Закономерности и принципы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучение закономерностей и принципов управления персоналом.
В соответствии с названной целью выдвинуты следующие
задачи:
 Изучить понятие и основные подходы к управлению персоналом;
 Рассмотреть закономерности и принципы управления персоналом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления персоналом………………………………….…...5
1.1. Управления персоналом: основные понятия, сущность……………………………5
1.2. Типы кадровой стратегии организации…………………………………………...…6
1.3 Основные подходы к управлению персоналом……………………………………12
2. Закономерности и принципы управления персоналом……………………..…….….15
2.1 Роль закономерностей и принципов управления в управлении современной организацией……………………………………………………………………….….…..15
2.2 Законы и закономерности управления персоналом………………………….….….18
2.3 Принципы управления персоналом………………………………………….………22
Заключение……………………………….………………………………………….…….31
Список литературы……………………………….……………………………………….33

Файлы: 1 файл

2326_Закономерности и принципы управления персоналом2.DOC

— 155.50 Кб (Скачать файл)




 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические  основы управления персоналом………………………………….…...5

1.1. Управления  персоналом: основные понятия, сущность……………………………5

1.2. Типы кадровой стратегии организации…………………………………………...…6

1.3  Основные подходы к управлению персоналом……………………………………12

2. Закономерности  и принципы управления персоналом……………………..…….….15

2.1 Роль закономерностей  и принципов управления в управлении  современной организацией……………………………………………………………………….….…..15

2.2 Законы и закономерности управления персоналом………………………….….….18

2.3 Принципы  управления персоналом………………………………………….………22

Заключение……………………………….………………………………………….…….31

Список литературы……………………………….……………………………………….33

 

Введение

 

 

Актуальность  исследования. Управление персоналом - многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий специфические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производительности труда. В условиях перехода к рыночной экономике управление персоналом должно приобрести системность и завершенность на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и совершенствования существующих форм и методов кадровой работы.

Управление персоналом как научно-практическое направление  является неотъемлемой частью общей  науки управления. Изучать управление - значит изучать отношения между  людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

На сегодняшний день условия, в которых создаются и функционируют организации, характеризуются повышением неопределенности внешней среды, ужесточением конкуренции, усилением интеграционных процессов, усложнением информационных потоков.

В этих условиях нельзя добиться эффективного и результативного  управления организацией, опираясь только на интуицию и талант руководителя. Оно должно основываться на соответствующей теоретической базе, и, прежде всего, на закономерностях и принципах управления.

Цель работы изучение закономерностей и принципов управления персоналом.

В соответствии с названной  целью выдвинуты следующие

 

задачи:

    • Изучить понятие и основные подходы к управлению персоналом;
    • Рассмотреть закономерности и принципы управления персоналом

 

Объект исследования совокупность законов и принципов, складывающихся в процессе управления персоналом.

Предмет – процесс управление персоналом.

 

1. Понятие и основные подходы к управлению персоналом

1.1 Управление  персоналом: понятие и сущность

 

 

При определении сущности системы управления персоналом мы исходим из положения о том, что ее объектом является процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния работников в трудовой деятельности организации, как открытой системы, ориентирующейся на потребителя.

Управление персоналом, как система, «переживает» в таких предприятиях состояние усложнения. «Возрастание сложности управления персоналом происходит, во-первых, в силу усложнения управленческого труда, и, во-вторых, в силу того, что персонал — наиболее сложный объект управления в организации»[2].

Результативный кадровый менеджмент в современной организации становится возможным на основе осознанной кадровой политики и продуманной кадровой стратегии. В литературе по управлению человеческими ресурсами можно встретить различные определения понятий «кадровая политика» и «кадровая стратегия». Нами предлагаются следующие:

Кадровая политика — это система принципов и правил поведения всех субъектов процесса управления персоналом, установленная руководством и позволяющая организации наиболее эффективно достичь долгосрочных целей ее развития в существующих условиях внешней среды[4].

Кадровая стратегия — система методов и средств управления персоналом, применяемая в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики.

 

1.2 Типы кадровой стратегии организации

 

 

Существует ряд подходов к выбору кадровой стратегии организации и ее направлений, основанных на различных ключевых элементах.

В качестве последних могут выступать:

— жизненный цикл организации.

Так, на этапе формирования организации кадровая стратегия  заключается в создании системы управления персоналом как таковой, в формировании корпоративных принципов. На стадии интенсивного роста кадровая стратегия направлена прежде всего на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры; на этапе стабилизации — на оценку эффективности деятельности системы управления персоналом; на стадии кризиса — на диагностику кадрового потенциала, поддержку реорганизации, проведение оптимального аутплейсмента и разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации;

— место управления персоналом в общей системе управления организацией. Здесь имеется в виду, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер: локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене; в организации будет создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями; будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;

— система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя организации приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;[10]

— уровень кадровых технологий. В организации могут реализовываться  традиционные или устаревшие технологии работы с персоналом. Например, аттестация и оценка деловых и личных качеств персонала может проводиться по формальным критериям, выдвижение в кадровый резерв — на основе субъективных мнений. Это не соответствует кадровой стратегии, необходимой в условиях рыночной экономики, и существенно тормозит формирование бизнес поведения сотрудников и самой организации[2].

Мы не ставим своей  задачей исследование всех возможных  вариантов кадровой стратегии организации. Гуманизация управления, необходимость  существования в системе управления организацией психологических факторов привела в нашем опыте к разработке оригинального подхода, базирующегося на системе отношений «работник — организация». Поскольку, по нашему мнению, управление персоналом есть в первую очередь создание и развитие системы внутриорганизационных отношений, то и кадровая стратегия должна основываться на учете особенностей этих отношений и их развитии в нужном для организации направлении.

Можно выделить четыре типа взаимодействия сотрудника и организации  и соответствующие им варианты кадровой стратегии

Отношение сотрудников  к организации проявляется в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, а отношение к персоналу руководителей всех уровней управления организации находит свое отражение в принципах кадровой политики.

Исходя из данных индикаторов, определены следующие типы стратеги

— потребительская. При этой стратегии у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития не происходит;[4]

— партнерская. При этой стратегии у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы;[7]

— идентификационная стратегия. При этой стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот — организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник.[5]

Негативным вариантом  стратегии могут быть случаи, когда  сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы; развитие организации и сотрудника происходит независимо. Особенностью варианта может быть деструктивный характер отношений, при котором сотрудник или организация намеренно подрывают репутацию друг друга.

Каждый вариант стратегии  рассматривается по следующим индикаторам:

Каждый вариант стратегии  рассматривается по следующим индикаторам:

- характеристика персонала и кадровой ситуации

- принципы кадровой  политики в отношении таких направлений, как мотивация и вознаграждение, развитие персонала, бюджетирование кадровой работы;

- специфика технологии, применяемой в работе с кадрами;

- особенности корпоративной  культуры.

Основным показателем  эффективности стратегии являются конкурентные преимущества, получаемые организацией в результате реализации выбранного варианта стратегии.

Потребительская стратегия. При потребительской стратегии кадровая ситуация характеризуется кризисом: с одной стороны, высока текучесть персонала из-за неудовлетворенности сотрудников их работой; с другой стороны, сохраняется основной состав кадров преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста. Приток квалифицированных кадров существенно снижен, и имеет место их скрытый отток, что отражается в показателях неполной занятости и в низких результатах труда[10].

Основными характеристиками персонала являются:

— исполнительность

— минимальная инициативность в реализации новых процессов и технологий;

— имитация лояльности;

— предприимчивость и  активность, направленные на достижение собственных целей.[11]

В свою очередь, руководство  организации придерживается принципа «люди разные нужны». Ориентируясь на имеющийся потенциал сотрудников, организация стремится максимально  использовать их на тех видах работ, которые не требуют активного внедрения инноваций; основой для мотивации трудовой деятельности являются социальные гарантии, предоставление льгот; вознаграждение связано с занимаемой должностью и другими формальными критериями.

Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми финансовыми, материальными и человеческими ресурсами, направленными на поддержание жизнедеятельности организации.

Основной функцией кадровой службы является учет кадров и контроль за исполнением должностных инструкций; планирование персонала носит стихийный характер; набор сотрудников производится по формальным критериям; планирование карьеры не осуществляется, кадровый резерв не готовится, ставка делается на привлечение руководителей со стороны.

При этой стратегии особенностью корпоративной культуры является отсутствие взаимной ответственности, а ее характерной чертой — имитация приверженности и направленность на внешние атрибуты: искусственное формирование имиджа, манипулирование этическими нормами и т. п.

Реализация этой стратегии приводит не к развитию, а к утрате организацией конкурентных преимуществ.

Партнерская стратегия. При партнерской стратегии кадровая ситуация характеризуется относительной нестабильностью: текучесть кадров объясняется резкими изменениями в стратегии развития организации и кадровой политике: с одной стороны, сотрудник перестает соответствовать возрастающим требованиям; с другой стороны, потенциал сотрудника больше, чем предлагаемая должность и содержание деятельности. Приток кадров высокой квалификации носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован. Кадровый состав несбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация).

Основными характеристиками персонала являются

— активное участие в  профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий;

— нормативная и мотивированная лояльность;

— ответственность и организованность;

— направленность деловой  активности на достижение целей саморазвития. [12]

Принципы кадровой политики: избирательный и рациональный подход, проявляющийся в поддержке усилий наиболее приверженных и творческих сотрудников; развитие потенциала сотрудников, обеспечивающих реализацию инноваций. Вознаграждение адекватно вкладу в достижение целей деятельности организации.

Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие. Инвестиции осуществляются в программы развития отдельных, наиболее перспективных сотрудников. Финансируются в полном объеме основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.).

Основной функцией кадровой службы является мониторинг персонала, мотивационного и психологического климата в коллективе; адресное планирование персонала, отбор, оценка и продвижение персонала производится на основе уровня компетентности и стремления к саморазвитию в профессиональной деятельности с помощью объективных критериев; формирование кадрового резерва проводится избирательно — по отношению к отдельным должностям и сотрудникам.[2]

Информация о работе Закономерности и принципы управления персоналом