Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка

Содержание работы

Введение .................... 3
1. Судебная реформа ............... 5
1.1. Изменение статуса судей ............... 6
1.2. Изменение процессуальных полномочий судей ....... 8
1.3 Суд присяжных ................... 9
1.4. Устройство судебной системы ............... 12
1.5. Мировые судьи ................... 14
2. Роль и место прокуратуры в укреплении правопорядка ................. 16
Заключение .................. 22
Список использованной литературы ...... 25

Файлы: 1 файл

Контрольная Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка.docx

— 71.99 Кб (Скачать файл)

автономной области, автономных округов, городов федерального значения,

районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным,

административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа - военные  суды,

создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов,

осуществляющие судебную власть в  войсках и формированиях. Третья группа -

специализированные суды, которые  благодаря специализации судей  способны

быстрее и правильнее рассматривать  определенные категории гражданских  и

административных дел. Для их создания предстоит разработать концепцию

организации, деятельности, места  в системе судов общей юрисдикции

(подведомственность, система обжалования  решений и т.д.) В свою очередь,  это

потребует внесения дополнений и изменений  в соответствующее законодательство

и изыскания источников финансирования.

Система арбитражных судов делится  на три уровня: первый - Высший Арбитражный

Суд, второй - федеральные арбитражные  суды округов, третий - арбитражные  суды

республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов

федерального значения.

Функции арбитражного суда и его  структура имеют много схожего  с судами общей

юрисдикции. Отличие в том, что  последние, создаются в самых  малых

административно-территориальных  подразделениях, чтобы быть ближе  к населению.

Но система арбитражных судов  не предусматривает звена, максимально

приближенного к населению (нет  этого в законе «Об арбитражных  судах в

Российской Федерации»[7] от 5 апреля 1995

г.).

Арбитражные суды, как и КС, слишком  отдалены от населения. Порой единственный

на область, край или республику арбитражный суд менее доступен, чем суды

общей юрисдикции. С учетом российских расстояний, дороговизны проезда  мало

кто поедет в столицу для защиты своих прав в Конституционном  Суде или в

областной центр - в арбитражный  суд для разрешения экономических  споров. В

результате право остается нарушенным или находятся незаконные пути.

То, что в России действуют различные  виды судов, не означает создания единой

судебной системы, поскольку отсутствует  высший судебный орган, который

обеспечивал бы единство судебной власти и правоприменения. В результате

возникают многочисленные сложности  с разграничением подведомственности дел,

которые нередко отталкивают граждан  от обращения в суд. Кроме того, виды

судов не взаимосвязаны функционально (взаимодействуют только

общетерриториальные и военные  суды), дела рассматриваются лишь в  пределах

одного вида.

В перспективе было бы целесообразно  объединить суды в Коллегию по

хозяйственным спорам и в Коллегию по конституционно-правовым вопросам. Тем

самым обеспечивалось бы единство судебной практики, судебная власть стала бы

более целостной и устранялась  бы почва для споров о подведомственности, а

правосудие было бы ближе и доступнее  населению. Арбитражные суды заняли бы

положение хозяйственных коллегий областных и соответствующих  им судов,

передав часть подведомственных дел  по подсудности в местные суды.

    

1.5. Мировые судьи

 

Закон «О мировых судьях в Российской Федерации»

[8] от 17 декабря 1998 г. смягчил проблему федерализма в судебной системе.

По закону мировой судья избирается на пять лет населением или назначается

органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут

действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с

законами субъектов Федерации  из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.

Зарплата мирового судьи составляет 60% оклада председателя Верховного Суда, а в

городах федерального значения - 64% и  начисляется из федерального бюджета. А

материально-техническое обеспечение (предоставление помещений, мебели и

канцтоваров) возложено на органы юстиции или органы исполнительной власти

соответствующего субъекта Федерации.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую

судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования,

поручения и вызовы обязательны  для всех юридических и физических лиц и

органов власти. В компетенцию мировых  судей входят дела, которые не требуют

долгих разбирательств, но неизбежно  зависают в перегруженных судах. Это дела

о расторжении брака и разделе  нажитого за время совместной жизни  имущества,

другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об

оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и

усыновлении). А также дела, связанные  с трудовыми отношениями (за исключением

дел о восстановлении на работе), споры  в отношении собственности по

имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 МРОТ, и дела об

определении порядка пользования  земельными участками, строениями и  другой

недвижимостью. Кроме того, мировой  судья вправе рассматривать уголовные  дела

о преступлениях, за совершение которых  предусмотрено наказание не более  двух

лет лишения свободы.

     2. Роль и место прокуратуры в укреплении правопорядка

В соответствии со статьей 129 Конституции  РФ и Федеральным законом «О

прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября

1995г. с последующими изменениями  и дополнениями)

[9] прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная

система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за

исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры

Российской Федерации составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ;

б) прокуратуры субъектов РФ, а  также приравненные к ним военные и другие

специализированные прокуратуры;

в) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные

прокуратуры.

В системе прокуратуры РФ действуют  также научные и образовательные учреждения.

[10]

Декларируемая деятельность прокуратуры  направлена на обеспечение

верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод

человека и гражданина, а также  охраняемых законом интересов общества и

государства. В этих целях прокуратура  осуществляет надзор:

За исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами,

представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов

РФ, органами местного самоуправления, органами Военного управления, органами

контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам

издаваемых ими правовых актов;

- за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина;

- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное  следствие;

- за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих

наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания заключенных  под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с

полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. В

соответствии с законом органы прокуратуры проводят расследование  по делам о

преступлениях, отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему

производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю

расследование любого преступления. Осуществляя уголовное преследование в суде,

прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою

позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в

отношении подсудимого. Участвуя в  рассмотрении дел судами, прокуроры  в

соответствии с процессуальным законодательством РФ опротестовывают

противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокурор или его заместитель

приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или  должностному

лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд.

[11]

Протест прокурора подлежит обязательному  рассмотрению не позднее чем в

десятидневный срок с момента его  поступления. При исключительных

обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения

протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается

прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель  вправе вносить в соответствующие  органы

представление об устранении нарушений  закона. Представление об устранении

нарушений закона вносится в орган  или должностному лицу, который уполномочен

устранить допущенные нарушения, и  подлежит безотлагательному рассмотрению.

В случае несоответствия постановлений  Правительства РФ Конституции РФ и

законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской

Федерации. Не обладая правом законодательной  инициативы, прокуроры вправе

вносить в законодательные органы и органы, которым принадлежит  право

законодательной инициативы, свои предложения  об изменении, о дополнении, об

отмене или принятии законов  и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с законодательством  прокуратура РФ осуществляет также

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью. В этих целях прокурор вправе созывать координационные

совещания, организовывать рабочие  группы, истребовать статистическую и

другую необходимую информацию.

Прокуроры и следователи, являясь  представителями государственной власти,

находятся под особой защитой государства. Федеральный закон «О прокуратуре

Российской Федерации» закрепляет меры правовой и социальной защиты

прокуроров и следователей, Закон  также устанавливает особый порядок

привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной

ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела (за исключением

случаев, когда прокурор или следователь  застигнут при совершении

преступления), производство расследования  является исключительной

компетенцией органов прокуратуры.

Надо сказать, что современные  функции прокуратуры в значительной степени

напоминают те, что были у нее  во времена Петра I, когда «око государево»

обеспечивало выполнение высочайших указов правительственными органами, их

чиновниками и судами. Они имеют  мало общего с функцией прокуратуры  в странах

с развитой демократией.

Если вернуться к истории, то одним из итогов судебной реформы 1864 г. стало

полное освобождение прокуроров от административных функций и закрепление  за

ними функции государственного обвинения. Прокуратуру возглавлял министр

юстиции (генерал-прокурор). В 1872 г. при  кассационных департаментах Сената

(высшего судебного присутствия)  состояло 12 обер-прокуроров, при судебных

палатах - 13 прокуроров и 50 их заместителей (товарищей), при окружных судах

- 103 прокурора и 655 товарищей.  Систему дополняли 1457 судебных

следователей, которым прокуроры  в соответствии с Уставом уголовного

судопроизводства давали предложения  о производстве предварительного следствия

и наблюдали за ним. Прокуроры наблюдали  за производством полицейских дознаний

и руководили полицейскими чинами.

Концепция советской прокуратуры  сложилась в 1922 г. Кроме поддержания

государственного обвинения в  судах прокуроры наделялись полномочиями по

контролю над деятельностью  органов местной власти (исключая партийные

органы), их должностных лиц, организаций  и предприятий (общий надзор), а

впоследствии - и судов. Прокуратура  также проводила предварительное  следствие

и одновременно осуществляла надзор за следственными органами.

В условиях социалистического хозяйствования общему надзору прокуратуры

придавалось большое значение. Отсутствие материальной заинтересованности у

производителей компенсировали постоянной угрозой прокурорского вмешательства.

Прокуроров бросали на борьбу за сохранность социалистической собственности  и

соблюдение трудовой дисциплины, со сверхнормативными простоями

железнодорожных вагонов, нерациональными  перевозками грузов, нарушениями

графиков движения поездов и  т.п. Эффективность этих усилий, как  правило, была

ничтожной. В 80-е годы, например, прокуроры, боролись с безбилетным провозом

пассажиров. Вместе с контролерами-ревизорами железных дорог они вылавливали

«зайцев» в поездах, вносили  сотни протестов и представлений  «об устранении

причин и условий, способствующих нарушениям социалистической законности»,

привлекали к дисциплинарной, материальной и даже уголовной ответственности

проводников и бригадиров. Но все  было тщетно. В условиях тотального дефицита

спрос все равно рождал предложение. Проблема отпала сама собой с развитием

рыночных отношений, когда билеты стали свободно продаваться в  кассах.

Две другие составляющие общего надзора  осуществляемого прокуратурой -

контроль за законностью правовых актов и нарушениями прав и  свобод граждан.

Информация о работе Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка