Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. внесением поправок в Конституцию  РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", а в октябре 1991 г. формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).

Вскоре после того, как  КС признал не соответствующим Конституции  РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации", его деятельность была приостановлена.

В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ  РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации", принятым ГД на основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил порядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.

Задачи КС как  специализированного органа конституционного контроля:

    1. Защита основ конституционного строя.
    2. основных прав и свобод человека и гражданина.
    3. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства.

КС осуществляет следующие  функции:

    • а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ. нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД. Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ: не вступивших в силу международных договоров РФ (КС осуществляет исключительно последующий конституционный контроль и не вправе рассматривать проекты каких-либо нормативных актов и договоров):
    • б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти: между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ;
    • в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле;
    • г) дает толкование Конституции РФ:
    • д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления: е)проверяет соответствие вопросов, выносимых на референдум, требованиям. предусмотренным Конституцией РФ:
    • ж) на основании анализа рассмотренных им дел принимает послания о состоянии конституционной законности в стране.

КС - единственный судебный орган, компетенция которого установлена  в Конституции РФ; его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции  РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел  в судах общей и арбитражной  юрисдикции. КС воздерживается от установления фактических обстоятельств в  том случае, если это входит в  компетенцию иных судов. КС оказывает  непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов  законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической  силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции  РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание  определенных положений Конституции  РФ, обязательное для всех государственных  органов и иных субъектов конституционных  правоотношений1.

19 судей разделены на 2 палаты.

Председатель КС, его заместитель  и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава. Председатель руководит подготовкой  пленарных заседаний КС, созывает их и председательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС, представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.

Вопросы порядка определения  персонального состава палат  КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения дел на пленарных заседаниях и  на заседаниях палат, некоторые правила  процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в  КС. Требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании2.

Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.

Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и  разрешения дел, государственного языка, гласности, устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.

Еще один принцип конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение  единства и согласованности решений  КС, выполняющих роль своеобразного  ориентира в трактовке конституционных  норм для законодательной и правоприменительной  практики - презумпция истинности правовой позиции КС.

Поводом к началу рассмотрения дела в КС является письменное обращение  управомоченного субъекта в форме  запроса, ходатайства или жалобы. Запросом именуется обращение с  требованием о проверке конституционности  ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ или к совместному ведению  органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между  органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти субъектов  РФ; не вступивших в силу международных  договоров РФ. обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения  судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Ходатайства - это обращения  с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Жалоба - это обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Граждане могут обжаловать в КС исключительно законы - федеральные или субъектов РФ3.

КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного акта или иное производство.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).

Субъектами права на обращение  в КС являются: Президент РФ, СФ, ГД, 5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.

Решения КС РФ подразделяются на три вида: постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.

Особое мнение судьи не является составной частью решения  КС и не имеет каких-либо правовых последствий. Оно содержит личную позицию  судьи, несогласного с решением КС по существу. и подлежит опубликованию  одновременно с решением КС по делу.

Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим  КС, ни другими органами государственной власти.

Решение КС действует непосредственно  и не требует подтверждения другими  органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением  норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или  в срок. установленный в постановлении  КС, внести изменения в нормативный  акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.

В законе о КС говорится  об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.

 

 Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность

 

Понятие «свобода и личная неприкосновенность», применяемое  в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ («Каждый  имеет право на свободу и личную неприкосновенность»), подразумевает  свободу в узком юридическом  смысле: не свободу в общем и  целом, которая раскрывается в совокупности личных, политических и иных конституционных  свобод, а свободу от физического  или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), свободу  действий и принятия решений, возможность  располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в  пространстве (свобода перемещения). Об этом же сказано п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет  право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному  аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы  иначе как на основаниях и в  соответствии с такой процедурой, которые установлены законом» Международный  пакт о гражданских и политических правах (вместе с Факультативным протоколом). Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН4. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. и доп. от 11.05.1994)5.

В историческом плане провозглашение права на свободу и личную неприкосновенность было направлено против произвольного  ареста и содержания под стражей. Еще Великая хартия вольностей (1215г.) провозглашала: «Ни один свободный  человек не будет арестован или  заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как  по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны»6.

Информация о работе Конституционный суд РФ