Виды и процессуальный порядок подсудности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретическом анализе проблем, связанных с определением подсудности уголовных дел в условиях существующей нестабильности правоприменительной практики при пробелах в законодательстве.
Для ее достижения были поставлены задачи:
разработать понятие подсудности и ее признаки;
проанализировать особенности отдельных видов подсудности;
определить подсудность дел для судебного разбирательства;
проанализировать последствия нарушения правил о подсудности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Подсудность: понятие и значение………………..………………...5
1.1 Понятие и процессуальное значение подсудности……………………....5
1.2 История развития законодательства о подсудности в российском уголовном процессе……………………………………………………………...13
Глава 2. Виды и процессуальный порядок подсудности………..………...20
2.1 Признаки подсудности и их характеристика……………………………20
2.2 Виды подсудности в уголовном процессе………………………………24
2.3 Последствия нарушения правил о подсудности………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников………...……………….………………...43

Файлы: 1 файл

Понятие и виды подсудности уголовных дел (2).doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

При разграничении  подсудности уголовных дел между  мировыми судьями и районными  судами в основе лежат такие признаки как категория преступления, размер наказания и юридическое свойство дела. В отношении уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести используется критерий категории преступления. Применительно к некоторым преступлениям, которые рассматриваются мировыми судьями и относятся к категории средней тяжести, используются два критерия: категория преступления и размер наказания — в отношении преступлений за которые предусмотрена мера наказания до 3 лет лишения свободы. Однако применительно к уголовным делам о преступлениях, которые формально, по признаку размера наказания, относятся к подсудности мировых судей, но исключены из их ведения, используется такой признак, как юридическое свойство дело. Именно на основе этого признака уголовные дела, перечисленные в ч. 1 ст. 31 УПК РФ переданы из ведения мирового судьи к подсудности районного суда.

В правах районного  суда на рассмотрение уголовных дел находит практическое разрешение вопрос о сочетании личных и общественных интересов. Наряду с охраной личных и имущественных прав граждан на него возлагается защита интересов государства и общественных организаций.

При определении подсудности областного (краевого), окружного суда, суда автономной области, как и других судов, законодатель учитывает место этого вида судов в общей судебной системе и те конкретные задачи, для осуществления которых он создан.

Областной и  равные ему суды, действуя по одному в соответствующей административно-территориальной единице (области, крае, автономной области или республике), призваны осуществлять непосредственный контроль за работой всех районных судов и мировых судей области. Эту функцию они осуществляют путем контрольно-ревизионной проверки разрешенных мировыми судьями и районными судами уголовных дел, поступивших к ним в связи с жалобой сторон или представлением прокурора.

Добиваясь единообразной  практики применения закона всеми подведомственными ему судами, областной суд лучше, чем мировой судья или районный суд видит недочеты и ошибки в работе нижестоящих судов и, следовательно, при осуществлении функции суда второй инстанции он может исправить ошибки, допущенные районными судами, правильнее оценить степень общественной опасности дела. С другой стороны, действуя в качестве суда первой инстанции по делам о наиболее опасных видах преступлений, областной суд, учитывая все положительные стороны работы районных судов и мировых судей, в состоянии обеспечить наиболее квалифицированное рассмотрение дела и вынесение справедливого наказания.

При определении  подсудности областного суда учитывается  также и то, что состав судей  областного суда обладает, как правило, более высокой профессиональной подготовкой, большим жизненным и специальным опытом, чем районные судьи. Кроме того, отдельные категории уголовных дел по своему характеру выходят за пределы местных районных условий, которые, может оказаться, не в состоянии, хотя и обязан, учитывать районный суд при разрешении дела. При рассмотрении этой категории дел должны быть учтены обстоятельства, имеющие значение для; всей области, края, автономной республики.

Исходя из этого, к подсудности областного суда, как суда первой инстанции, законом  отнесены дела, имеющие наиболее важное общественно- политическое значение. В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК РФ « Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны: 1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209-211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275-279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358,359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации; 2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 настоящего Кодекса; 3) уголовные дела, в материалах которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну».

Предметная  подсудность верховных судов  республик, краевых, областных и  равных им по компетенции судов определяется перечислением в законе отдельных составов преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

Твердый перечень подсудных областному суду дел обеспечивает наиболее квалифицированное рассмотрение уголовных дел о наиболее сложных и общественно опасных преступлениях и устраняет возможность необоснованного осуждения обвиняемых.

Правила о  предметной подсудности позволяют  распределить все уголовные дела между судами различного рода, но их явно недостаточно для того, чтобы  определить среди множества одноименных судов тот, которому надлежит рассмотреть конкретное дело. Поэтому правила предметной подсудности необходимо дополнить правилами о территориальной (местной) подсудности. Если первые имеют большое значение в силу того, что при помощи их распределяются дела между судами, занимающими различное положение в судебной системе, обладающими различной степенью власти в применении мер наказания, используя различный процессуальный порядок, гарантирующий справедливое и скорое разрешение дел, то вторые иным образом служат осуществлению целей правосудия. Благодаря правилам о территориальной (местной) подсудности, вся масса уголовных дел распределяется между судами, наделенными равными правами и процессуальными возможностями.

Правильный  выбор места рассмотрения дела обеспечивает наибольшее воспитательное воздействие судебного процесса на население, способствует наиболее быстрому и полному рассмотрению дела, обеспечивает максимальное сокращение государственных средств, а также времени, затрачиваемого участниками процесса на рассмотрение дела. Правила о местной подсудности теснейшим образом связаны с принципами уголовного процесса, обеспечивая защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства путем

непосредственного, полного и быстрого рассмотрения дела в суде и тем содействуют достижению целей правосудия.

Правила о  местной подсудности служат гарантией  интересов обвиняемого, который  чаще всего заинтересован в том, чтобы дело о нем рассматривалось  там, где всем известна его жизнь, где судьи способны учесть при рассмотрении дела местный быт и условия.

Главным основанием определения подсудности уголовного дела по территориальному признаку является место совершения преступления. В  соответствии с ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное  дело подлежит рассмотрению в

суде по месту  совершения преступления, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 35 УПК  РФ, то есть основным признаком территориальной  подсудности является место совершения преступления.

Это основание  в наибольшей степени удовлетворяет  возможности достижения задач, поставленных перед местной подсудностью, так как в месте совершения преступления проживает большинство свидетелей, здесь же обыкновенно остаются все следы от совершенного преступления, поэтому рассмотрение в ближайшем к этому месту суде (в участок которого входит место совершения преступления) способствует наиболее полному и быстрому собиранию и проверке доказательств, позволяет собрать при судебном рассмотрении дела широкую аудиторию граждан, которым еще до суда известно о совершенном преступлении — и все это в совокупности повышает воспитательное значение судебного разбирательства.

Одним из обязательных признаков подсудности является признак специального субъекта. Рассматривая данный признак, необходимо обратить, внимание на то, что не всякий специальный субъект влечет за собой изменение подсудности. В главе 5 специальная (персональная) подсудность определяется только в частях 4, 5, 6, 8 статьи 31 УПК РФ. В основе выделения специальной (персональной) подсудности лежит характеристика субъекта преступления, как лица, которое в силу выполнения своих служебных обязанностей нуждается в рассмотрении уголовного дела иным составом суда, который в состоянии дать должную оценку с учетом имеющихся специальных знаний произошедшим событиям. Исходя из положений указанной статьи, можно выделить три категории дел, которые подпадают под специальную подсудность:

1.  дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

    1. дела о всех преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Федерального суда (по их ходатайству);
    2. иные уголовных дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

Рассматривая  содержание персональной подсудности, хотелось бы обратить внимание на один аспект. Законодатель, определяя основания для предоставления специальной подсудности, исходил из выполнения должностных полномочий конкретных лиц, а также особенностей их служебной деятельности.

В действующем  УПК РФ не устанавливается предметная подсудность Верховному Суду Российской Федерации, устанавливается лишь персональная, в соответствии с которой законодатель предусмотрел, о делах в отношении  члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и федерального судьи, должны рассматриваться указанным судом (ст. 452). Исходя из смысла закона, уголовные дела о преступлениях указанной категории лиц должны рассматриваться Верховным Судом РФ, не зависимо от того, преступление какого характера они совершили, бытовое или должностное. На наш взгляд, данное положение нарушает принцип равенства граждан перед законом. Полагаем, что должностное положение не может выступать в качестве иммунитета или привилегии при рассмотрении уголовного дела конкретным судом первой инстанции. Преступление совершает лицо, которое знает все его процессуально-правовые последствия, поэтому не совсем понятна причина, по которой уголовное дело о бытовом преступлении, совершенном депутатом Российской Федерации,, должно рассматриваться Верховным судом РФ. Законодатель установил для указанной категории лиц специальной порядок при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности, который является дополнительной гарантией соблюдения законности в отношении указанных лиц, введение специальной подсудности, когда любое дело по ходатайству указанных обвиняемых, может рассматриваться Верховным судом РФ, и, на наш взгляд, является архитектурным излишеством, нарушающим принцип равенства граждан перед законом и судом.

Оценивая персональную подсудность в целом, полагаем, что ее содержание должно обеспечивать реализацию защиты прав и законных интересов личности. В связи с чем, на наш взгляд, необходимо расширение специальной (персональной) подсудности. На наш взгляд, к субъектам, которых необходимо защищать правилами специальной подсудности должны выступать те лица, которые не могут самостоятельно представлять свои права и законные интересы, а не те, которые обладают достаточным количеством привилегий, к ним относятся: несовершеннолетние; лица, которые имеют физические и психические расстройства, не исключающие вменяемости; а также лица, которые признаны невменяемыми на момент совершения деяния, в отношении которых решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.

В соответствии с Законом о судебной системе  военные суды создаются и действуют  по территориальному признаку, по месту  дислокации войск и флотов, и осуществляют судебную власть в войсках, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Подсудность уголовных дел военным судам  определяется совокупностью трех признаков: предметного, специального (персонального) и территориального.

Выделение подсудности  военным судам обусловлено их задачами, направленными на укрепление обороноспособности государства, воинской дисциплины в армии и флоте. Исходя из этих задач, к подсудности военных  судов отнесены дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, и обо всех преступлениях, совершенных военнообязанными во время прохождения военных сборов.

В настоящее  время подсудность уголовных  дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным конституционным  законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года. Военные суды создаются по территориальному принципу — месту дислокации войск и флотов, воинских частей и учреждений Вооруженных сил РФ. Систему военных судов образуют гарнизонные военные суды и вышестоящие по отношению к ним окружные (флотские) военные суды. По отношению к последним вышестоящей инстанцией является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 УПК РФ Гарнизонный  военный суд рассматривает уголовные  дела о всех, преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам».

Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

    1. военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агенства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;
    2. граждане, проходящие военные сборы;

Информация о работе Виды и процессуальный порядок подсудности