Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

При осуществлении своих полномочий следователь взаимодействует с  органами дознания. В соответствии с ч. 3 ст. 114 УПК следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя являются для органов дознания обязательными.

При производстве разных следственных действий следователь вправе использовать машинопись, звукозапись, стенографирование, фотографирование, киносъемку и видеозапись (ч.6ст. 114 УПК).

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми  предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.5 ст. 114 УПК).

Ведомственный контроль за деятельностью  следователей осуществляет начальник  следственного отдела. В соответствии с п.6 "а" ст. 32 УПК под термином "начальник следственного отдела" подразумевается начальник следственного  управления, отдела, отделения органов внутренних дел, безопасности, а также налоговой милиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. О начальнике следственного отдела в прокуратуре закон не упоминает, так как он пользуется полномочиями прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию преступлений и предотвращению их, принимает меры по наиболее полному, всестороннему и объективному производству досудебного следствия по уголовным делам (ч. 1 ст. 1141 УПК).

Начальник следственного отдела имеет  право проверять уголовные дела, давать указания о производстве досудебного  следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о прекращении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя к другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также принимать участие в производстве досудебного следствия и лично производить следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч.2 ст. 1141 УПК).

Начальник следственного отдела может  давать указания следователю только по тем вопросам, по которым не было указаний прокурора.

Указания начальника следственного  отдела по уголовному делу даются следователю  в письменной форме и являются обязательными для исполнения.

Обжалование этих указаний прокурору  не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 114 УПК.

Указания прокурора обязательны  для начальника следственного отдела. Обжалование их вышестоящему прокурору  не приостанавливает их исполнения (ч.5 ст. 1141 УПК).

27. Органы дознания и их полномочия. Процессуальное положение лица, производящего дознание

На органы дознания возлагается  принятие необходимых оперативно-розыскных  мер в целях обнаружения признаков  преступления и лиц, его совершивших (ч.1 ст. 103 УПК). Характерной особенностью полномочий органов дознания является то, что только им, в отличие от других субъектов уголовного процесса, предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Органами дознания являются:

1)милиция;

2) налоговая милиция — по  делам об уклонении от уплаты  налогов и сборов (обязательных  платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки;

3) органы безопасности по делам,  отнесенным законом к их ведению;

4) командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений  — по делам о всех преступлениях,  совершенных подчиненными им  военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения;

5) таможенные органы — по делам о контрабанде;

6) начальники исправительно-трудовых  учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев  и воспитательно-трудовых профилакториев  по делам о преступлениях против  установленного порядка несения  службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

7) органы государственного пожарного  надзора — по делам о пожарах  и нарушениях противопожарных  правил;

8) органы пограничной охраны — по делам о нарушении государственной границы;

9) капитаны морских судов, находящихся  в дальнем плавании (ст. 101 УПК).

Из этого перечня видно, что  дознание осуществляется различными административными  органами, носит производный от выполняемых  ими основных функций характер. Их деятельность по раскрытию преступлений, за исключением милиции, эпизодична. Милиция же является основным органом дознания, осуществляющим дознание постоянно в силу специфики своей деятельности по охране общественного порядка и выявлению преступлений.

Органы дознания осуществляют досудебную подготовку материалов по протокольной форме, возбуждают уголовные дела, производят следственные действия и оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению признаков  преступления и лиц, их совершивших, выполняют указания и поручения следователей о производстве розыскных и следственных действий по делам, находящимся в их производстве.

Закон различает понятие и компетенцию  органов дознания и лица, производящего  дознание.

Орган дознания представляет его начальник, который назначает лиц для производства дознания, руководит ими, несет полную ответственность за качество проведения дознания. Лицо, производящее дознание, — это должностное лицо уполномоченное органом дознания на производство дознания (оперуполномоченный уголовного розыска, штатный дознаватель, участковый инспектор и т.д.).

Все решения лица, производящего  дознание, по важнейшим процессуальным вопросам (например, о возбуждении  уголовного дела, о приостановлении  производства дознания и т.п.) должны быть утверждены органом дознания (соответствующим начальником), так как он несет ответственность за деятельность лица, которому поручил производство дознания. Орган дознания может давать указания лицу, производящему дознание, которые обязательны для исполнения.

28. Обстоятельства, исключающие возможность  участия в деле судей, прокурора,  следователя и лица, производящего  дознание. Порядок их отвода

В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела закон исключает возможность участия в процессе судьи, прокурора, следователя, если они лично, прямо или косвенно заинтересованы в результатах дела, т.е. имеются сомнения в их беспристрастности.

Судья или народный заседатель, в  соответствии со ст. 54 УПК, не может участвовать в рассмотрении уголовного дела:

1) если он является потерпевшим,  гражданским истцом, гражданским  ответчиком или родственником  кого-либо из них, а также  родственником следователя, лица, производящего дознание, обвинителя  или обвиняемого;

2) если он участвовал в данном деле в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, лица, производившего дознание, следователя, обвинителя, защитника или представителя интересов потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, или рассматривал по этому делу жалобу в порядке статей 2362, 2364, 2366 УПК;

3) если он лично или его  родственники заинтересованы в  результатах дела;

4) при наличии других обстоятельств,  вызывающих сомнение в объективности  судьи или народного заседателя.

В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, являющиеся родственниками между собой.

Статья 55 УПК содержит положения  о недопустимости повторного участия  судьи в рассмотрении дела. Это  определяется тем, что он уже выразил  свое убеждение по делу.

Судья, принимавший участие в  рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать  в рассмотрении этого дела в суде кассационной или надзорной инстанции.

Судья, принимавший участие в  рассмотрении уголовного дела в суде первой, кассационной или надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела после отмены приговора, определения или постановления, вынесенного с его участием.

Судья, принимавший участие в  рассмотрении дела в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Украины, действовавшей в качестве суда первой, кассационной или надзорной инстанций, не может участвовать в рассмотрении этого дела на Пленуме Верховного Суда Украины. Участие в рассмотрении дела на Пленуме не является препятствием для участия судьи в рассмотрении того же дела в составе судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Украины.

При наличии обстоятельств, предусмотренных  статьями 54 и 55 УПК, судья и народный заседатель обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судье или народному заседателю может быть заявлен прокурором, общественным обвинителем, подсудимым, защитником, общественным защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком или их представителями.

Отвод должен быть заявлен до начала судебного следствия. Позднейшее заявление отвода допускается в случаях, когда основание для отвода стало известно после начала судебного следствия.

Процессуальный порядок разрешения заявленного судье или народному  заседателю отвода предусмотрен в ст. 57 УПК.

Отвод, заявленный судье или народному  заседателю, разрешается в совещательной  комнате остальными судьями без  судьи, которому заявлен отвод. Судья, которого отводят, до удаления остальных  судей в совещательную комнату  имеет право дать объяснения по поводу заявленного отвода. При равенстве голосов судья считается отведенным. Отвод, заявленный двум судьям или всему составу суда, разрешается судом в полном составе простым большинством голосов.

Заявление об отводе судьи единолично рассматривающего дело, подается в письменном виде не менее чем за три дня до судебного рассмотрения дела. Отвод, заявленный единоличному судье, разрешается постановлением председателя районного (городского) суда Когда в состав районного (городского) суда избран один судья или когда отвод заявлен председателю районного (городского) суда, вопрос об отводе разрешается постановлением председателя межрайонного (окружного) суда. Отвод, заявленный председателю военно го суда гарнизона, который единолично рассматривает дело, разрешается постановлением председателя или заместителя председателя военного суда региона, Военно-морских сил. В таком же порядке разрешается вопрос об отводе, заявленном в судебном заседании.

В случае отвода председательствующего  суда, а также при его самоотводе слушание дела откладывается для замены председательствующего другим судьей или дело передается в вышестоящий суд для решения вопроса о его подсудности.

В случае отвода народного заседателя последний заменяется другим народным заседателем.

Прокурор не может принимать участие в производстве по делу при наличии тех же оснований, что и судья.

Участие прокурора в производстве досудебного следствия или дознания, а равно поддержания им обвинения  в суде не являются препятствием для  дальнейшего участия его в деле (ч.1 СТ.58УПК)

При наличии оснований для отвода прокурор обязан устраниться от участия  в деле. По этим же основаниям прокурору  может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также потерпевшим  и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

Вопрос об отводе прокурора разрешается  при производстве дознания и предварительного следствия вышестоящим прокурором, а в суде — судом, рассматривающим  дело, по правилам отвода судьи.

Следователь и лицо, производящее дознание, не могут принимать участие  в расследовании дела при наличии  оснований, предусмотренных ст. 60 УПК, которые во многом сходны с основаниями  для отвода судьи. Их участие в  дознании или досудебном следствии, которое производилось ранее по данному делу, не является основанием для отвода.

При наличии оснований для отвода следователь и лицо, производящее дознание, должны заявить самоотвод, не ожидая заявления об отводе. По этим основаниям отвод следователю или лицу, производящему дознание, может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями, защитником.

Заявление об отводе или самоотводе следователя и липа, производящего дознание, подается прокурору, который рассматривает и разрешает его в течение 24 часов.

29. Потерпевший в уголовном судопроизводстве. Процессуальное положение потерпевшего  по делам частного, частно-публичного  и публичного обвинения

Потерпевшим в уголовном процессе признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ч. 1 ст. 49 УПК).

О признании гражданина потерпевшим  или об отказе в этом лицо, производящее дознание, следователь или судья  выносят постановление, а суд — определение. Решая вопрос о признании лица потерпевшим, суд или судья, следователь, лицо, производящее дознание, должен выяснить, какой конкретно вред причинен гражданину преступлением (моральный, физический, имущественный), и указать об этом в определении или постановлении. Для признания лица потерпевшим закон не требует его заявления.

Гражданин признается потерпевшим  независимо от того, один или несколько  видов вреда причинены ему  преступлением.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине