Участие государственного обвинителя в формировании коллегии присяжных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассказать, на что прежде всего должен обращать внимание государственный обвинитель при формировании коллегии присяжных заседателей.
Задачи:
- кратко рассказать об общих началах формирования коллегии присяжных заседателей;
- раскрыть особенности работы гособвинителя с кандидатами в присяжные заседатели.

Файлы: 1 файл

Гособвинение_КР.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение.

 

Анализ судебной практики показывает, что от качественного состава коллегии присяжных заседателей во многом зависит характер выносимого ею вердикта. Однако недостаточная подготовка профессиональных юристов к этому процессу, низкий уровень правосознания и правовой культуры значительной части населения нашей страны создают дополнительные сложности в достижении целей уголовного судопроизводства.

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей неоднократно был предметом внимания Верховного Суда РФ. По замыслу законодателя, предусмотренная в ст. 328 УПК РФ процедура призвана способствовать формированию коллегии присяжных заседателей из числа беспристрастных граждан, способных разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести. Однако на практике не всегда удается сформировать коллегию присяжных из лиц, сознание которых не обременено заранее сформировавшимися предубеждениями.

Объект контрольной работы– институт присяжных заседателей.

Предмет – участие государственного обвинителя в формировании коллегии присяжных заседателей.

Цель контрольной работы – рассказать, на что прежде всего должен обращать внимание государственный обвинитель при формировании коллегии присяжных заседателей.

Задачи:

- кратко рассказать об  общих началах формирования коллегии  присяжных заседателей;

- раскрыть особенности  работы гособвинителя с кандидатами в присяжные заседатели.

 

1.Общие начала формирования коллегии присяжных. Процессуальный этап формирования коллегии присяжных

 

Формирование коллегии присяжных заседателей ― процедура, включающая в себя совокупность мер организационного и процессуального характера, направленных на формирование из числа граждан РФ коллегии присяжных заседателей, способной честно и беспристрастно судить об обстоятельствах дела и полномочной вынести объективный вердикт.

Процедура формирования коллегии присяжных заседателей регламентируется ст. 326–332 УПК РФ, однако и на этом этапе применимы основные принципы судопроизводства с участием присяжных, закрепленные в ст. 324, 333–335 УПК РФ. Основные требования к присяжным заседателям закреплены в Федеральном законе от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее ― Закон о присяжных заседателях), положения которого применяются в совокупности с нормами УПК РФ.

Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается с организационных мер, принятие которых призвано обеспечить составление списков кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, отвечающих предъявляемым законом требованиям. К мерам организационного характера относится составление списков кандидатов в присяжные заседатели органами исполнительной власти субъекта РФ, а также подготовка предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели аппаратом суда.

Совокупность мер процессуального характера по формированию коллегии присяжных заседателей включает в себя:

а) вступительное слово председательствующего;

б) опрос кандидатов в присяжные заседатели и разрешение заявленных ими самоотводов;

в) заявление сторонами мотивированных и немотивированных отводов кандидатам в присяжные заседатели;

г) формирование комплектного состава коллегии присяжных заседателей и разрешение председательствующим ходатайства о тенденциозности состава сформированной коллегии в случае его поступления;

К числу основных задач процедуры формирования коллегии присяжных заседателей относятся следующие:

1) предотвращение включения  в общий и запасной списки  кандидатов в присяжные заседатели  граждан, не отвечающих требованиям  Закона о присяжных заседателях»;

2) выявление среди кандидатов  в присяжные заседатели на подготовительной части судебного заседания лиц, участие которые в отправлении правосудия запрещено в силу прямого указания закона;

3) реализация права сторон  на заявление отводов кандидатам  в присяжные заседатели;

4) предотвращение формирования  тенденциозной по своему составу коллегии присяжных заседателей;

5) формирование комплектного  состава коллегии присяжных заседателей, правомочного вынести вердикт  по делу.

Осуществляя контроль за решениями судов субъектов РФ по конкретным уголовным делам, Верховный Суд РФ не раз отмечал, что сокрытие кандидатом в присяжные заседатели информации о себе и своих близких не дает сторонам возможности воспользоваться правом на заявление отвода, что влечет за собой отмену приговора1.

Судопроизводство с участием присяжных заседателей осуществляется в Российской Федерации в составе председательствующего и двенадцати присяжных заседателей. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 36 УПК РФ, с учетом требований ст. 327. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего адреса вручаются сторонам.

При формировании коллегии присяжных заседателей стороны наделены следующими процессуальными правами:

— правом на ознакомление со списком кандидатов в присяжные заседатели;

— правом на участие в опросе кандидатов в присяжные заседатели;

— правом на заявление мотивированных отводов;

— правом на заявление не менее двух немотивированных отводов;

— правом отказаться от заявления немотивированных отводов;

— правом на заявление ходатайства о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава.

После разъяснения председательствующим сторонам их процессуальных прав, явившиеся для участия в отборе коллегии кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он представляется им сам, представляет стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства и разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела.

Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела.

Первой опрос кандидатов в присяжные заседатели проводит сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе устанавливается по обоюдной договоренности.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение об их дополнительном вызове в суд. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Первым немотивированный отвод заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

До приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт в силу тенденциозности ее состава. Выслушав мнение сторон, председательствующий разрешает данное заявление в совещательной комнате и выносит постановление. Если заявление будет признано обоснованным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

 

2. Подготовка гособвинителя к формированию коллегии присяжных

 

На сегодняшний день стороны не имеют возможности тщательно подготовиться к формированию коллегии присяжных, поскольку эта процедура начинается сразу же после вручения сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели. В связи с этим основную работу по подготовке к процедуре формирования коллегии присяжных заседателей гособвинитель должен произвести до начала отбора присяжных. При подготовке к формированию коллегии присяжных заседателей ему необходимо изучить:

1) законодательную регламентацию  процедуры формирования коллегии  присяжных заседателей, предусмотренную ст. 326–330 УПК РФ;

2) требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели.

Поскольку на этом этапе качественный состав вызванных для участия в отборе коллегии граждан еще неизвестен, необходимо сосредоточить свои усилия на изучении обстоятельств подлежащего рассмотрению дела. Конкретные особенности вменяемого подсудимому в вину деяния могут послужить основой для выявления возможных предубеждений присяжных заседателей.

Для эффективного участия в формировании коллегии присяжных заседателей необходимо проанализировать следующие сведения:

1) правовую квалификацию деяния, вменяемого подсудимому в вину;

2) обстоятельства совершения преступления (место, время, способ и др.);

3) наличие доказательств, которые могут быть поставлены под сомнение обладающим специальными познаниями присяжным заседателем;

4) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

5) обстоятельства, характеризующие личность потерпевшего;

6) мотивы совершения подсудимым преступления;

7) отрицание либо признание подсудимым своей вины;

8) факты освящения подлежащего рассмотрения дела в средствах массовой информации;

9) по делам о преступлениях по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также в случае, когда национальность подсудимого не является традиционной для данной местности ― общественное мнение, национальные настроения населения конкретного субъекта РФ.

Каждое из этих обстоятельств имеет значение для формирования коллегии присяжных заседателей, поскольку может являться причиной их предубеждений.

Для эффективного участия в формировании коллегии присяжных заседателей, государственный обвинитель должен обладать не только правовой компетенцией, но и специальными познаниями в области психологии, учитывать принципы, лежащие в основе формирования коллегии присяжных заседателей и заключенные в следующих утверждениях:

1. Человеку свойственно  отождествлять себя с другими  людьми.

2. Присяжные судят о  деяниях подсудимого сообразно  внутреннему нравственному критерию.

3. Пол присяжных заседателей  оказывает значительное воздействие  на восприятие обстоятельств дела.

4. Возраст присяжных также  может повлиять на формирование  их внутреннего убеждения.

5. Мнение авторитетного  лица может повлиять на внутреннее убеждение присяжных.

6. Под влиянием обстоятельств прошлого жизненного опыта и отличительных характеристик индивидуального восприятия у присяжных формируются симпатии к участникам уголовного судопроизводства.

7. Значительное влияние может оказать образование и профессия присяжного заседателя.

 

3. Постановка вопросов перед кандидатами в присяжные

 

Общие требования к постановке вопросов таковы:

Информация о работе Участие государственного обвинителя в формировании коллегии присяжных заседателей