Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:41, доклад

Описание работы

Существенным фактором демократизации российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, но помимо этого необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ОРД.docx

— 29.45 Кб (Скачать файл)

Порядок рассмотрения в суде дел, связанных  с обжалованием действий органов, осуществляющих  ОРД 

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Право на обжалование действий органов, осуществляющих  ОРД , в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), тайну переписки и телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и интересы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) – и некоторых других.

Право на обжалование, как указано в  п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г., возникает у граждан, даже если они  только полагают, что действия должностных лиц оперативных аппаратов привели к нарушению их прав и свобод.

Действия  должностных лиц, осуществляющих  ОРД , в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «об  ОРД»  могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для обжалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению его прав и свобод.

Право подачи жалобы в вышестоящий орган  не исключает права направления  ее в тот орган, сотрудник которого допустил нарушение прав и свобод гражданина. В таком случае руководитель органа может сам провести проверку изложенных фактов либо, уведомив заявителя, направить жалобу в вышестоящий орган.

Вышестоящий орган в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации   
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993т. обязан рассмотреть жалобу в месячный срок.

Порядок рассмотрения жалоб граждан в  органах внутренних дел регламентируется соответствующей инструкцией. Все  поступившие жалобы граждан регистрируются в специальном журнале и докладываются руководителю органа внутренних дел, который определяет сроки и исполнителей проверки жалобы. При этом запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются. По результатам проверки жалобы составляется мотивированное заключение, в котором указываются принятые по восстановлению нарушенных прав меры.

После проверки жалобы заявителю должен быть дан письменный ответ. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Для обращения  в суд с жалобой вышеуказанным  Законом устанавливаются следующие  сроки:

– три  месяца со дня, когда гражданину стало  известно о нарушении его права;

– один месяц со дня получения гражданином  письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного  срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ.

Жалоба в суд подается по месту жительства заявителя или  месту нахождения органа, на который  подается жалоба.

Обжалование гражданином в суд отказа в  предоставлении информации или предоставление ее не в полном объеме не связывается  законодателем ни с какими условиями. Достаточно приложить к заявлению письменный документ об отказе (в случае его отсутствия – копию обращения в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность) либо указать в заявлении мотивы, которые дают основания полагать, что получены не все сведения.

Рассмотрение  жалобы происходит в порядке, предусмотренном  Гражданским процессуальным кодексом. Обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении лицу сведений, в том числе в полном объеме, возложена на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Этот же орган обязан по требованию судьи предоставить оперативно-служебные документы, содержащие сведения, в ознакомлении с которыми заявителю было отказано. Реально это означает, что судья должен иметь доступ ко всем делам оперативного учета, без чего  судебное  разбирательство становится беспредметным. Те материалы дела оперативного учета, из которых можно получить сведения о конфиденциальных источниках, закрываются в конверты, исключающие прочтение текста. Их содержание излагается в отдельной справке или сообщается устно. Расшитие дел и изъятие документов не допускается.

Предметом  судебного  исследования, обозначенном в ч. 4, 5 и 6 ст. 5 ФЗ «об  ОРД» , является не нарушение законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, не восстановление прав и законных интересов лица и возмещение причиненного ему вреда, а обоснованность ограничения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обжалование в суд отказа в предоставлении сведений о полученной в отношении лица информации (ч. 4 ст. 5) может быть соединено в одном производстве с обжалованием действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 5), и возмещением причиненного вреда (ч. 9 ст. 5).

В случае признания решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю необоснованным судья должен обязать указанный орган предоставить требуемые сведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности».
  3. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г.
  4. Дубоносов Е.С. /Право. Юридические науки / Правоохранительные органы / Оперативно-розыскная деятельность, 2009 г.
  5. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию, 2008 г.
  6. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. - М.: Проспект, 2001г.
  7. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная энциклопедия М., 2007г.
  8. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в Оперативно-розыскной деятельности ОВД М. 2006г.

 


Информация о работе Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД