История земельно-правового строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:01, реферат

Описание работы

Исторические исследования не дают оснований для предположения о наличии рабовладельческого землевладения на территории России.
Письменные источники свидетельствуют о том, что, начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Эти факты подтверждаются и археологическими данными.
Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.*

Содержание работы

Земельно-правовой режим в России до 1861 г.___________________2

Земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание_________5


Столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов________________8

Земельный строй в России в годы советской власти ________________11


Земельный строй России с 1990 года по настоящее время__________15

6.Подводя итог сказанному, сделаем общие выводы_________________20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:____________________________________________22

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ 

 

                      История земельно-правового строя России

 

 

  1. Земельно-правовой режим в России до 1861 г.___________________2

 

  1. Земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание_________5

 

 

  1. Столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов________________8

 

  1. Земельный строй в России в годы советской власти ________________11

 

 

  1. Земельный строй России с 1990 года по настоящее время__________15

 

       6.Подводя итог сказанному, сделаем общие выводы_________________20

 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:____________________________________________22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земельно-правовой режим в России до 1861 г.

Исторические исследования не дают оснований для предположения  о наличии рабовладельческого землевладения  на территории России.

Письменные источники  свидетельствуют о том, что, начиная  с XI века, на территории современной  России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая  основа господства класса феодалов. Эти  факты подтверждаются и археологическими данными.

Первичной формой экономической  реализации феодальной земельной собственности  явилось полюдье, представлявшее собой  институт прямого внеэкономического  принуждения населения, в котором  в обнаженной форме выступали  отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.*

Первоначально подлежали  усиленной защите все частные  землевладения. Например, в ст. 34 «Русской Правды» Краткой редакции устанавливался высокий штраф за порчу межевого знака, что указывало на заботу Древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельных отношений.

Затем выделяются «лучшие  мужи» – владельцы феодальных вотчин. Поскольку крупное землевладение, позволявшее применять более  эффективное землевладение, становится лидирующим, под его покровительство  идут разорившиеся и обнищавшие крестьяне. они попадали в  зависимость от крупных землевладельцев.

Древнерусское государство  обеспечивало правовой статус представителей класса феодалов, поскольку они были более надежной опорой, нежели общинники  и свободные люди. Так, в ст. 19–28, 33 «Русской Правды» Краткой редакции определялся особый порядок охраны как феодальных землевладений, так  и служителей, работавших на них (старост, огнищан и пр.).

Помещикам-дворянам давалась земля под условие службы государю, и первая крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла  в конце XV в. после присоединения  Новгорода к Москве (1478 г.) – Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли, а в XVI в. помещичье землевладение  стало важной формой хозяйствования.

Раздача земель дворянскому  войску усиливала эксплуатацию крестьянства, что побуждало крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении  таких перемещений. Ограничительные  мероприятия осуществлялись вначале  путем заключения междукняжеских договоров, а затем было применено правовое вмешательство: установлен запрет на перевод  крестьян с княжеских земель на частные  земли; право перехода крестьянина  только один раз в году – в  Юрьев день (26 ноября) и в течение  недели после него; обязанность уплатить высокую плату за уход от феодала  и т. п.

Раздача земель дворянскому  войску консервировала феодальную систему, но прекратить ее было нельзя, поскольку  другие источники укрепления армии  отсутствовали.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в  последние земли оппозиционной  княжеско-боярской аристократии. Некоторые  из малых князей и бояр в годы опричнины погибли, другие получили новые земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование под  условием верности и службы. В результате не только был нанесен удар по старой феодальной знати, но и подорвана ее экономическая основа, поскольку раздаваемые земли перешли служилым людям.

В начале XVI в. была предпринята  попытка ограничить рост церковно-монастырского  землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В  некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.

Поскольку эта попытка  вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором  решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать  земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных  земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой  систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство  провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.

Одновременно полученная и документально закрепленная информация явилась обстоятельством, способствовавшим созданию системы крепостного права  в сельском хозяйстве России, благо  государство нашло способ избавления и от Юрьева дня. Так, с 1581 г. стали  вводиться «заповедные лета», т.е. годы, когда Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное  закрепление крестьян за феодалами  – введено крепостное право.

В XVII–XVIII вв. фактически сложился земельно-правовой строй России, который  не был полностью разрушен в ходе февральской революции 1917 г., а через  пару десятилетий отдельные элементы этого строя в трансформированном виде были закреплены в нормах земельного законодательства советского периода.

Сложившийся земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно к новым историческим потребностям.

1. Формировался земельный  фонд России через Генеральное  межевание, развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.

Начало Генеральному межеванию  было положено в 1754 г. в рамках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. правительством Екатерины II был  опубликован манифест о началах  предстоящего отмежевания частновладельческих  земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам»  по проведению межевания. Эти правовые акты более чем сто лет играли основополагающую роль в организации  и регулировании земельного кадастра в России.

Генеральное межевание представляло собой более развитую систему  земельного учета по сравнению с  писцовыми книгами, которые, при  всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего земельного фонда страны. Кроме того, осуществление  мероприятий по Генеральному межеванию  привело к обновлению принципов  российского земельного права: всеобщности  учета земель; документальности фактического владения землей, рационального размещения угодий и т. п.

С осуществлением мероприятий  по Генеральному межеванию снизился уровень проблем, порождавших земельные  споры из-за описательного характера  границ владений по писцовым книгам. Составлением правильных топографических планов всех земельных владений разрешились  многочисленные земельные споры, возникавшие  до Генерального межевания.

Вместе с тем возложенная  на субъектов землепользования обязанность  документального доказывания земельных  прав повсеместно привела к расхищению земель при межевании социально  слабых субъектов землевладельцами-феодалами.

2. На земельные отношения  накладывался буржуазный отпечаток  отношений, вносящий свои коррективы  в земельно-правовое регулирование:

создаваемые промышленные предприятия  ощущали нужду в рабочей силе, поэтому появился статус деревень, прикрепленных к заводам, крестьяне  которых обязаны были на них трудиться. Например, Указ «О покупке к заводам  деревень» отменял запреты для  купцов и промышленников покупать населенные деревни, запретив продажу таких  деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг и Мануфактур-коллегии, а также использование этих деревень в качестве залога;

под напором развивавшихся  капиталистических отношений государство  отменило монопольное право на землю. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил  купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли, а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил  такое же право и помещичьим крестьянам;

была предоставлена возможность  прекращения крепостнических отношений  на возмездной основе. Так, Указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил  помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкупа Указ 1842 г. – возможность предоставления помещиками земли крестьянам по договору в пользование, за что последние  должны были нести в пользу помещиков  определенные повинности; сохранялись  права помещиков вершить суд  и расправу над крестьянами за проступки и маловажные преступления; в целях недопущения дробления  земельных владений Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» предоставил  дворянам право передавать по наследству землю и недвижимое имущество  только старшему сыну, с последующим  запретом продажи этих объектов и  передачи их другим лицам под залог;

вводились ограничения в  землепользовании в интересах государства. Так, по Указу от 10 декабря 1719г. добыча металлов и минералов на землях частных  собственников составляла привилегию государства. Собственник земель либо пользовался преимущественным правом на устройство заводов по добыче и  переработке полезных ископаемых, либо получал 1/32 часть прибыли от разработки этих ископаемых на его землях.

3. Одновременно усиливались  феодально-крепостнические тенденции  в регулировании земельных отношений  дореформенной России:

укреплялся правовой статус общины как ведущей формы крестьянского  быта в сельской местности, поскольку  община была удобной формой поддержания  порядка в государстве;

укреплялся правовой статус помещика как главного феодала-землевладельца, одновременно являвшегося полицейским  оплотом государства. Император  Павел I, например, говаривал: «У меня столько  полицмейстеров, сколько помещиков  в государстве»;

через земельные отношения  регулировался и национальный вопрос многонациональной России. Так, были установлены черты Оседлости лиц еврейского происхождения.

Одновременное развитие всех охарактеризованных выше противоположных  тенденций вело к обострению противоречий между различными социальными группами, в силу чего «крепостное право  стало пороховой бочкой под государством».

2. Земельная реформа  1861 года и ее правовое содержание

Земельная реформа 1861 г. не затронула  в целом земельно-правовые отношения  России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:

1) собственность на землю  сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

2) крестьяне получают усадебную  оседлость и наделы на условиях  последующего выкупа или отработки;

3) крестьяне выступают  как социальный субъект земельно-правовых  отношений только в составе  общины;

4) всемерно должен быть  обеспечен фискальный и казенный  интерес при реорганизации земельных отношений.

Таким образом, все виды поземельной  собственности и поземельных  прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.

Причины земельной реформы  в России кратко были выражены в  преамбуле Манифеста Александра II: «...Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и  средние сословия,...не достигло равномерной  деятельности в отношении к людям  крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены  под властию помещиков, на которых  с тем вместе лежит обязанность  устроять их благосостояние. Права  помещиков были доныне обширны и  не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В  лучших случаях из сего происходили  добрые патриархальные отношения искренней  правдивой попечительности и  благотворительности помещика и  добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих  отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные  выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному  для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния...».

По Манифесту получалось, что причиной проблем в земельных  отношениях России явилось ухудшение  отношений между людьми. Однако действительным источником противоречий были экономические  причины: народное хозяйство России все шире и шире вовлекалось в  рыночные отношения, из года в год  увеличивался экспорт из России, в  первую очередь хлеба, что настойчиво требовало в условиях рыночной конкуренции  повышения  производительности труда. Труд же крепостного крестьянина отличался низкой производительностью.

Россия пребывала в  тисках феодально-крепостнической  замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в  период раннего средневековья, то в  России — лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь остатки в виде феодальных повинностей.

Информация о работе История земельно-правового строя России