Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:41, доклад

Описание работы

Существенным фактором демократизации российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, но помимо этого необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ОРД.docx

— 29.45 Кб (Скачать файл)

 

Судебный контроль как форма  обеспечения законности ОРД.

 

Существенным  фактором демократизации российского  общества служит конституционное закрепление  прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, но помимо этого необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.      

По своей  сути природа ОРД такова, что неизбежно  затрагивает права и свободы  личности, вовлекаемой в сферу  ее осуществления. В ряде случаев  оперативно-розыскные мероприятия  касаются значительного числа лиц, не причастных к преступлениям, а также действиям, создающим угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, но зачастую, вопреки своей воле или случайно, соприкасающихся (в силу совместного проживания, товарищеских отношений и т.п.) с лицами, совершившими противоправные деяния и действия, создающие выше указанные угрозы. Все это требует наличия соответствующей системы защиты, охраны и восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов общественных отношений, возникающих при осуществлении ОРД и дальнейшего совершенствования самой деятельности.     

Объект  исследования - закономерности, определяющие характер общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД. Ведомственный контроль за ОРД     

Предмет исследования - содержание законов, иных нормативно-правовых актом, регламентирующих правоотношения, возникающие  в связи с обеспечением прав и  свобод человека и гражданина в ОРД, и сложившейся практики деятельности оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществлять ОРД. 

Основания  судебного   контроля   за   ОРД  и порядок его осуществления при проведении ОРМ закреплены в ст. 5, 8, 9 и 12 ФЗ «об  ОРД» .

Согласно  ст. 9 ФЗ «об  ОРД»  каждое ОРМ, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.

Рассмотрение  материалов об ограничении конституционных  прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно.  

Контроль  суда за законностью рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан включает следующие элементы:

– основание  к  судебному  рассмотрению материалов;

– место  рассмотрения материалов;

– субъекта, принимающего решение (должностного лица, которое рассматривает материалы);

– срок рассмотрения материалов;

– ход  рассмотрения материалов;

– итоги  рассмотрения материалов;

– срок действия решения (постановления) по существу предоставленных  материалов;

– порядок  продления срока действия решения (постановления) по предоставленным  материалам.

Согласно  предписаниям ч. 2 ст. 9 ФЗ «об  ОРД»  единственным основанием для решения судьей вопроса об обоснованности проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права гражданина, является мотивированное постановление одного из руководителей ОРО.

Данное  основание (наличие мотивированного  постановления) – это формализованное  обращение оперативного подразделения в суд для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина на частную жизнь. Мотивированное постановление, являясь решением соответствующего должностного лица ОРО, для судьи играет роль ходатайства. В этой связи его следует именовать «Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения...» (далее указывается название ОРМ).

Законодатель  предъявляет ряд требований к  постановлению руководителя ОРО. Оно должно быть мотивированным (ч. 2 ст. 9 ФЗ об  ОРД ), законным (ст. 3 ФЗ об  ОРД ) и обоснованным.

Законность  постановления предполагает:

1)вынесение надлежащимдолжностным лицом.Судья должениметь возможность удостовериться в этом, а потому вправе знакомиться 

с соответствующими ведомственными нормативными актами, в которых определены перечни должностных лиц, правомочных принимать решения на ограничение конституционных прав граждан при осуществлении ОРМ;

2)соответствие его формы требованиям, предъявляемым  к документу (наличие соответствующего названия и других необходимых реквизитов);

3)соответствие его содержания полученной фактической  информации (исключается вымысел  и т.п.).

Обоснованность  постановления означает, что должностное  лицо при его вынесении исходило из анализа документально оформленных  материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которые исключают другое решение, кроме принятого.

Мотивированность  призвана объяснить, почему должностное  лицо приняло конкретное решение, почему использовало (не использовало) те или  иные аргументы, т.е. постановление  должно содержать объяснения и доводы в обоснование позиции, занятой должностным лицом. Отметим, что мотивированное постановление выносится одним из руководителей ОРО. В их число входят, как правило, начальник органа и его заместители. Однако в каждом министерстве (ведомстве) приняты свои, отличные от других, перечни категорий руководителей, полномочных утверждать постановление (ходатайство), направляемое в суд для получения санкции на ограничение конституционного права гражданина, поэтому судья при возникновении необходимости (сомнения в полномочиях руководителя и т.п.) вправе ознакомиться с ведомственным нормативным актом, которым установлен соответствующий перечень.

Особо подчеркнем, что судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления (ч. 1 ст. 9 ФЗ «об  ОРД» ). Получение судьей постановления (ходатайства) о проведении ОРМ является юридическим фактом, который порождает для него обязанность незамедлительно приступить к рассмотрению представленных оперативно-служебных документов.

Место рассмотрения материалов. Рассмотрение материалов об ограничении  конституционных прав граждан на тайну частной жизни при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий  или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении (ч. 1 ст. 9 ФЗ «об  ОРД» ). Из этого нормативного предписания следуют три правила:

1)поступившие материалы должны рассматриваться судом, т.е. соответствующим органом   судебной  системы России, осуществляющим правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских и административных категорий дел в установленном законом порядке;

2)материалы с ходатайством об ограничении конституционного права гражданина должны рассматриваться по общему  правилу судами первого звена  (т.е. районными и равными им судами);

3)соблюдение порядка, в соответствии с которым с ходатайством на проведение ОРМ руководителю ОРО необходимо обращаться в первую очередь  в суд по месту осуществления  конкретного ОРМ (им может быть  суд того района, где расположено жилище гражданина или находится узел связи, на который гражданин получает почтовую корреспонденцию «До востребования», и т.п.).

Вместе  с тем законодатель не устанавливает  жесткого правила направления материалов только в суд первого звена. Возможен вариант первичного обращения и в вышестоящий суд – республиканского, областного и краевого звена или Верховный Суд РФ (это касается как системы общих, так и военных судов). Однако следует учитывать, что в данном случае возникает реальная вероятность существенного ограничения права ОРО на обжалование возможного отказа судьи в проведении ОРМ.

Согласно  ч. 1 ст. 9 ФЗ «об  ОРД»  эти материалы рассматриваются единолично судьей. Вместе с тем конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключен вариант, при котором материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей.

Рассмотрение  материалов судьей единолично означает, что, во-первых, не требуется принятия решения на  судебном  заседании и, во-вторых, именно конкретный судья обязан и вправе принять юридически значимое решение по существу ходатайства ОРО. Вместе с тем судья может консультироваться у председателя соответствующего суда и т.п. С его согласия при изучении оперативно-служебных документов может присутствовать и давать необходимые пояснения представитель ОРО, который ходатайствует о проведении ОРМ.

По закону такие материалы рассматриваются  судьей незамедлительно. Это означает, что должностное лицо ОРО должно быть немедленно, т.е. в любой промежуток рабочего времени без какой-либо очереди или по крайней мере без неоправданных задержек, принято судьей (не занятым в  судебном  процессе), который обязан получить оперативно-служебные материалы, касающиеся производства ОРМ, и рассмотреть их.

Ход рассмотрения материалов заключается в изучении обоснованности постановления руководителя ОРО, поступившего судье. Вместе с тем согласно предписаниям ч. 3 ст. 9 по требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения ОРМ.

Согласно  предписаниям ч. 4 ст. 9 ФЗ «об  ОРД»  по результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Причем постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.

Таким образом, при любом решении (как  положительном, так и отрицательном) судья обязан вынести мотивированное постановление. Он не вправе ограничиться, допустим, резолюцией (как разрешающей, так и запрещающей) на представленном ему оперативным подразделением постановлении.

В постановлении  судьи, которое может быть составлено в произвольной форме, должно быть указано: какое конкретно ОРМ просит разрешить  соответствующий ОРО; какие материалы представлены; можно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. 7 и 8 ФЗ «об  ОРД» , и др.

Постановление в обязательном порядке подлежит заверению печатью, т.е. на его тексте (как правило, в месте подписи  судьи) должен быть проставлен ясно видимый  оттиск гербовой печати суда, судья  которого санкционировал проведение ОРМ.

По ч. 5 ст. 9 ФЗ «об  ОРД»  срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении: при этом течение срока не прерывается.

Под сроком действия вынесенного судьей постановления  понимается срок, в течение которого в соответствии с ФЗ «об  ОРД»  оперативное подразделение полномочно осуществлять конкретное ОРМ, ограничивающее конституционное право гражданина.

ФЗ «об  ОРД»  предусмотрено исчисление такого срока как в сутках, так и в месяцах.

Прежде  всего срок действия вынесенного  судьей постановления исчисляется  в сутках со дня его вынесения. В данном случае не принимаются в расчет час и день, в которые судья вынес постановление. Срок действия постановления истекает в 12 ч ночи последних суток.

Течение срока исполнения ОРМ не зависит  ни от организации его проведения, ни от уголовно-процессуального срока производства по уголовному делу. Это означает, что срок действия вынесенного судьей постановления не может быть прерван (приостановлен, продлен) в связи с отсрочкой, приостановлением или прекращением осуществления разрешенного ОРМ или окончанием срока производства по уголовному делу (за исключением прекращения дела за отсутствием события или состава преступления).

Кроме того, срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать  шести месяцев, если иное не указано  в самом постановлении. В данном случае срок истекает в соответствующее число месяца, а если месяц не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 марта сроком на шесть месяцев этот срок истечет 30 сентября).

Законодатель  допускает возможность превышения срока более чем шесть месяцев  при условии непосредственного  указания на то в самом постановлении. Как правило, ограничение конституционного права гражданина на более длительный, чем обычно, срок происходит при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации. Причем в данном случае верхний предел срока действия вынесенного судьей постановления в ФЗ об  ОРД  не установлен.

Кроме того, судье в обязательном порядке  представляются и те оперативно-служебные  документы, которые направлялись ему  ранее (постановление о проведении ОРМ и др.) (ч. 5 ст. 9 ФЗ «об  ОРД» ).   

Информация о работе Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД