Использование земель, подвергшихся радиационному и химическому загрязнению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Пункт 1 ст.14 ЗК РФ устанавливает два обязательных и одно факультативное правовые последствия на случай, если определенная территория подверглась радиоактивному и химическому загрязнению и на ней не обеспечивается производство экологически качественной продукции. Обязательные последствия, которые наступают в таком случае, это: а) ограничение использования загрязненных земель и б) исключение их из категории земель сельскохозяйственного назначения. В необходимых случаях может быть применено и последствие, не являющееся обязательным в силу закона, — перевод загрязненных земель в земли запаса для их консервации.

Файлы: 1 файл

зп 5.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

4.Использование земель, подвергшихся радиационному и химическому загрязнению

Пункт 1 ст.14 ЗК РФ устанавливает два обязательных и одно факультативное правовые последствия на случай, если определенная территория подверглась радиоактивному и химическому загрязнению и на ней не обеспечивается производство экологически качественной продукции. Обязательные последствия, которые наступают в таком случае, это: а) ограничение использования загрязненных земель и б) исключение их из категории земель сельскохозяйственного назначения. В необходимых случаях может быть применено и последствие, не являющееся обязательным в силу закона, — перевод загрязненных земель в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Нарушение данного запрета влечет возникновение правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст. 74-76 ЗК РФ.

Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов").

Правила, утвержденные ППРФ от 27 февраля 2004 г. N 112, определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

    • переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

    • используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

    • используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии со следующими НПА:

    • ФЗ от 10.07.2001 г. "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

    • Положением о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 г. N 421;

    • Положением о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 22.09.2003 г. N 588.

 

 В соответствии с п. 3 ст. 14 Кодекса лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества,

    1. полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 Кодекса, а также

    1. компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или

    1. возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Иными словами, установлен принцип полного возмещения убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшения их качества.

Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в п. 3 ст. 14 Кодекса, могут бытьграждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.

 

5. Экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние земель

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ (2015) Актуально в 2015 году

Статья 43. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов , строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.

Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не обеспеченных мерами защиты земель от деградации или нарушения, запрещается.

Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовывается с землеустроительными, природоохранительными и другими органами в порядке, определяемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

 

Каковы экологические, санитарно-гиеиенические и иные требования к размещению и эксплуатации объектов?

Законом «Об охране окружающей природной среды» определены как общие требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, так и специальные требования к их размещению, технико-экономическому обоснованию, строительству и реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации. Особо выделены экологические требования в сельском хозяйстве, при проведении мелиоративных работ, использовании радиоактивных материалов и др.

Общими требованиями при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов,  оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, согласно ст. 40 Закона, являются:

 

     -  выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения;

- осуществление мероприятий по  охране природы, рациональному   использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

 

   Нарушение этих требований  влечет за собой приостановление  до устранения недостатков либо  полное прекращение деятельности  по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию  вредных объектов в соответствии  с предписаниями специально уполномоченных  на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

 

   Экологическими требованиями  при размещении предприятий, сооружений  и иных объектов являются:

- обеспечение выполнения требований  по охране окружающей природной  среды;

- рациональное использование и  воспроизводство природных ресурсов;

- учет ближайших и отдаленных  экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности  указанных объектов при приоритете  охраны здоровья человека и  благосостояния населения.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством (ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных госорганов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.

При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться:

— современный уровень научно-технического прогресса;

— предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду;

— предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация;

—- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии и производства;

— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.

Технико-экономические обоснования проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости — и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не отвечающие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.

Особые экологические требования предъявляются к предприятиям, объединениям, организациям и гражданам, ведущим сельское хозяйство и осуществляющим мелиоративные работы. Такие формирования и граждане обязаны:

— выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы;

— предотвращать побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека;

— соблюдать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, лесов и иной растительности;

— предотвращать затопления, подтопления и другие вредные последствия для окружающей природой среды.

 

Статья 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», содержит общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Статьи 35 - 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» конкретизируют эти требования; каждая статья посвящена требованиям в области охраны окружающей среды на различных стадиях производственного процесса: размещение (ст. 35), проектирование (ст. 36), строительство и реконструкция (ст. 37), ввод в эксплуатацию (ст. 38), эксплуатация и вывод из эксплуатации (ст. 39) зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Информация о работе Использование земель, подвергшихся радиационному и химическому загрязнению