Качественное управление земельными правоотношениями как основополагающий принцип деятельности органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости определено обеспечение условий для эффективного использования и развития земельно-имущественного комплекса в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Файлы: 1 файл

КАЧЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ПРАВООТНОШЕНИЯМИ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)
 

КАЧЕСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ПРАВООТНОШЕНИЯМИ

КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ 

О.И. КОРОТКОВА 

    Короткова О.И., заместитель начальника отдела судебного представительства и  договорной работы Правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета. 

    Стратегической  целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости определено обеспечение условий для эффективного использования и развития земельно-имущественного комплекса в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

    В связи с этим важнейшей частью преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности. Разграничение государственной собственности на землю - это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками. На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Так, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является одним из самых важных среди всех действий по предоставлению земельного участка.

    Анализ  системы управления земельными ресурсами  осложнен рядом обстоятельств, главными из которых являются неполнота нормативно-правовой базы, незавершенность формирования структуры управления и институциональных  преобразований.

    Любая управляющая система включает следующие функциональные модули: объект управления, датчик состояния объекта управления, модуль формирования управляющего воздействия и механизм реализации управляющего воздействия на объект управления.

    Земельные ресурсы характеризуются тремя фундаментальными свойствами, определяющими их ценность, они являются: фактором жизнеобеспечения (часть природной среды, экологической системы), фактором производства (сельское хозяйство, строительство и т.д.), объектом гражданского оборота (земельно-имущественные отношения) <1>.

    --------------------------------

    <1> См.: Лойко П.Ф. Земельный потенциал  мира и России: пути глобализации  его использования в XXI веке: Учеб. пособие. М.: Федеральный кадастровый  центр "Земля", 2000. С. 342. 

    Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, включая государственное управление земельными ресурсами <2>.

    --------------------------------

    <2> См.: Экономика недвижимости: Учеб. пособие  / Под общ. ред. В.И. Ресина. 2-е  изд. М.: Дело, 2000. 

    Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники  которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Так, права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

    Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков <3>.

    --------------------------------

    <3> См.: Земельный кодекс Российской Федерации // Библиотечка "Российской газеты". 2001. N 16. С. 135. 

    О.И. Крассов общим объектом земельных  правоотношений называет землю как  определенную часть земной поверхности <4>.

    --------------------------------

    <4> См.: Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юрист, 2000. С. 104. 

    Г.А. Аксененок показал связь, которая  существует между землей как объектом правоотношений и ее правовым режимом. Он писал: "...когда мы говорим о  земле как объекте земельных  правоотношений, мы имеем в виду землю не в ее естественном состоянии, как дар природы, а землю, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения" <5>.

    --------------------------------

    <5> См.: Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 137. 

    Н.И. Краснов предложил рассматривать  понятие правового режима земли  как юридическое выражение советского социалистического земельного строя, который представляет собой установленный  нормами советского права порядок возможного и должного поведения по отношению к земле как объекту права исключительной собственности государства, государственного управления земельным фондом, права землепользования и правовой охраны, направленный на обеспечение ее рационального использования <6>.

    --------------------------------

    <6> См.: Общая теория советского земельного  права. М.: Наука, 1983. С. 346. 

    Рассматривая  землю, выделяют следующие ее характерные  особенности:

    - по своей природной основе  земля обладает уникальными свойствами, которые обусловливают практическую невозможность появления материальных благ без ее прямого или опосредованного участия в производственном процессе;

    - земля как производственный ресурс  физически ограничена в пространстве, а ее искусственное приращение или воспроизводство весьма ограничено;

    - земля играет интегрирующую роль, т.е. служит основой не только  производства, но и для жизнеобеспечения, жизнеобитания в целом.

    Специфическим является также двойственный характер земли как объекта правовых отношений, а именно:

    - как компонент производительных  сил земля, с одной стороны,  в принципе могла бы участвовать  в хозяйственном обороте с  распространением на нее всех  видов прав, норм ответственности  и обязательств, устанавливаемых  законодательными актами, в том числе в условиях становления и развития рыночных процессов в экономике;

    - в то же время эффективное  управление земельными ресурсами  как объектом собственности и  вложения капитала в ее использование  и развитие невозможны при  правилах регулирования правоотношений, строго ограниченных традиционными подходами, применяемыми для других компонентов производства <7>.

    --------------------------------

    <7> См.: Управление государственной  собственностью: Учебник / Под ред.  д.э.н., проф. В.И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2002. С. 90 - 91. 

    Правоотношения  государственного земельного управления имеют место в случаях, когда  государственные и местные органы (если им делегированы государственные  полномочия) выполняют возложенные  на них функции управления. Они  включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

    Правоотношения  юридической ответственности возникают  при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов  земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно, в структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

    Так, например, согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

    В связи с тем что регулирование порядка разграничения государственной собственности на землю отсутствует, 30 июня 2006 г. принят Закон Орловской области N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле".

    Статьей 1 (полномочия по распоряжению земельными участками) указанного Закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле устанавливается Коллегией Орловской области.

    Статьей 42 Закона Орловской области от 30 мая 2006 г. N 598-ОЗ "О внесении изменений  в законодательные акты Орловской  области", Постановлением Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 126 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле", Постановлением Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 125 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области" были установлены полномочия Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.

    Так, Департамент осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, в административном центре Орловской области, в том  числе: разграничение земель, для  отнесения к собственности Орловской области; предоставление земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование физическим и юридическим лицам - правообладателям зданий, строений, сооружений; предоставление земельных участков в собственность за плату физическим и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений; предоставление свободных земельных участков в аренду под строительство путем выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта; формирование свободных земельных участков для их последующего выставления на торги (конкурсы, аукционы) под жилищное и другое строительство; предоставление свободных земельных участков с учетом зонирования территорий для целей, не связанных со строительством (садоводство, огородничество, сельскохозяйственное использование и др.).

    С момента осуществления полномочий с 12 июля 2006 г. Департаменту переданы администрацией города Орла 3755 договоров аренды земельных  участков по описям за подписью передающей и принимающей сторон, т.е. договоры учтены в письменной форме на бумажном носителе.

    При этом имелась задолженность по поступлениям арендной платы, которая в связи  с принятием Закона Орловской  области от 30 июня 2008 г. N 603-ОЗ "О  распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" и в соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации перешла к Департаменту, в том числе задолженность по арендной плате ликвидированных предприятий, организаций-банкротов, умерших арендаторов, не подлежащая взысканию, в сумме 25 552 руб.

Информация о работе Качественное управление земельными правоотношениями как основополагающий принцип деятельности органов государственной власти