Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

Содержание работы

Источники земельного права……………………………………….…….3
1.1 Виды источников земельного права………………………………………..3
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного,природно-заповедного,оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения)…………………………………….…..12
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)

     Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права:

Законы и нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов  Федерации, поэтому субъекты РФ проявляют  большую активность в сфере регулирования земельных отношений.

Характер и содержание законов и иных нормативных правовых актов, принятых в субъектах РФ, определяются многими факторами. Значительное влияние  на характер правотворчества оказывают  природные условия на территории субъекта Федерации, уровень экономического развития, а также политическая ориентация органов государственной власти субъекта РФ.

Во многих субъектах Федерации  приняты законодательные акты, предметом  правового регулирования которых  является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах РФ действуют  земельные кодексы, в других –  законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов РФ приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.

В законодательстве субъектов  Федерации регулируются вопросы  предоставления и изъятия земель, а также предоставления земельных  участков для различных целей. Некоторыми субъектами Федерации приняты законодательные  акты, специально регулирующие отношения  частной, муниципальной и государственной  собственности на землю и др. В  ряде субъектов Федерации приняты  законы о землеустройстве и земельном  кадастре. В целом земельное законодательство субъектов РФ отличает значительное несоответствие некоторых его положений  действующему федеральному законодательству.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Акты (решения, постановления) органов местной администрации  относятся к числу источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный  характер, т.е. изданы в пределах компетенции  и устанавливают общие правила  поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования: поселка, села, района, города.

Что касается иных актов  органов местного самоуправления, носящих  правоприменительный и правоустанавливающий характер, то они не являются источниками  земельного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

 Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов:

Правовое регулирование  отношений в сфере земель особо  охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса  Российской Федерации и принятого  в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27 декабря 2009 г.).

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся  особо ценные земли, которые в  соответствии с решениями органов  государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов  местного самоуправления изъяты или  ограничены в обороте с установлением  для них особого правового  режима (ст. 94 ЗК РФ).

К ним относятся земли:

- особо охраняемые природные  территории, в том числе лечебно-оздоровительные  местности и курорты;

- земли природоохранного  назначения;

- земельные участки рекреационного  назначения;

- земли историко-культурного  назначения;

- иные особо ценные  земли.

Общими признаками земель особо охраняемых территорий и объектов являются:

- особо ценное природное  либо социальное значение земель;

- изъятие или ограничение  данных земель в обороте, а  также установление для них  особого правового режима органами  государственной власти Российской  Федерации, субъектов РФ или  органами местного самоуправления. Соответственно, таким землям придается  федеральное, региональное или  местное значение.

Особый правовой режим  ограничивает или запрещает виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель:

- порядок использования,  охраны и отнесения земель  к определенному виду земель  особо охраняемых территорий  устанавливается федеральным законом,  законом субъекта РФ или нормативным  правовым актом органа местного  самоуправления;

- Российская Федерация,  субъект РФ, орган местного самоуправления  вправе устанавливать иные виды  земель особо охраняемых территорий  и объектов, помимо вышеперечисленных  видов (например, на которых находятся  охраняемые береговые линии, охраняемые  природные ландшафты, биологические  станции, микрозаповедники). Представляется, что тем самым закон предоставляет органам власти право устанавливать иные подкатегории земель в пределах данной категории земель либо расширять перечень территорий и объектов, относимых к подкатегории земель, и устанавливать для них иные особые режимы использования. Если же к землям особо охраняемых территорий и объектов планируется отнести земли из состава иных категорий земель (сельскохозяйственного назначения и пр.), а равно отнести земли в составе других категорий к землям особо охраняемых территорий и объектов, то это должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий:

К землям особо охраняемых природных территорий относятся  земли:

- государственных природных  заповедников, в том числе биосферных;

- государственных природных  заказников;

- памятников природы;

- национальных парков, природных  парков, дендрологических парков, ботанических  садов;

- территорий традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской Федерации;

- земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов.

      По форме собственности земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Исключительно в федеральной  собственности находятся земли  государственных заповедников и  национальных парков.

На землях государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных  природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась  особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная  с сохранением и изучением  природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

1) предоставление земельных  участков для садоводства и  дачного хозяйства;

2) строительство автомобильных  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация  промышленных, хозяйственных и жилых  объектов, не связанных с разрешенной  на особо охраняемых природных  территориях деятельностью в  соответствии с федеральными  законами;

3) движение и стоянка  механических транспортных средств,  не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

На территориях лечебно-оздоровительных  местностей и курортов выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В силу ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и ст. 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" округа санитарной и горно-санитарной охраны, в отличие от режима охранных зон, также имеют статус особо охраняемых природных территорий. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Обязательность создания охранных зон или округов с  регулируемым режимом хозяйственной  деятельности на территориях, прилегающих  к государственным природным  заказникам, к территориям дендрологических парков и ботанических садов, а также  к территориям традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, федеральными законами не устанавливается.

 Приватизация земель  государственных природных заповедников  и национальных парков запрещена. 

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и  объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования  в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и  для регулируемого туризма.

Государственный природный  заповедник и национальный парк учреждаются  Правительством РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение соответствующих  территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности.

Государственные природные  заповедники и национальные парки  являются природоохранными учреждениями, т.е. юридическими лицами определенной организационно-правовой формы. Будучи государственными учреждениями, государственные  природные заповедники и национальные парки получают соответствующие  земли в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

К территориям природных  парков относятся территории (акватории), которые включают в себя природные  комплексы и объекты, имеющие  значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены  для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных  целях.

Вдоль всех водных объектов, включенных в границы национального  парка, в соответствии с нормативами  устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, режим ведения хозяйственной деятельности в которых определяется Водным кодексом Российской Федерации.

Объявление земель государственным  природным заказником допускается  как с изъятием, в том числе  путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у  их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания  экологического баланса.

Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в  экологическом, научном, культурном и  эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы федерального и регионального значения, а также  их территории объявляются таковыми соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Территориями дендрологических парков и ботанических садов являются территории, предназначенные для  создания специальных коллекций  растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления  научной, учебной и просветительской деятельности.

Земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов предназначены  для лечения и отдыха граждан (ст. 96 ЗК РФ).

Охрана лечебно-оздоровительных  местностей и курортов осуществляется посредством установления округов  санитарной (горно-санитарной) охраны.

Для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, где природные  лечебные ресурсы относятся к  недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются  округа горно-санитарной охраны. В остальных  случаях устанавливаются округа санитарной охраны.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О  природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" в составе  округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

Земельные участки в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны у собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются.

      Правовой режим земель природоохранного назначения:

К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) запретных и нерестоохранных полос;

2) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);

3) иные земли, выполняющие  природоохранные функции.

К землям запретных и нерестоохранных полос относятся земли, находящиеся в местах нереста определенных видов рыб. До урегулирования в федеральных законах вопросов, связанных с запретными полосами, не могут быть выделены и земли этих полос. Выделение земель с особым режимом использования сопряжено с ограничением прав граждан и юридических лиц. В целях соблюдения требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанный вопрос не может решаться в соответствии с законами субъектов РФ и подзаконными актами.

Информация о работе Источники земельного права