Услуга как объект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Расширение перечня основополагающих групп объектов гражданских прав, предпринятое с принятием ГК РФ, не ослабило, а напротив, повысило значимость услуг как особой группы объектов гражданских прав. При этом если товары (вещи) в догме права традиционно описываются и классифицируются по различным признакам, то прочие объекты гражданских прав, поименованные в ст. 128 ГК РФ, либо изучены недостаточно, либо вообще не подвергались серьезному исследованию, что обусловлено относительной новизной отдельных объектов (интеллектуальная и промышленная собственность, средства индивидуализации субъектов предпринимательства и их продукции) или невостребованностью до некоторых пор таких объектов оборотом (ценные бумаги, услуги, информация).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика услуги как объекта гражданского права
1.1. Понятие объекта гражданских правоотношений…………………….5
1.2. Понятие услуг…………………………………………………………..7
Глава 2. Отдельные особенности услуги как объекта гражданского права
2.1. Правовые признаки услуг……………………………………………....11
2.2. Классификация услуг………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников и литературы………………………23

Файлы: 1 файл

387услуга как объект гражданского права.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

Различие между указанными объектами зафиксировано еще в римском праве. Как было отмечено в литературе, в его основе лежит известное еще со времен римского права сосуществование трех видов найма: locatio conductio rerum (наем вещей), locatio conductio operis (наем услуг) и locatio conductio operarum (наем работ)11.

В свое время Г.Ф. Шершеневич выделял такую разновидность договоров, как договоры о предоставлении чужими услугами. К их числу он относил такие договоры, как договоры личного найма, возмездного оказания услуг, перевозки, доверенности, комиссии, поклажи, товарищества12.

Однако советскому гражданскому праву разграничение между работами и услугами не было известно, поскольку понятие услуги покрывалось понятием работы. Слово «работа» в то время включало и услугу.

В действующем гражданском законодательстве раздельное правовое регулирование предусмотрено и для работы, и для услуги (хотя законодатель опять указывает их в ст. 128 ГК РФ в паре). Прежде всего, провести четкую грань между работами и услугами необходимо для того, чтобы различать договоры подряда и возмездного оказания услуг. Ввиду их похожести у них схожее правовое регулирование. Ведь к отдельным видам договоров об оказании услуг субсидиарно применяются правовые нормы о договоре подряда. Например, согласно ст. 783 ГК РФ13, общие положения о подряде (ст.ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 730 - 739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Обратимся к анализу самих терминов «работа» и «услуга». Слово «работать» означает «делать что-либо», однако в данном случае речь идет не о том, чтобы делать, а о том, чтобы сделать и предъявить результат этой работы своему контрагенту.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях речь идет именно о результате работы, а не о самой работе, поскольку сама по себе работа может и не принести нужного результата. Речь, в частности, идет о договоре подряда, когда заказчик платит подрядчику только за результат, а не за саму работу. Целью выполнения работы может быть создание какого-либо овеществленного результата, который и будет предметом соответствующего гражданского правоотношения. Например, подрядчик обязуется построить для заказчика жилой дом, который и является предметом договора подряда. Однако следует иметь в виду, что подряд имеет место и тогда, когда заказчик передает принадлежащую ему вещь с целью ее переработки или обработки. Например, портной укорачивает брюки клиенту14.

В договоре подряда речь идет именно об овеществленном (т.е. материальном) результате работы. По этому признаку проводится разграничение между договором подряда и договорами на создание результата интеллектуальной деятельности, которые нематериальны, хотя и воплощаются в каком-либо материальном объекте. Так, произведение живописи фиксируется на холсте, литературное произведение - в тексте рукописи и т.д.

Что касается услуг, то в данном случае большее значение имеет сам процесс какой-либо деятельности, а не ее конечный результат (хотя он также принимается во внимание). Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ, под услугой понимается совершение определенных действий или определенной деятельности.

Применительно к услугам правильнее говорить не о материальном результате, а об эффекте оказанной услуги. Так, лицо, которому была оказана образовательная услуга, получает определенный набор новых знаний. То же самое касается получателя консультационных услуг. Эффект от получения этих знаний может быть вполне очевиден для окружающих.

При этом следует учитывать, что эффект от оказанной услуги может отсутствовать. Так, пациента могут лечить, но не вылечить, учащегося - учить, но не выучить и т.д.

Важным критерием услуги является одномоментность оказания и получения услуги. Практически невозможно представить себе ситуацию, когда оказание услуги и ее получение будут разведены во времени. При этом участие получателя услуги в процессе ее неполучения может быть пассивным или активным. Так, клиент парикмахерской услуги должен всего лишь предоставить свою голову в распоряжение парикмахера. А обучаемое лицо должно проявить определенные усилия для того, чтобы получить нужный результат.

Таким образом, под «услугой» понимаются такие действия субъектов, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют результат, невоплощаемый в овеществленной форме.

Услуги могут разделяться на фактические (перевозка), юридические (совершение сделок по договору комиссии) и комплексные, т.е. включающие юридические и фактические действия (агентский договор или договор транспортной экспедиции).

Услуга оказывается и принимается одновременно. Вместе с тем эффект от услуги может сохраняться определенное время. Так, сделанная у парикмахера прическа в течение определенного времени сохраняется, однако это не будет длительным периодом времени, поэтому можно говорить о таком свойстве услуги, как несохраняемость.

Услуга отличается от работы также тем, что при оказании услуг деятельность обязанной стороны неотделима от результата этой деятельности. Таким образом, результат деятельности не может существовать отдельно от исполнителя и не является вещью. Именно поэтому законодатель использует термин «оказание услуги», тем самым подчеркивая связь услуги и исполнителя15.

Об этом также говорится в п. 2 ст. 167 ГК РФ, посвященном последствиям недействительности сделок, согласно которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах, а не возвратить услугу обратно.

С учетом вышесказанного и для того, чтобы расставить все точки над «i», законодатель в новой редакции ст. 128 ГК РФ говорит не об услуге, а об оказании услуги.

 

 

 

 

2.2. Классификация услуг

 

В юридической науке практически не выделяется единая классификация услуг, авторами не выработаны классификационные критерии деления услуг на конкретные виды. В толковом словаре экономических и юридических терминов выделяются следующие виды услуг: а) услуги производственного назначения; б) услуги социального назначения; в) коммерческие услуги; г) инжиниринговые услуги; д) консалтинговые услуги; е) комиссионные услуги; ж) нерыночные услуги; з) потребительские услуги16.

Как представляется, критерием единой классификации услуг могут выступать особенности объекта деятельности по оказанию услуг17. Л.В. Санникова предлагает в качестве критерия разграничения услуг в рамках определения их специальных правовых режимов критерий объекта воздействия услуг при их оказании18. Безусловно, особенность объекта деятельности по оказанию услуг будет определять специфику субъектов исполнения услуги, содержания обязательства и что будет выражаться в особенностях правового регулировании. С учетом этого услуги могут быть классифицированы следующим образом:

1. Медицинские, социальные  и близкие к ним услуги, предоставление  которых предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии»:

- медицинские услуги, в рамках которых можно выделить лечебные, профилактические и иные медицинские услуги;

- ветеринарные услуги;

- социальные услуги. В рамках группы социальных услуг А.В. Барков предлагает выделять социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-юридические, социально-страховые услуги19.

2. Информационные услуги, связанные с предоставлением информации, основу правового регулирования которых составляет ГК РФ, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Л.Б. Ситдикова предлагает классифицировать информационные услуги по принципу направленности на две большие группы:

а) в виде договоров на возмездное оказание информационных услуг по предмету запроса пользователя (клиента): справочные, документные, новостные, комплексные услуги;

б) договоры услуг информационной сферы как составная часть в других видах договоров возмездного оказания услуг, где деятельность субъектов связана с созданием, преобразованием и потреблением информации: договор на проведение маркетинговых исследований, рекламных услуг, аудит, услуги связи, оценочной деятельности, услуги детективного характера20.

3. Услуги связи (нацеленные  на передачу информации), правовую  основу которых составляет Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 17 июня 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».

4. Финансовые услуги, возможное  оказание которых вытекает из  совокупности нормативных правовых  актов: ГК РФ, Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-I «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела», Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

5. Образовательные услуги (по предоставлению обучения), предоставление которых основывается на Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

6. Услуги в сфере культуры, правовым основанием предоставления  которых являются Основы законодательства  Российской Федерации о культуре  от 9 октября 1992 года № 3612-1 (ст.ст. 3, 40).

Некоторые авторы (Л.В. Терещенко) предлагают объединить образовательные услуги, социальные услуги, медицинские услуги, услуги в сфере культуры в группу публичных услуг21. Л.В. Санникова, напротив, считает, что к категории публичных услуг следует относить услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, на безвозмездной основе или по регулируемым ценам22.

В данном случае авторы по-разному понимают свойство публичности. Если первый автор понимает под ним возможность любого лица получить удовлетворение от данных услуг, видимо, исходя из конструкции публичного договора (ст. 426 ГК РФ), то второй автор исходит из специального наименования субъекта предоставления - публичного образования, к которому относится государство в целом, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В целях недопущения путаницы с использованием понятийного аппарата предлагается в рамках единой классификации услуг отказаться от использования термина публичной услуги. Данную группу можно выделять исключительно по особому субъекту предоставления услуг - органам государственной или муниципальной власти или бюджетными учреждениями. Правовое регулирование оказания данных услуг осуществляется БК РФ. Оказание этих услуг осуществляется на основании государственного (муниципального) задания - документа, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6, 69.2 БК РФ).

7. Услуги по перевозке, предоставление которых вытекает  из ГК РФ, отраслевых кодексов: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс Внутреннего водного транспорта РФ, Таможенного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и др.

8. Услуги представительства, выделяемые в различных сферах  хозяйственной деятельности, правовым  основанием осуществления которого  является ГК РФ:

- общее представительство (на основании договоров поручения, комиссии, агентирования, на основании доверенностей);

- коммерческое представительство;

- специализированное представительство: судебное представительство, страховое представительство (страховое агентирование, страховое брокерство, таможенное брокерство, патентное представительство и др.).

9. Услуги по хранению  имущества, оказание которых вытекает  из гл. 47 ГК РФ.

10. Услуги по осуществлению  частной детективной и охранной  деятельности, осуществляемые в  рамах Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности» (ст. 3).

11. Услуги бытового обслуживания (данная группа услуг сближается  с бытовым подрядом – ст.ст. 730 - 739 ГК РФ):

- услуги прачечных;

- услуги химической чистки и окраски;

- услуги бань;

- услуги парикмахерских и косметологии;

- гостиничные услуги;

- ритуальные услуги.

12. Жилищно-коммунальные  услуги, основанием предоставления  которых в первую очередь является  ЖК РФ (ст.ст. 65, 154, 157):

- услуги по содержанию и ремонту жилых домов;

- услуги по водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению.

13. Услуги по туристическому  обслуживанию и реализации туристических  продуктов, оказание которых осуществляется  на основании Федерального закона  от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Предметом договора по туристическому обслуживанию является туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (ст. 1). В данной сфере выделяются также государственные услуги в сфере туризма.

Кроме федеральных законов, многие вопросы, связанные с оказанием отдельных видов услуг, регулируются также подзаконными актами - специальными постановлениями Правительства РФ. В частности, оказание услуг по перевозке регламентируется Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 года № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте».

Информация о работе Услуга как объект гражданского права