Задержание подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Среди правовых средств, которые закон предоставляет правоохранительным органам для решения задач уголовного судопроизводства, задержание подозреваемого занимает важное место. Это эффективная мера, создающая необходимые условия для выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая природа института задержания подозреваемого…………………6
Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения…………6
Основания задержания подозреваемого………………………………………….11
Требования к протоколу задержания в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ………..13
Глава 2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого…………………….17
Заключение………………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

задержание подозреваемого переделатьэту! (2).doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

- Задержание в результате анализа собранных материалов: а) задержание по материалам уголовного дела лица, находящегося в полиции; б) задержание по материалам уголовного дела лица, не находящегося в полиции; в) задержание в результате реализации оперативно-розыскных материалов;

- Задержание при непосредственном обнаружении общественно опасного деяния: а) в результате наблюдения при производстве по уголовному делу обстоятельств, свидетельствующих о причастности к преступлению; б) в результате наблюдения до возбуждения уголовного дела очевидных обстоятельств преступления; в) в результате наблюдения до возбуждения уголовного дела обстоятельств общественно опасного деяния, противоправный характер которого требует проверки.

2. Задержание вправе  производить орган дознания, дознаватель, следователь (ч. 1 ст. 91 УПК).

Следователь уполномочен  самостоятельно принимать решение  о задержании подозреваемого по уголовному делу, которое принято им к производству (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Дознаватель также уполномочен  самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 2 ст. 41 УПК). Поскольку ст. 92 УПК не указывает на необходимость согласования решения о задержании с начальником органа дознания, дознаватель самостоятелен в применении данной меры принуждения по делам, находящимся в его производстве. Учтем, что дознавателем может быть не только тот, кто занимает соответствующую должность, но и любой сотрудник, уполномоченный начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 41 УПК). В органах внутренних дел дознаватель - должностное лицо подразделений дознания полиции общественной безопасности; однако начальник органа внутренних дел и его заместители уполномочены назначить дознавателем любого подчиненного сотрудника. Следователь, однако, не может быть назначен дознавателем, но вправе расследовать в форме дознания уголовные дела, если это будет поручено ему прокурором (п. 8 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

3. Следователь, вправе  поручить проведение задержания  органу дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В  этом случае протокол задержания составляется сотрудником органа дознания, который производил задержание, и требует утверждения начальника органа дознания. Л. II. Гуляев указывает, что в таком протоколе в числе оснований указывается и поручение прокурора или следователя, а само поручение приобщается к материалам соответствующего уголовного дела вместе с протоколом задержания. Поскольку в протоколе задержания должны быть указаны основания и мотивы задержания, они должны быть изложены в поручении следователя. Добавим, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК, в этом случае требуется составление следующих документов: а) постановление следователя о задержании подозреваемого; б) письменное поручение органу дознания об исполнении этого постановления; в) протокол задержания, составленный органом дознания.

4. Орган дознания в  лице начальника и его заместителя  уполномочен производить дознание  по уголовным делам, по которым  производство предварительного  следствия необязательно, а также  выполнять неотложные следственные  действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 1, 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Соответственно, по делам, подследственным дознанию, начальник органа дознания (в органах внутренних дел - начальник ОВД и его заместители) уполномочен принимать решения о задержании подозреваемого и составлять протокол задержания, но при условии, что уголовное дело принято им к производству.

По делам, подследственным  следователям, начальник органа дознания в порядке выполнения неотложных следственных действий (ст. 157 УПК) уполномочен сам производить либо поручить кому-либо из подчиненных сотрудников (кроме следователей) производство предварительного расследования, включая задержание подозреваемого. Поскольку расследование в таком случае производится органом дознания, то протокол задержания, составленный кем-либо из сотрудников органа дознания, должен быть утвержден начальником органа дознания.

5. Руководитель следственного  органа уполномочен производить  задержание подозреваемого, если  только уголовное дело принято им к своему производству (ч. 2 ст. 39 УПК).

6. Судья задержание  не производит, но уполномочен  продлевать его срок (ч. 2 ст. 94, п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Согласно данной работе можно сделать следующие выводы: Задержание подозреваемого заключается в кратковременном лишении свободы передвижения лица, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, с целью выяснения его причастности к совершению преступления, обоснованности выдвинутого подозрения и разрешения вопроса о признании его подозреваемым, а также возможности применения меры пресечения до предъявления обвинения или освобождения и снятия подозрения.

Во время выяснения  причастности задержанного к совершенному преступлению должны параллельно решаться вопросы о возбуждении уголовного дела по данному факту и о его возможном привлечении в качестве подозреваемого. Законодательно необходимо определить, что задержание, как мера процессуального принуждения в неотложных случаях, возможно еще до возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный закон устанавливает основания и порядок производства процессуального задержания, но не регламентирует правил выполнения действий по физическому захвату (момент фактического задержания) и доставлению задержанного. Фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления уполномоченными на то участниками уголовного судопроизводства, его доставление в орган предварительного следствия, оформление протокола задержания и другие, связанные с ним действия, должны стать составными частями уголовно- процессуального задержания.

Для осуществления задержания лица необходимы установленные законом  основания и условия, а также  цели и мотивы задержания.

Признаки задержания и заключения под стражу во многом схожи и сводятся к одному: лишают лицо свободы, но цели при этом разные. Цель данного ограничения свободы, в первую очередь, заключается в предоставление времени органам дознания, предварительного следствия для проверки причастности (не причастности) лица к совершенному преступлению, а воспрепятствование лицу уклониться от органов правосудия и помешать установлению истины по делу является второстепенным. Цель же заключения под стражу выражена в пресечение возможности лица скрыться от органов дознания, предварительного следствия и воспрепятствовать расследованию (осуществлению) правосудия.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может  произойти при наличии оснований, установленных ст. 91 УПК РФ. Согласно ей задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, применяется для пресечения преступлений, предотвращения совершения новых преступлений, недопущения возможности этим лицам скрыться от следствия и суда. Как показывает практика, задержание и применение мер пресечения, не связанных с лишением свободы, может оказаться вполне достаточным, чтобы лицо не совершило новых преступлений, не скрылось от органов следствия и суда. К лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления, могут применяться и иные меры пресечения, не влекущие заключение под стражу.

Подводя итоги необходимо отметить, что необходимы различные  меры, направленные на недопущение  незаконных и необоснованных задержаний лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также на соблюдение прав подозреваемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации: с гимном России: принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Проспект, 2010. - 30с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 18 декабря 2001г № 174-ФЗ  (ред. 06.11.2011 № 253-ФЗ) // http//base.consultant.ru

3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/1305540/

Литература

 

1. Безлепкин Б.Т. Комментарий  к Уголовно-процессуальному кодексу  Российской Федерации (постатейный): изд. 9-е перераб. и доп. М.: КноРус, 2010. – 688с.

2. Булатов Б.Б., Баранов А.М. Уголовный процесс: Учебник. М.: Основы наук, 2008. – 591с.

3. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и особенная части: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2010. – 720с.

4. Гриненко А.В. Разграничение фактического и уголовно-процессуального задержания // Уголовное право. – 2002. - № 3. - С.76-77

5. Ефимичев П.С. Сущность  и   содержание   уголовно-процессуального   задержания  // Российский следователь. –  2006 . - №5. – С.3-8

6. Еникеев З.Д. Меры процессуального принуждения в системе средств обеспечения обвинения и защиты по уголовным делам. – Уфа.: Изд-во БашГУ, 2008. - 226с.

7. Задержание подозреваемого – фактическое и процессуальное. Судебный контроль за его законностью / (Денисова С.Ю.) // Российский следователь. – 2010. - № 16 // http//base.consultant.ru

8. Зайцева, Л. Л., Пурс, А. Г. Задержание обвиняемого - новая мера уголовно - процессуального принуждения: Проблемы законодательного регулирования и практики применения //Адвокатская практика. - 2006 - № 5. – С. 26-29

9. Карцев А. В. К вопросу о процессуальной форме и содержании института задержания лица, подозреваемого в совершении преступления // Уголовное судопроизводство. - 2006.- №2. – С.19-22

10. Кауфман М. А. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей // Преступления против правосудия / Под ред. А. В. Галаховой. - М.: Норма, 2005. – 356с.

11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. П. Рыжаков. - Изд. 5-е, перераб. и доп.- Москва: Экзамен , 2007 – 942с

12. Малков В.П. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева.- М.: Норма, 2006. – 960с.

13. Мельников В.Ю. О совершенствовании норм УПК РФ, связанных с  задержанием   подозреваемого  // Журнал Российского права. - 2003. - №12. - С.59-70

14. Муравьев К.В.Уведомление о подозрении в совершении преступления.// Уголовный процесс. – 2007. - № 11. – С.16-21

15. Порядок задержания и заключения под стражу / (Канцеляров) // Законность. – 2011. - № 3 // http//base.consultant.ru

16. Сурихин П.Л.  Задержание   лица  по подозрению  в   совершении   преступления  //  Уголовный  процесс. – 2005. - №5. – С. 13-21

17. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. – 1072с.

18. Цоколова О.И. Практика задержания, ареста и содержания под стражей в уголовном процессе. М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 60с.

 




Информация о работе Задержание подозреваемого