Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Лукин (2) правка.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Информация о юридических  лицах, их учредителях, местонахождении  может быть получена из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, информация о юридических лицах содержится в базах данных Росстата, открытых базах данных органов государственной власти о проводимых конкурсах по государственным закупкам.

Сведения о недвижимом имуществе организации и лица можно получить в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Выписки из Единого государственного реестра прав содержат описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Сведения о наличии  автомобилей следует запросить  в подразделениях ГИБДД МВД России. Значительную помощь в проведении оперативной проверки могут оказать работники органов государственной власти, осведомленные о характере деятельности и обстоятельствах создания фирм-"однодневок" (например, работники Федеральной налоговой службы). Необходимо также использовать базы данных органов государственного контроля об организациях, регулярно нарушающих законодательство о противодействии легализации преступных доходов или имеющих признаки "однодневок".

Анализ поступившей  информации о юридических лицах, их имуществе, сопоставление этой информации с данными оперативных учетов позволяет установить взаимосвязанные организации, выстроить схему маскировки перечисления денежных средств или передачи имущества, выявить противоправный источник поступления доходов, запланировать необходимые оперативно-розыскные мероприятия.

Следует отметить, что  в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления легализации преступных доходов лишены возможности получать сведения о банковских счетах до возбуждения уголовного дела; также затруднен доступ в кассовые помещения банков. В этом случае решение задач оперативно-розыскной деятельности во многом зависит от степени взаимодействия оперативных работников и Росфинмониторинга, а также подразделений Банка России.

По запросу правоохранительного  органа Росфинмониторинг может представить  информацию и материалы по сделкам, совершенным с имуществом, полученным преступным путем. При приобщении к делу оперативного учета материалов Росфинмониторинга необходимо учитывать, что подобный документ не должен содержать достаточных оснований для возбуждения уголовного дела о легализации преступных доходов. В противном случае материал должен передаваться следователю или органу дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В рамках Соглашения о  взаимодействии между МВД России и Банком России от 17 мая 2004 г. (п. 5.3) достигнута договоренность с руководством Банка России о проведении по письменным обращениям тематических проверок соблюдения банками кассовой дисциплины. Формально обследование банковских помещений, зданий, сооружений и проверка Банка России проводятся независимо друг от друга, на самом же деле обеспечивается реализация единого замысла на выявление не учтенных в соответствующих регистрах средств20.

В некоторых случаях  возможно рассмотреть вопрос об использовании  подразделений органов внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями, которые согласно ст. 26 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" получают в кредитной организации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. На ранних стадиях выявления легализации преступных доходов зачастую сложно отличить данное преступное деяние от уклонения от уплаты налогов, которое совершается сходными способами. Получение указанными подразделениями достаточной информации от банков позволит избежать дублирования и установить обоснованность оперативной проверки по признакам "отмывания".

Сведения о местонахождении  предметов, документов, связях преступной группы могут быть получены также  путем проведения прослушивания  телефонных и иных переговоров, что  допускается только в отношении  лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении легализации преступных доходов средней тяжести, тяжкой или особо тяжкой, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, должны храниться в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограммы и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу о легализации преступных доходов в качестве вещественных доказательств.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в  целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия легализации преступных доходов средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Оперативный эксперимент позволяет выявить работников финансовых организаций, осуществляющих деятельность по размещению денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, представителей организованной преступности, стремящихся наладить контакты с такими лицами, отследить движение денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, от участника оперативно-розыскного мероприятия к лицу, оказывающему содействие в их легализации.

Экспериментальные действия включают создание, воспроизведение  и использование условий для  проявления преступных замыслов лиц, установления события легализации (отмывания) преступных доходов, проверку оперативной информации с последующей фиксацией событий, связанных с финансовыми операциями и сделками.

Оперативное внедрение  позволяет выявить преступные группы, в том числе преступные сообщества, причастные к созданию криминальных капиталов и их легализации, установить членов таких групп и идентифицировать их, отследить движение преступных капиталов. Внедренное в преступную группу лицо может реализовать также иные оперативно-розыскные мероприятия (например, исследовать документы, снимать информацию с технических каналов связи). Полученные копии финансовых документов, технические записи, фотоснимки и негативы, электронные и другие носители информации оформляются рапортом, справкой, сообщением, запиской или иным оперативно-служебным документом. Оперативное внедрение может быть разовым мероприятием или длящимся процессом, системой организационных, тактических, разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых, как правило, негласными средствами и методами. С учетом этого наблюдение, опрос, оперативный эксперимент могут рассматриваться как вспомогательные элементы, составные части подготовки оперативного внедрения.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности могут служить поводом  и основанием для возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании легализации преступных доходов.

При наличии достаточных  данных для решения вопроса о  возбуждении уголовного дела по факту  легализации преступных доходов  результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Результаты ОРД оформляются  в виде рапорта об обнаружении  признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. К ним могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами. При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в рапорте об обнаружении признаков преступления и (или) сообщении21

В случае необходимости  описание индивидуальных признаков материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению, в котором отражаются задокументированные факты деятельности финансовых организаций по легализации преступных доходов, данные по каждому установленному эпизоду преступной деятельности с указанием источника их получения, сведения о лицах, причастных к отмыванию преступных доходов, и роль каждого из них, возможные пути и формы использования материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий может предшествовать проведению выемок, обысков по уголовному делу о легализации преступных доходов.

Оперативное внедрение, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических  каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также негласное исследование предметов и документов позволяют установить местонахождение предметов, документов, подлежащих изъятию.22

 

2) Результаты ОРД, используемые в доказывании.

При рассмотрении вопроса о значимости оперативно-разыскного сопровождения при расследовании преступлений, предусмотренных ст.ст.174, 174.1 УК РФ, считаем определить перечень задач подлежащих решению при осуществлении оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел связанных с легализацией преступных доходов:

- установление схем  и способов легализации преступных  доходов;

- установление всех  участников преступной группы  и эпизодов их преступной деятельности;

- проверке причастности  подозреваемых (обвиняемых) к совершению нераскрытых, а также латентных преступлений;

- определение роли  каждого члена преступной группы, особенно организатора, лидера, подстрекателя,  что позволяло обоснованно предъявить  обвинение в полном объеме;

- обнаружение максимального  объема вещественных доказательств, свидетельствующих о виновности подозреваемых, обвиняемых (например, изъятие бухгалтерских и иных документов отражающих следы преступления, изъятие оперативным аппаратом нелегальной переписки заключенного под стражу лица, в которой речь идет о местонахождении финансовых средств, не обнаруженных при обыске или осмотре, с целью сбора денег на подкуп должностных лиц и т. д.);

- оперативная проверка  относимости к расследуемому  событию различных доказательств,  имеющихся в распоряжении следователя и дознавателя, особенно тех, которые были представлены подозреваемым (обвиняемым), его защитником, а также свидетелями, чья добросовестность вызывала сомнение;

- выявление намерений  лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности, и их связей  по оказанию противодействия расследованию и их нейтрализации;

- выявление новых свидетелей, ранее не известных следствию  по расследуемым эпизодам преступной  деятельности;

- определение оптимального  времени и тактики проведения  следственных действий.

Направления деятельности определенные рамками уголовного дела.

В первую очередь в  их число входят:

- поиск материальных  и идеальных следов преступления, которые могут быть использованы  в процессе доказывания (свидетели,  очевидцы преступления, предметы, вещи  и документы, содержащие информацию о совершенном преступлении, которые могут являться вещественными доказательствами, и т. д.);

- установление местонахождения  и последующее задержание соучастников  преступления, в том числе ранее  остававшихся неизвестными;

- установление прежде неизвестных фактов преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ;

- выявление и устранение  причин и условий, способствующих  совершению преступлений;

- обеспечение сохранности  и возможности использования  на последующих стадиях уголовного  судопроизводства полученных в  процессе предварительного расследования  доказательств.

Во вторую очередь, на наш взгляд, в данном блоке необходимо выделить:

- непосредственную помощь следователю в проведении следственных действий (осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др.);

- производство по отдельным  поручениям следователя, дознавателя  следственных действий:

а) требующих судебного  разрешения и связанных с ограничением прав (обыск, контроль и запись переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка);

б) не требующих разрешения суда (допрос свидетеля, выемка, получение  образцов для сравнительного исследования и др.);

- установление намерения  лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности, относительно их  поведения как в целом на  этапе предварительного расследования,  так и в ходе каждого следственного  действия с их участием;

- обеспечение защиты  следователей, дознавателей, свидетелей, потерпевших и иных участников предварительного расследования со стороны обвинения от психического, физического и иного воздействия преступных структур.

Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе