Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

14. Принцип независимости судей  и подчинения их только закону

Независимость судебной власти и ее равноправие с другими ветвями  государственной власти является признаком  правового государства, в котором  каждый гражданин имеет право  на защиту своих прав и свобод независимым и беспристрастным судом

В соответствии с ч. 1 ст. 126 Конституции  Украины независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и законами Украины. Влияние на судей  каким бы то ни было образом запрещается.

При осуществлении правосудия по уголовным  делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Судьи и народные заседатели разрешают уголовные дела на основе закона, в условиях, исключающих  постороннее воздействие на судей (ст. 18 УПК).

Содержание данного принципа находит  свое выражение в следующем:

1. Какое бы то ни было вмешательство  в деятельность суда при разрешении  им уголовных дел со стороны  граждан, общественных организаций,  должностных лиц, государственных  органов не допускается. Никто не вправе указывать судьям, как они должны решить дело, какой приговор вынести, кого осудить, какое наказание назначить. Судья при осуществлении правосудия и принятии решения по делу должен руководствоваться только законом, исходить из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

2. Вышестоящие суды, включая Верховный  Суд Украины, отменяя приговор  суда первой инстанции и направляя  уголовное дело на новое рассмотрение  в ином составе судей, не вправе указывать им, как они должны его разрешить. Судьи, повторно рассматривающие дело после отмены первоначального приговора, разрешают его по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом.

3. Судьи при разрешении уголовного  дела независимы от выводов досудебного следствия, а также от правовой позиции по делу прокуроров, защитников и других участников судебного разбирательства.

4. Независимость обеспечивается  внутри самого состава суда, в  частности, народного заседателя  от судьи, судей — от председательствующего. Каждый из состава суда может свободно принимать участие в исследовании доказательств и высказывать свое мнение. При постановлении приговора судья может остаться при особом мнении.

Независимость не является привилегией  судей, а выступает способом защиты публичных интересов, прежде всего прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим действующее законодательство предусматривает гарантии независимости  судей при осуществлении правосудия, выражающиеся в:

а) строго установленном Конституцией порядке назначения или избрания на должность судьи и освобождения от нее (ст.ст. 126, 127, 128 Конституции);

б) строго установленной законом  юридической процедуре осуществления  правосудия;

в) установлении уголовной и административно-правовой ответственности за вмешательство в деятельность судьи и проявление неуважения к суду;

г) закреплении личной неприкосновенности и личной безопасности судей (ч.1 ст. 126 Конституции, ст. 13 Закона Украины "О  статусе судей". Закон "О государственной  защите работников суда и правоохранительных органов");

д) тайне совещательной комнаты  при вынесении приговора или  иного судебного решения (ст. 322 УПК);

е)создании необходимых организационно-технических, информационных условий для деятельности судов;

ж) материальном и социальном обеспечении судей.

15. Принцип осуществления правосудия  по уголовным делам на началах  равенства граждан перед законом  и судом

Указанный принцип уголовного процесса закреплен в целом ряде конституционных  корм, а также в УПК Украины (ст. 16). В соответствии со ст. 21 Конституции все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом (ч.1 ст. 24 Конституции). Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, общественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам (ч.2 ст. 24 Конституции).

Согласно п.2 ч. 3 ст. 129 Конституции  одним из основных принципов судопроизводства является равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Перечисленные положения Конституции, воспроизведенные в УПК, не создают  никаких привилегий или оснований  для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле. Эти требования распространяются на все производство дела, а не только на судебные стадии.

Все субъекты уголовного судопроизводства, занимающие одинаковое процессуальное положение, равны перед законом  и судом, прокурором, органами дознания и досудебного следствия. Каждый из них в рамках своего процессуального положения обладает равной возможностью пользоваться предусмотренными законом процессуальными правами и в равной мере исполнять возложенные на него обязанности. В отношении подозреваемых и обвиняемых это проявляется в их равном праве на квалифицированную юридическую помощь со стороны защитника по всем без исключения уголовным делам.

Равенство граждан перед законом  и судом проявляется и в  том, что при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел в отношении всех граждан применяется одно и то же уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Все граждане несут равную ответственность перед судами, не имея при этом никаких преимуществ и не поддаваясь никаким ограничениям.

Наличие правил о подследственности  и подсудности уголовных дел  не противоречит принципу равенства  граждан перед законом и судом. Граждане не получают никаких привилегий в тех случаях, например, когда  дело рассматривается по существу вышестоящим  звеном судебной системы. По всем делам установлен единый и обязательный для всех судов, органов прокуратуры, дознания и досудебного следствия порядок уголовно-процессуального производства.

Для последовательного осуществления  рассматриваемого принципа особенно значима роль законного и обоснованного приговора по каждому уголовному делу. Приговор, не отвечающий этим требованиям, всегда вызывает сомнение в своей справедливости, а значит, в реальности равенства всех перед законом и судом.

Как исключение из принципа равенства граждан перед законом можно рассматривать правила о неприкосновенности Президента Украины, кандидатов в Президенты, депутатов, кандидатов в депутаты, судей. Такое исключение необходимо для обеспечения надлежащего выполнения указанными лицами их функций независимо от незаконных влияний.

Нарушение равноправия граждан  перед законом и судом влечет за собой уголовную ответственность  по ст. 66 УК Украины.

16. Принцип национального языка  судопроизводства

Государственным языком в Украине  является украинский язык (ч.1 ст. 10 Конституции).

Применение языков в Украине  гарантируется Конституцией Украины  и определяется законом (ч.5 ст. 10 Конституции). Детально данный принцип урегулирован в Законе Украины "О языках", ст. 19УПК.

Содержание принципа национального  языка судопроизводства раскрывается в таких положениях:

1. Судопроизводство ведется на  украинском языке или на языке  большинства населения данной  местности (ч.1 ст. 19 УПК). Одним из  требований, предъявляемых к кандидатам  в судьи, является владение  государственным языком (ч.3 ст. 127 Конституции).

По общему правилу судопроизводство ведется на украинском языке, однако в местах проживания большого количества граждан других национальностей (города, районы и т.д.)оно может осуществляться на национальном языке большинства населения той или иной местности.

2. Участвующим в деле лицам  (подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому  ответчику, их представителям, экспертам,  свидетелям и т.д.), не владеющим  языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ч.2 ст. 19 УПК).

Кто является лицом, не владеющим языком судопроизводства, закон не указывает. Это оценочное понятие, поэтому вопрос о владении или невладении языком судопроизводства в каждом конкретном случае решает следователь, лицо, производящее дознание, прокурор, суд. Владение языком предполагает способность лица хорошо его понимать и свободно изъясняться.

3. Следственные и судебные документы,  в соответствии с порядком, установленном  в законе, должны вручаться обвиняемому  в переводе на его родной  язык или на другой язык, которым  он владеет (ч.3 ст. 19 УПК).

Обвиняемому вручаются в переводе на его родной язык только те процессуальные документы, копии которых должны обязательно предоставляться ему в силу прямого указания закона (например, обвинительное заключение — ст. 254 УПК; приговор — ст. 344 УПК).

Несоблюдение принципа национального языка судопроизводства влечет за собой неблагоприятные последствия в виде отмены принятых по делу решений. Уголовное дело во всяком случае подлежит возвращению для производства дополнительного расследования, если нарушены требования ст. 19 УПК об обеспечении обвиняемого, не владеющего языком, на котором ведется следствие, переводчиком (подпункт "в" п. 13 постановлечия №3 Пленума Верховного суда Украины "О применении судами Украины уголовно-процессуального законодательства, регулирующего возвращение дел на дополнительное расследование" от 25 марта 1988 года).

В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 370 УПК  рассмотрение уголовного дела в суде без участия переводчика в  тех случаях, когда подсудимый не владеет языком, на котором велось судопроизводство, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим безусловную отмену приговора.

17. Принцип гласности (открытости) в уголовном процессе

Одним из основных принципов судопроизводства является гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами (п.7 ч. 3 ст. 129 Конституции). Этому принципу посвящена и ст. 20 УПК.

Гласность уголовного процесса заключается  в том, что, по общему правилу, суд  рассматривает дела в открытых заседаниях в присутствии граждан, не являющихся участниками процесса, представителей средств массовой информации, которые имеют свободный доступ в зал судебного заседания. Каждый гражданин Украины, достигший 16-летнего возраста, вправе присутствовать при слушании дела. Ход судебного разбирательства и его результаты могут освещаться в прессе, по радио, телевидению. В целях повышения воспитательной роли судебных процессов и предупреждения преступлений суды в необходимых случаях уведомляют граждан по месту работы или проживания подсудимых о предстоящих судебных процессах, а также после вступления приговора в законную силу сообщают о результатах рассмотрения уголовного дела.

Часть 5 ст. 20 УПК предусматривает  возможность проведения выездных судебных заседаний по месту работы, учебы, проживания подсудимого или потерпевшего либо по месту совершения преступления. Это — так называемая, внешняя гласность. Однако, даже когда дело слушается в закрытом судебном заседании, принцип гласности полностью не исключается, поскольку действует так называемая внутренняя гласность в виде присутствия в судебном заседании прокурора, потерпевшего, подсудимого, защитника и других участников судебного разбирательства, а также свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика. Кроме того, приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично (ч.4 ст. 20 УПК).

Следует иметь в виду, что в  приговорах по делам, которые слушались  в закрытых судебных заседаниях, не должно быть сведений, послуживших  основанием для проведения закрытого  судебного заседания.

Действующее законодательство предусматривает исключения из принципа гласности. Слушание уголовного дела, в котором затрагиваются интересы государственной тайны всегда производится в закрытом судебном заседании (ч.1 ст. 20 УПК). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в Законе Украины "О государственной тайне". Кроме того, по мотивированному решению суда, закрытое судебное заседание допускается:

а) по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста;

б) по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ч.2 ст. 20 УПК);

в) если этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других лиц, которые  принимают участие в деле, а  также членов их семей и близких родственников (ст. 16 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве").

Действие принципа гласности при  производстве предварительного расследования  ограничено, так как в этой стадии применяется правило о недопустимости разглашения данных расследования (ст. 121 УПК). Однако лицо, производящее дознание, следователь, прокурор в объеме, который они посчитают возможным, могут информировать общественность об обстоятельствах совершения преступления (ч.2 ст. 10 УПК) или разрешить это сделать другим лицам (ч.1 ст. 121 УПК).

Если судом нарушены требования закона, которые устанавливают открытое судебное рассмотрение дела, это расценивается  как существенное нарушение уголовно-процессуального  закона, влекущее безусловную отмену приговора (п.9 ч. 2 ст. 370 УПК).

18. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту

Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту (ч.2 ст. 63 Конституции  Украины). Обеспечение данным субъектам права на защиту в соответствии с п 6 ч 3 ст. 129 Конституции является одним из основных принципов уголовного судопроизводства. Он закреплен в ст. 21 УПК.

Под правом на защиту понимается совокупность процессуальных прав, которые закон  предоставляет подозреваемому и обвиняемому для оспаривания выдвинутого против них подозрения или обвинения в совершении преступления, предоставления доказательств, оправдывающих их и смягчающих ответственность, а также для защиты других законных интересов в уголовном деле. Не следует сводить понятие "право на защиту" к праву подозреваемого и обвиняемого иметь защитника. Содержание первого гораздо шире. Право иметь защитника — одно из проявлений права на защиту, его составная часть.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине