Система органов управления земельным фондом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Управление можно рассматривать как функцию организации (упорядочения) систем различной природы - биологических, технических, социальных. В этом смысле допустимо говорить об управлении транспортным средством, биологическими процессами и т.д. Однако наиболее распространенным является понимание управления применительно к социальным процессам, где в роли субъектов управления выступают органы публичной власти, а объектом управления является поведение (деятельность) граждан и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Макарова Е.И. Земельное право.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ)

Кафедра Государственного, муниципального и экономического управления

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Земельное право»

Тема: Система органов управления земельным фондом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:        Руководитель:

Е.И. Макарова       ____________

(инициалы, фамилия)       (ученая степень, звание)

3 курс, У-8340       _____________

(инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014г.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Управление можно рассматривать как функцию организации (упорядочения) систем различной природы - биологических, технических, социальных. В этом смысле допустимо говорить об управлении транспортным средством, биологическими процессами и т.д. Однако наиболее распространенным является понимание управления применительно к социальным процессам, где в роли субъектов управления выступают органы публичной власти, а объектом управления является поведение (деятельность) граждан и юридических лиц.

В самом общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель. Данное публично-правовое регулирование распространяется на всех граждан и юридических лиц (включая иностранных) вне зависимости от их организационно-правовых форм и видов прав на земельные участки.

Управленческая деятельность в области использования и охраны земель осуществляется исключительно исполнительными органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера, со всеми вытекающими отсюда последствиями (подчинение своей воле от лица государства или с санкции государства, вплоть до применения мер принуждения).

К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений относится установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства; установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель и т.д.

 

  1. Общая характеристика, система и структура государственного земельного управления

Государственное земельное управление — часть управленческой деятельности государства в целом, это организующая исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед государством и выраженных в законодательстве. Одновременно, специфика земельных правоотношений придает государственному управлению в данной области особенные черты, отражающиеся на содержании функций государственного земельного управления, системе и структуре государственных органов.

Осуществляя управленческую деятельность, исполнительные органы, с одной стороны, оказывают содействие субъектам Российской Федерации в реализации своих прав на земельные участки. С другой стороны выявляются нарушения требований по рациональному использованию и охране земель и определению мер ответственности.

Субъектом отношений государственного земельного управления с одной стороны выступает государство, представляемое соответствующими государственными органами либо иными органами и организациями, которым переданы государственные полномочия. С другой стороны субъектом выступают граждане, государственные и негосударственные организации. Отношения между государственными органами с одной стороны и физическими или юридическими лицами с другой, урегулированные нормами права, именуются управленческими.

Как видно, в целом, управление земельным фондом подразделяется на общее и ведомственное (или отраслевое), которые имеют общность задач, функций и метода воздействия.

 

 

  1. Система органов государственного земельного управления

Систему органов государственного земельного управления образуют органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы собственности на земли, предоставление государственных земель, учет и контроль за землепользованием. Иными словами — система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного законодательства. Могут входить также органы местного самоуправления в той степени, в которой им переданы полномочия государственного земельного управления.

Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и ее субъектов.

Государственное земельное управление на федеральном уровне представляет собой деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению исполнения федеральных законов, регулирующих земельные отношения.

На субъектном уровне распространяется на земли, находящиеся в пределах субъекта, а также на земли, приобретенные на территории др. субъектов.

На третьем, низовом уровне вертикали государственного земельного управления находится местное самоуправление. Занимает оно это место только в том случае, когда соответствующие полномочия и функции государственного земельного управления ему переданы.

Управленческие полномочия местных органов самоуправления распространяются на земельные участки в пределах муниципальных образований, а также на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности за пределами границ муниципальных образований.

 

 

 

  1. Функции государственного земельного управления

Функции государственного земельного управления — виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законодательства. Основными функциями являются:

  • нормативно-правовое регулирование;
  • предоставление и прекращение прав на земельные участки;
  • землеустройство;
  • территориальное планирование и зонирование;
  • учет земель и ведение государственного земельного кадастра;
  • регистрация прав на земельные участки;
  • контроль за использованием и охраной земель, включая мониторинг земель.

Для реализации государством своих правомочий по государственному регулированию необходимо обратиться, прежде всего, к правовому режиму земель.

Как уже указывалось выше, все земли подразделяются на категории в зависимости от целевого назначения. В качестве дополнительного необходимого отличительного признака проводится зонирование земель. Зонирование различается на территориальное (как правило, в границах земель населенных пунктов). Соответственно Земельным кодексом РФ, иными кодексами и федеральными законами определяются те категории земель, которые должны находиться исключительно в собственности государства (РФ, субъектов РФ), муниципальных образований. К таковым относят, прежде всего, практически все земли лесного фонда, земли водного фонда (за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, особо ценные и охраняемые земли гноенного назначения, памятники природы, заповедники и т.д.)

Управление земельным фондом на таких территориях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными образованиями.

Оборот таких земель возможен только с соответствующего разрешения собственника. Изменение категории земель, а в некоторых случаях и целевого назначения возможен в исключительных случаях на основании распорядительного акта (например, распоряжения Правительства Российской Федерации).

Особо хочется отметить функцию, которая связана с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Ст.49 ЗК РФ предусматривает, что такая процедура осуществляется в исключительных случаях. К таковым относятся случаи, связанные с:

- выполнением международных обязательств Российской Федерации;

- размещением определенных объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

- иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях (яркий пример — строительство олимпийских объектов в г. Сочи).

В перечень объектов, при которых осуществляется изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, входят объекты федеральных и р. к стальных энергетических систем, объекты использования атомной энергии, объекты обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, обеспечивающие космическую деятельность, приграничные территории и др.

Решение также принимается федеральным органом исполнительной власти (как правило, Правительством Российской Федерации) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок принятия таких решений и государственные органы, принимающие такие решения, определяются федеральным законодательством.

Решение государственного органа подлежит обязательной государственной регистрации, и собственник земельного участка должен быть извещен о предстоящем изъятии земельного участка не менее чем за один год до предстоящего изъятия органом, принявшим такое решение, и о произведенной регистрации с указанием даты такой регистрации. Возможен выкуп земельного участка до истечения одного года, но только с согласия собственника. Выкупная цена и сроки, другие условия выкупа определяются соглашением сторон. В случае, если собственник не согласен с предстоящим выкупом (изъятием), спор решается в судебном порядке.

 

4. Особенности перевода земель из одной категории в другую

Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется на основании соответствующих решений:

  • земель, находящихся в федеральной собственности, — правительством РФ;
  • земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся е муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
  • земель, находящихся в частной собственности сельскохозяйственного назначения, — органами исполнительной власти субъектов РФ,
  • земель, находящихся в частной собственности иного целевого назначения, — органами местного самоуправления

Эти требования определяются Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для соответствующего перевода земель из одной категории в другую действующим законодательством РФ определены определенные перечни документов.

Основными из них являются:

  • ходатайство о переводе земель;
  • выписка из ЕГР юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя на перевод земель;
  • решение государственных органов, ответственных за управлением имуществом;
  • акт выбора земельного участка с необходимыми приложениями, утверждаемыми органами местного самоуправления;
  • заключения органов архитектуры, градостроительств а, санитарно-эпидемиологического надзора, федерального агентства кадастра объектов недвижимости;
  • при необходимости дополнительно истребуется заключения Минкультуры (РФ, субъекта РФ) и проводится экологическая экспертиза.

К сожалению, данная процедура на практике является очень трудоемкой и по времени может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Но необходимость такого подхода к изменению категории земель актуальна, поскольку категория земель указывается практически во всех правопадтверждающих документах, а нецелевое использование земель является основанием для привлечения собственника или пользователя к административной или уголовной ответственности. 

Информация о работе Система органов управления земельным фондом