Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления.
Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).
Сущность задержания как меры уголовно-процессуального принуждения состоит в ограничении свободы подозреваемого лица.
Цели задержания в законе не определены. Однако исходя из смысла закона, можно выделить две цели задержания – выяснение причастности к преступлению подозреваемого и разрешение вопроса об аресте.

Файлы: 1 файл

Контрольная по УПП.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

1. Задержание  лица, подозреваемого в совершении  преступления.

Основания, условия и порядок применения в качестве меры пресечения

заключения  под стражу.

 

Задержание  лица, подозреваемого в совершении преступления.

Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Сущность задержания как меры уголовно-процессуального принуждения состоит в ограничении свободы подозреваемого лица.

Цели задержания в законе не определены. Однако исходя из смысла закона, можно выделить две цели задержания – выяснение причастности к  преступлению подозреваемого и разрешение вопроса об аресте.

Поскольку задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, относится к числу  мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ограничивающих конституционные  права граждан, на него распространяются все правовые условия, предусмотренные для применения принудительных мер в уголовном процессе.

Под условиями  применения мер уголовно-процессуального  принуждения в науке подразумевают  обстоятельства, предопределяющие возможность, необходимость и порядок использования  принудительных мер, относящиеся ко всей их системе или определенной группе.

Задержание  подозреваемого допустимо, если:

1) имеется процессуально  оформленное решение о возбуждении  уголовного дела;

2) осуществляется  следователем или дознавателем, принявшим уголовное дело к своему производству;

3) преступление, в совершении которого подозревается  лицо, наказуемо лишением свободы;

4) задерживаемый  субъект является надлежащим  с точки зрения установленных  законом требований.

I. Основным правовым  условием для производства процессуального задержания является наличие официально оформленного и обоснованного решения компетентного органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения  направлены (оправданы) против преступления (в связи с преступлением), то сфера их применения ограничена стадией предварительного расследования, ибо в стадии возбуждения уголовного дела преступления де-юре еще нет. Преступление произошло, состоялось как событие, факт объективной действительности, однако следует провести первоначальную проверку сообщения о преступлении. Установить, действительно ли произошло преступление или было административное правонарушение. Не исключено, что в деянии лица вообще отсутствуют признаки преступления. И только после исследования фактических обстоятельств произошедшего, подтверждения сообщения, т.е. установления данных, указывающих на признаки преступления, юридически констатируется, что произошло преступление. Стало быть, актом признания деяния преступлением является постановление о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, задержание подозреваемого допустимо  лишь после возбуждения уголовного дела ввиду официального (органом  уголовного преследования) юридического подтверждения признаков преступления в совершенном деянии.

Если разрешить  производство процессуального задержания до возбуждения уголовного дела, то подобное неизбежно вызовет противоречие с задачами и содержанием стадии возбуждения уголовного дела. Напомним, что первая стадия уголовного процесса предназначена для проверки поступающих сообщений и констатации преступления как юридического факта. Применение задержания подозреваемого до установления оснований к возбуждению уголовного дела лишает эту меру принуждения единственного материально-правового основания, которое позволяет правомерно ограничить свободу и неприкосновенность личности.

Поэтому нельзя согласиться с предложением отдельных  авторов разрешить производство задержания подозреваемого до возбуждения  уголовного дела.

В защиту своей  позиции ученые приводят аргумент, что необходимость в задержании зачастую возникает, когда уголовного дела еще нет, поскольку сам факт задержания служит сигналом о преступлении. В таких ситуациях задержание – это непосредственная реакция компетентного органа на обнаружение им преступления. Не буду оспаривать тот факт, что сотрудники милиции, обнаружив преступление, незамедлительно производят задержание заподозренного. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в таком случае осуществляется не процессуальное задержание, а физический захват, поимка лица, совершившего преступление. Поэтому авторы, полагающие обоснованным производство задержания до возбуждения уголовного дела, под ''задержанием'' понимают не что иное, как поимку лица на месте совершения преступления и доставление его в органы милиции.

Кроме того, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, сопряжено с вторжением в сферу конституционных прав личности. Применение мер уголовно-процессуального  принуждения до возбуждения уголовного дела опасно тем, что в результате уничтожается необходимый барьер, ограждающий жизнь граждан от вмешательства органов власти, а их деятельность становится бесконтрольной со стороны надзирающих органов.

Значит, постановление  о возбуждении уголовного дела является той отправной точкой в производстве по уголовному делу, с которой органы предварительного расследования, включив весь механизм уголовного преследования, вправе использовать жесткий, ''режущий'' инструмент в виде мер принуждения, в том числе ограничить личную свободу подозреваемого, ибо цель оправдывает средства. Эта цель – установить событие преступления и изобличить лицо, виновное в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

II. Второе условие  применения процессуального задержания  связано с кругом субъектов,  правомочных принимать решение об ограничении свободы подозреваемого сроком до 48 часов. В ч. 1 ст. 91 и п. 11 ст. 5 УПК РФ законодатель дал перечень органов уголовного судопроизводства, управомоченных на задержание подозреваемого. Это: орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор. Из этого следует, что ограничить свободу подозреваемого может только орган уголовного преследования, т.е. государственный орган, чьей функцией является изобличение лица, виновного в совершении преступления. При задержании действуют правила о подследственности уголовных дел. Поскольку все процессуальные действия по уголовному делу правомочен осуществлять тот следователь или дознаватель, в производстве которого находится дело, то и задержание подозреваемого по нему вправе осуществлять только этот орган предварительного расследования. При вынесении решения о задержании подозреваемого следует принимать во внимание предметную, территориальную и персональную подследственность.

Как известно, предметная подследственность определяет компетенцию органа предварительного расследования по виду преступления. Ст. 150 и ст. 151 УПК РФ перечисляет все статьи УК РФ, относя каждое преступление к тому или иному органу уголовного преследования.

 

Основания, условия и порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

 

Заключение  под стражу является самой строгой  мерой пресечения. Она связана  с наибольшими ограничениями  прав личности, поэтому она должна применяться лишь тогда, когда другая мера пресечения не может гарантировать  достижения необходимых целей.

УПК (ст. 108) допускает  применение заключения под стражу в  качестве меры пресечения только в  отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые  уголовным законом предусмотрено  наказание в виде лишения свободы  свыше двух лет.

В исключительных случаях эта мера пресечения может  быть избрана за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему  обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести.

При необходимости  избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь  с согласия руководителя следственного  органа, а также дознаватель с  согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с  участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

В начале заседания  судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев  ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

об отказе в  удовлетворении ходатайства;

о продлении  срока задержания на срок не более чем 72 часа для представления сторонами дополнительных доказательств обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение  в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу после вынесения  судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части, о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Согласно ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса  срок содержания под стражей при  расследовании преступлений не может  превышать два месяца.

В случае невозможности закончить  предварительное следствие в  срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей  свыше 12 месяцев может быть продлен  лишь в исключительных случаях в  отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей областного и приравненного к  нему суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

Дальнейшее продление  срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей.

Информация о работе Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления