Бюджетирование в системе управления фирмой на примере ООО «ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность бюджетного планирования.
2. Проанализировать основные функции бюджетирования.
3. Классифицировать и определить виды бюджета.
4. Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Значение и понятие бюджетирования и бюджета. Функции бюджета …….5
1.2. Методы составления и виды бюджета……………………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ЦИКЛА ООО «ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1. Общие положения ООО «Трусовский хлебозавод»………………………14
2.2. Организация управленческого учета на предприятии……………………20
2.3. Формирование бюджета: операционного и финансового………………..22
2.4. Организация контроля исполнения бюджета………………………………29
2.5 Рационализация бюджетного цикла, выводы и предложения……………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

новый христине.doc

— 452.36 Кб (Скачать файл)

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - УПРАВЛЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет управления

Кафедра МЕНЕДЖМЕНТА

 

Курсовая работа на тему:

« Бюджетирование в системе управления фирмой на примере ООО «ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» .

               

 

               Выполнила:

                студентка 541 группы

                МБ заочное

                Севостьянова Христина

 

г. Ростов-на-Дону

2015г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
    1. Значение и понятие бюджетирования и бюджета. Функции бюджета …….5

    1.2. Методы составления и виды бюджета……………………………………….8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ЦИКЛА ООО «ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

    2.1. Общие положения ООО «Трусовский хлебозавод»………………………14       

    2.2. Организация управленческого учета на предприятии……………………20

    2.3. Формирование  бюджета: операционного и финансового………………..22

    2.4. Организация контроля исполнения бюджета………………………………29

    2.5 Рационализация бюджетного цикла, выводы и предложения……………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Абсолютно каждый хозяйствующий субъект имеет специфические особенности управления, исходящие от многих факторов: структуры и способа управления, основных целей предприятия, воздействия внешних  факторов и т.д. Организационная структура, форма и содержание стратегических, тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управления хозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя из особенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить, что стратегические, тактические и оперативные цели не могут быть фиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существования хозяйствующего субъекта таким образом, можно сделать вывод, что планирование для каждого хозяйствующего субъекта имеет большое практическое значение.

Планирование на данном этапе ведения бизнеса приобретает все большую актуальность и значимость, так как происходит увеличение предложения на рынках, увеличения не только трудового потенциала, но и информационных ресурсов, связанных с научно - техническим прогрессом, а как  следствие, возрастающей конкуренцией. Для того чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координация различных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов. В связи с тем что, законодательно не закреплен порядок установки и планирования бюджета, эту функцию на себя берут непосредственно руководство и специализированные органы.  
    таким образом, бюджетирование -- это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия управленческих решений.  
    Бюджет можно представить как финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.  
    Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.  
    Объектом исследования в данной курсовой работе является  бюджетирование.  
    Предмет исследования - бюджетирование в современных условиях.  
    Цель исследования - проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также  рассмотреть виды бюджетов. 
    Задачи:  
1. Рассмотреть сущность бюджетного планирования.  
2. Проанализировать основные функции бюджетирования.  
3. Классифицировать и определить виды бюджета.

4. Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла. 
    Методы исследования: нормативно-ценностный,

критически-диалектический, плановый экономический анализ.  
    Объектом исследования послужило ООО «Трусовский хлебозавод». Система бюджетирования на данном предприятии рассматривается в третьей главе курсовой работы.

    Методологической основой написания курсовой работы явились нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета, а также были использованы учебники, методические указания, справочные правовые системы.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы бюджетирования (планирования) в системе управленческого учета

 

    1. Значение и понятие бюджетирования и бюджета. Функции бюджета

 

 

В современном мире основная задача компаний работать с максимальной отдачей, что и обосновывает цель нахождения постоянного пути контролирования денежных средств компании, что и обуславливает непосредственно бюджетирование на предприятии.

Практически все организации осуществляют коммерческую деятельность на свой страх и риск, вероятность банкротства может наступить в любой момент, необходимость планирования бюджета может придать предприятию некоторую устойчивость и  уверенность кредиторов при сотрудничестве с компанией.

Актуальность и популярность бюджетирования в последнее время возрастает. Благодаря бюджетированию появляется возможность связать между собой подразделения организации и наладить коммуникацию отделов. А также отладить согласованность. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

    В бюджетах закладываются и отражаются цели и задачи компании. При формировании бюджета учитывается все основные решения и мероприятия компании, со всеми возможными непредвиденными обстоятельствами и факторами, способными повлиять на деятельность компании с материальной стороны.

Бюджет-- это план или стандарт, причем не обязательно финансовый. 

    Бюджетирование- это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.[15]

Так как цели компании достигаются коллегиально, бюджетированию помогает выявить вклад каждого в данную деятельность, а потом увидеть результат объединения этих усилий при достижении целей компании.

    Целью бюджетирования     являются:

- осуществление периодического планирования;

- обеспечение координации, кооперации и коммуникации;

- обеспечение  осмысления  затрат,  связанных с деятельностью         предприятия;

- создание основы для оценки и контроля выполнения;

- мотивация работников с помощью ориентации на достижение цели        организации;

- обеспечение выполнения требований законов и контрактов. [8]

    По оргструктуре планирование последовательно распространяется. В самом начале отчетного периода каждый из бюджетов представляет собой план или стандарт. Тогда как в конце он играет роль измерителя, позволяющего менеджеру сравнить полученные результаты с запланированными, сравнение поисходит по системе план - факт, для того чтобы в дальнейшем улучшить деятельность.

    Бюджеты имеют большое значение при отслеживании показателей экономической системы. В качестве контроллинга могут использоваться статьи затрат в бюджетах, значения чистой или маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, объем выручки, производительность и др. Чтобы рассчитать отклонения, должны быть заданы нормативы расхода материалов, нормо-часы работы персонала, оборудования, квоты на продажу и т. д. При оперативном управлении, анализируя отклонения, можно ответить на вопросы, как каждое подразделение прожило очередной день: в «плюс» или в «минус», заработало прибыль или оказалось в убытке. Более того, анализируя отклонения, можно определить, какие факторы повлияли на результат (условия производства, конкурентоспособность, уровень риска, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, оборачиваемость активов, запасы на складе, тенденции положения на рынке, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности), и кто несет ответственность за неблагоприятные отклонения.

    Основные функции бюджета:

1)   планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

2) координация различных видов деятельности и отдельных 
подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

3) стимулирование руководителей всех рангов в достижении 
целей своих центров ответственности;

4)      контроль и оценка текущей деятельности;

5)     средства на обучение менеджеров [9].

          Следует различать понятия бюджет (budget) и бюджетирование (budgeting). Необходимо четко различать данные понятия. Так бюджет представляет собой определенно оформленный же документ с отраженными в нем целями и задачами. А сам же процесс составления данного плана и называется бюджетирование.

Кроме того необходимо представлять себе сферы применения бюджетирования, так это может происходить не только на уровне целого предприятия, но и внутри компании, в частности в отдельных цехах и отделах. Плюсы данного подхода заключаются в том, что благодаря ткому подходу появляется возможность контроля средств начиная от самых низов производства, тем самым повышается четкость бюджетных статей расходов и доходов, что уменьшает вероятность ошибки бюджетирования на уровне компании в целом, а также повышает детальность и структурированность бюджета. [6]

Для бюджетирования как управленческой технологии следует определить уровни составления и консолидации (составление сводных бюджетов) бюджетов, которые соответствуют уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). Постановка бюджетирования сама по себе не предполагает каких либо четких закрепленных правил, поэтому стоит понимать, что процесс сугубо «личный» для каждого отдельного предприятия и зависит от многих факторов.

Соответственно можно сделать вывод, что система бюджетирования во всех организациях будет различаться, как и сами по себе различны хозяйственные субъекты в принципе.

 

 

1.2 Методы  составления и виды бюджетов

 

 

Само понятие бюджет имеет очень широкое понятие и для каждой конкретной организации имеет свое смысловое содержание. Следовательно и в каждой конкретной организации виды бюджета изменяются.

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

Частный бюджет - это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет - это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет - текущий, периодический, характеризует планируемые  операции на предстоящий период. Цель такого бюджета - разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор - объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета - планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет - это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Информация о работе Бюджетирование в системе управления фирмой на примере ООО «ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»