Задержание в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: комплексная и всесторонняя характеристика задержания в уголовном процессе, анализ сущности юридической природы задержания, изучение системы правового регулирования задержания в уголовно-процессуальном праве, выявление проблем, возникающих при применении задержания, и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучение задержания как меры уголовно-процессуального принуждения;
2.Определение понятия задержания и выявление особенностей его юридической природы;
3. Изучение оснований, целей и мотивов задержания;
4. Изучение основания, условия и порядка задержания лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также осуждённого;
5. Изучение оснований прекращения задержания и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение понятия задержание и его юридическая природа в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 2. Цели, мотивы и условия задержания в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 3. Виды задержания в уголовном процессе Республики Беларусь.
3.1. Задержание подозреваемого в уголовном процессе Республики Беларусь.
3.2. Задержание обвиняемого в уголовном процессе Республики Беларусь
3.3. Задержание осужденного в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 4. Освобождение задержанного в уголовном процессе Республики Беларусь
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

задержание (Автосохраненный).docx

— 79.06 Кб (Скачать файл)

Условием  также является надлежащий субъект применения уголовно-процессуальной меры принуждения, а также надлежащий объект задержания – задерживаемое лицо [15, с. 239].

Установление условий  для производства задержания, а также  определение целей и мотивов  его применения будет способствовать обеспечению принятия законного, обоснованного  и мотивированного решения о  задержании органом, ведущим уголовный  процесс. 

Глава 3. Виды задержания в  уголовном процессе Республики Беларусь.

3.1. Задержание подозреваемого в уголовном процессе Республики Беларусь.

Данный вид задержания не является основным в уголовном  процессе. Он имел место и в прежнем  законодательстве и апробирован  правоприменительной практикой, хотя в действующем УПК претерпел  определённые изменения, которые коснулись  как формальных, так и существенных его сторон.

Это самый распространённый вид задержания, применяемый на «переднем  крае борьбы с преступностью», как  правило,  по «горячим следам», в  связи с чем, нередко обеспечивающий получение достоверных доказательств [9, с.224].

Итак, задержание  по непосредственно  возникшему подозрению –захват лица, подозреваемого в совершении преступления, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей.

В соответствии со ст. 40 УПК «подозреваемым является физическое лицо, задержанное  по подозрению в совершении преступления».

Из этого следует, что  лицо становится подозреваемым лишь с момента задержания. В связи с этим нельзя признать удачной редакцию п. 1 ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108-1, а также название и редакцию ст.118 УПК [10, с.70].

Необходимо решить вопрос о том, с какого момента лицо должно считаться задержанным и подозреваемым.  Если задержание производится по «горячим следам» – до возбуждения уголовного дела, то возможны три варианта ответа.

1. Лицо становится подозреваемым в момент фактического задержания. В пользу данной точки зрения существуют следующие аргументы:

а) срок задержания начинает течь с момента фактического задержания (ч.3 ст.108);

б) защитник допускается к участию в деле с момента фактического задержания (ч.4 ст.44), то есть лицо имеет право на участие защитника с момента фактического задержания. Раз такое право есть – оно должно быть обеспечено.

Здравый смысл говорит  о том, что обеспечить участие  защитника с момента фактического задержания невозможно, для этого необходимо, чтобы с должностными лицами, осуществляющими охрану общественного порядка, всегда находился адвокат, а  ведь захват вправе осуществлять  также и любой гражданин (ст.109УПК). Предполагается, что обязательное реальное участие адвоката должно иметь  место в уголовном процессе до начала первого допроса. По такому  пути идёт и практика, руководствуясь при этом п.5 ч.2 ст.41 УПК. Соответствующее изменение необходимо внести в ч.4 ст.44 и ч.2. ст.45 УПК, так как необеспечение участия защитника с момента фактического задержания есть нарушение порядка задержания, что является основанием для освобождения задержанного в соответствии с п.3 ч.1 ст.144 УПК. Вместе с тем некоторые права могут разъясняться лицу в момент фактического задержания, такие как право знать, по подозрению в совершении какого преступления он задержан, право на участие адвоката, право хранить молчание, право на уведомление близких родственников о задержании.  Данное предложение требует законодательного закрепления. []мытник

2. Подозреваемым лицо становится после составления протокола задержания, так как при этом задержанному разъясняются права подозреваемого, предусмотренные ст.41 УПК.

3. Фактическое задержание и протокол задержания являются актами административного производства, и лишь в последующем в течение 3 часов решается вопрос о процессуальном задержании [10, с. 70-71].

Каждый вариант ответа имеет право на существование. И  с учётом приведённой выше аргументации я считаю, что задержанным и  подозреваемым заподозренный становится с момента фактического задержания.

Далее перейдем к рассмотрению оснований задержания, исходя из условия, что задержание осуществляется до возбуждения уголовного дела.

Основания не одинаковы по своим правовым последствиям, в связи  с чем, их можно разделить на две группы: к первой из них относятся основания, указанные в пп.1-3 ч.1 ст.108 УПК, а ко второй - указанные в п. 4 этой же статьи. По основаниям второй группы задержание возможно лишь при наличии указанных в этой норме условий [9, с. 224].

Основания задержания:

1.Лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения.

Из ст.10 Уголовного кодекса  РБ вытекает, что задержание может осуществляться как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на совершение преступления. Первая часть основания  указывает на то, что лицо застигнуто с поличным, в том числе и на стадии приготовления к преступлению.

По первой части также  следует обратить внимание, во-первых, на то, что факт совершения общественно опасного деяния будет в последующем устанавливаться в ходе расследования и дальнейшего производства по уголовному делу. Во-вторых, задержание осуществляется как при совершении преступлений, так и при совершении общественно опасных деяний.

Вторая часть основания, т.е. «непосредственно после совершения общественно опасного деяния» означает, что задержание было произведено после того, как произошло преступное посягательство. На практике, как правило, имеют место случаи задержания после совершения оконченного преступления либо после покушения на совершение преступления. Исходя из сложившихся обстоятельств, лицо, осуществляющее задержание, осознает, что совершено общественно опасное деяние, и знает, кто его совершил [11, с.69].

2. Очевидцы преступления, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо указали на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватили в порядке, предусмотренном ст.109 УПК.

В данном случае задержание возможно, если имеется именно очевидец преступления. Он не задержал подозреваемого на месте преступления, но спустя какое-то время увидел его, узнал и указал на него для последующего задержания или сам его захватил. Этим очевидцем  чаще всего является пострадавший от преступления, если он видел посягающее на него лицо.

Возникает вопрос: достаточно ли одного очевидца пострадавшего?

Профессор Н.Л. Петрухин в этой связи отмечает, что «опираясь на «букву закона», можно утверждать, что сообщения одного очевидца недостаточно для задержания. Но такое утверждение было бы излишне категоричным. Все-таки можно представить себе ситуации, когда только один очевидец, например потерпевший, располагает столь убедительными сведениями, что их можно считать достаточными для задержания» [10, с. 72].

Необходимо заметить, что  обоснованность задержания по данному  основанию зависит не от количества очевидцев или пострадавших, а от конкретности, убедительности и достоверности информации, которую сообщает очевидец.

Задержание по данному  основанию встречается значительно  реже, чем в первом случае. При данном виде задержания необходимо иметь в виду, что очевидцы в силу, например,  плохого зрения, возраста, окружающей обстановки, стрессовой ситуации могут добросовестно заблуждаться относительно оценки происшедшего либо умышленно исказить фактические данные, стремясь отвлечь от действительного преступника или уйти самому от ответственности.

Также необходимо решить второй вопрос: возможно ли задержание, если на это укажет соучастник преступления?

Если соучастник указывает  на другое лицо (соучастника), то необходимо осторожно подходить к оценке таких сведений и помнить, что явившийся с повинной предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, если он сообщает о совершении преступления совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 169 УПК) [10, c. 72].

3. На этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению общественно опасного деяния.

В зависимости от обстоятельств  дела к явным следам преступления можно отнести: наркотические средства, кровоподтеки, ссадины, следы краски, обнаруженные у задержанного орудия преступления, похищенные предметы, а также специальные пометки оперативных служб МВД, КГБ на предметах, которые оказались похищенными или явились, например, предметом взятки. Причём следы будут явными, когда подозреваемый будет не в состоянии объяснить их происхождение иначе как причастностью к преступлению.

4. Имеются другие достаточные основания подозревать лицо в совершении преступления при условии, что оно пыталось скрыться с места происшествия или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.

Данное основание в  отличие от всех вышеуказанных применимо  при наличии двух его составляющих:

1) должны иметь место фактические данные, указывающие на причастность лица к преступлению. Но достоверность этих данных не столь убедительна, как в трёх вышеизложенных основаниях. Это могут быть и оперативно-розыскные данные, и показания лица, не являющегося очевидцем преступления, результаты использования розыскной собаки и т.д.

2) задержать по указанным основаниям можно только при наличии хотя бы одного из предусмотренных законом условий, а именно: а) лицо пыталось скрыться с места преступления или от органа преследования; б) или не имеет постоянного места жительства; в) или проживает в другой местности; г) или не установлена его личность.

В случае отсутствия вышеуказанных  оснований, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования и при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции, это лицо может быть задержано органом уголовного преследования.

Процессуальный порядок  задержания складывается из нескольких этапов:

  1. Фактическое задержание – действия лица, осуществляющего задержание, направленные на лишение свободы задерживаемого.

Согласно ч. 2 ст. 211 УПК РБ, личный обыск может проводиться без вынесения постановления, а также без участия понятых. Если имеется возможность, то обыск оформляется протоколом. В случаях, не терпящих отлагательства, может быть проведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 173, ч. 2 ст. 203 УПК).

2. Доставление задержанного в орган уголовного преследования. В законе ничего не сказано о том, в течение какого времени должно быть произведено доставление. Однако следует иметь в виду, что в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела.

3. Составление протокола задержания должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования. В протоколе задержания должны быть указаны:

а) основания задержания (основания, цели и мотивы задержания должны быть указаны в постановлении о задержании);

б) время фактического задержания (с указанием часа и минут);

в) результаты личного обыска, а также оружие или предметы, имеющие значение для уголовного дела, изъятые в ходе осмотра одежды задерживаемого в момент захвата;

г) время составления протокола.

Заметим также, что законодатель не определил, кто составляет протокол, если задержанный доставлен обычным гражданином. Закон, как нам представляется, должен быть дополнен в ч. 1 ст. 110 УПК текстом примерно следующего содержания: «В случае фактического задержания (захвата) и доставления в орган уголовного преследования подозреваемого гражданином, протокол задержания составляется должностным лицом органа уголовного преследования» [11, с.69-70].

Протокол объявляется  задерживаемому и при этом ему разъясняются предусмотренные ч. 2 ст. 41 УПК РБ права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Подозреваемый может отказаться от подписи. Одновременно задержанному вручается уведомление о принадлежащих ему правах, на практике составляется «протокол разъяснения подозреваемому  прав и обязанностей». Кроме этого,  орган уголовного  преследования вручает задержанному копию протокола задержания, а также копию постановления о возбуждении уголовного дела, если уголовное дело возбуждено.

4. В течение 3-х часов  с момента доставления подозреваемого  в орган уголовного преследования  орган дознания, следователь, прокурор  принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимает решение об освобождении задержанного. Решение о задержании должно быть обоснованным и мотивированным.

В случае принятия решения  о задержании лицу разъясняется порядок  обжалования задержания, который  указан в ст. 143 УПК, на практике имеют  место единичные случаи обжалования.

5. В течение 12 часов  с момента фактического задержания (захвата) должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела, если задержание производилось до возбуждения уголовного дела. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок, задержанный должен быть освобожден (ч. 2 ст. 108 УПК), о чем выносится постановление. В этот же срок орган уголовного преследования обязан уведомить кого-либо из совершеннолетних членов семьи задержанного или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному (ч. 1 ст. 115 УПК).

Информация о работе Задержание в уголовном процессе