Шпаргалка по "Уголовно-исполнительному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Уголовно-исполнительному праву"

Файлы: 1 файл

зачет (все вопросы).doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Все принципы уголовно-исполнительного  права составляют единую систему, находятся  в тесной взаимосвязи, во многом дополняют  друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.

 

 

  1. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Действие норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ).Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного). 
Под нормой УИП понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным исправительного воздействия. Норма — основной элемент отрасли права.

I) Нормы УИП можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения:

1) Регулятивные — устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они, в свою очередь, делятся на

а) обязывающие (устанавливают  требование совершать определенные действия — требование соблюдать режим, например),

б) уполномочивающие (предоставляют  субъектам выбор варианта поведения  в рамках, установленных законом — например, по желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине),

в) запрещающие (устанавливают  требования воздержаться от определенных действий — например, вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки).

2) Поощрительные нормы — направлены на стимулирование одобряемого поведение, исправление осужденных (например, участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени исправления). Особенность в том, что они предоставляют право на поощрение только 1 субъекту — администрации учреждения или органа, исполняющего наказания; другой субъект — осужденный — не может требовать соответствующего поощрения.

3) Охранительные нормы — призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивают реализацию иных норм УИП (например, нормы устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы и др.).

Другая классификация:

1) материальные нормы (устанавливают содержание правила поведения),

2) процессуальные (процедурные)  нормы (регулируют условия и  порядок его реализации. + выделяют  также бланкетные (например, оперативно-розыскная  деятельность осуществляется в  соответствии с законодательством РФ и т.д.) и отсылочные нормы. В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. То же — и в УИП. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться; во многих случаях выносится «за скобки» нормы — тогда имеется виде основание отбывание уголовного наказания (приговор суда либо изменяющее его определение или постановление суда), но в ряде норм гипотеза присутствует. В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы — правило поведения субъектов и участников правоотношения, их права и обязанности (нормы права и статьи не совпадают — в статьях может содержаться несколько норм). В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения правил поведения. Особенность санкций в том, что они могу находиться в одной статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ + санкции УИК РФ применяются только к осужденному, т.к. иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового (либо уголовного) права.

Действие в  пространстве.

Согласно ч. 1  статьи 6 УИК РФ уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта Российской Федерации не предусматривается, в том числе для тех, на территории которых исповедуется ислам и культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не могут иметь юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия законодательства уголовно - исполнительного профиля принадлежит Российской Федерации.

      Наказание исполняется по месту вынесения приговора. В том случае если преступление совершено иностранцем в чужой стране  возможна передача для исполнения наказания в отечественное государство (институт передачи осужденных) при условии:

- передача осуществляется на основе переговоров-соглашений и принципа взаимности -передача осуществляется на основе ходатайства осужденного или его представителей или просьбе одного из государств а лице Министерства Юстиции или Генеральной Прокуратуры

- передача должна основываться на взаимном уважении суверенитета,

- она может иметь  место только, если осужденный является гражданином государства исполнения приговора (это тоже отличает данный институт от выдачи преступников, так, как выдан, может быть, преступник с любой гражданской принадлежностью),

- передаются только осужденные, не отбывшие наказание,

- должен  остаться отбыть не менее 6 мес.,

- осужденный или его  законный представитель должен  выразить согласие (это также  отличие от выдачи преступников).

– деяние должно быть преступным по законодательству обеих сторон, что подтверждается письменным предоставлением закона.

       Государство вынесения приговора д. представить государству исполнения следующие документы: копию приговора и документ по вступлению его в силу, текст статьи закона на основании, которого лицо осуждено, документ об отбытой части наказания, документ о согласии на передачу, документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено, документ, подтверждающий гражданство, материалы, касающиеся гражданского иска, и м.г. другие. Далее либо человек начинает отбывать тот срок, который определен в приговоре, за исключением уже отбытой части наказания, либо сначала производят преобразование наказания (например, если в стране назначения наказания назначили 5 лет, а в стране исполнения максимальное наказание за данное преступление – 4 года. Может быть несовпадение преступление, например, в России нет телесных наказаний, тогда применяется наиболее похожее наказание. То же самое относится и к дополнительному наказанию. Если у нас такого дополнительного наказания нет, то оно не исполняется). Но некоторые страны исполняют наказания в полном объеме без преобразования. При прекращении исполнения приговора для переданного наступают те же условия, что и для остальных граждан – сроки судимости, условно-досрочное освобождение, возможность помилования и амнистия (причем, он подлежит акту амнистии как в стране назначения приговора, так и в стране отбывания наказания).

      Действие во времени

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (а не день подписания его Президентом РФ, как полагают некоторые). Согласно ст. 6 данного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Как известно, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г. В отличие от уголовного законодательства УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и помощь освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.

         Действие по кругу лиц.

Правила отбывания наказания осужденными военнослужащими – процесс отбывания наказания совмещен с дальнейшим прохождением военной службы. Если военнослужащий осужден наказанию в виде лишения свободы, то он увольняется с работы и отбывает наказание на общих основаниях. Если военнослужащий лишен воинского звания, то он автоматически лишается этого наказания и увольняется с военной службы, а основное наказание исполняется на общих основаниях. Штраф и другие наказания исполняются на общих основаниях.

 

 

  1. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Контроль за исполнением  уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов  и учреждений, исполняющих уголовные  наказания, задачам уголовно-исполнительного законодательства и помощь в исправлении недостатков. С одной стороны контроль предполагает проверку исполнения предписаний закона при исполнении наказаний, с другой – осуществление надзорной деятельности.

Проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства заключается в:

• наблюдении за осуществлением их функциональной деятельности;

• получении объективной и достоверной информации о состоянии законности при исполнении наказаний;

• принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;

• выявлении и устранении причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

• принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Надзорная деятельность состоит в том, что:

• включает в себя два вида надзора: прокурорский и административный, причем приоритетом является надзорная деятельность органов прокуратуры;

• органы надзора осуществляют свои функции в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

• органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, обеспечивают проверку соблюдения специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и международных документах на поднадзорных им объектах;

• в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к нарушителям.

Виды контроля. По объему обследования выделяют общий и специальный контроль. По стадиям проведения – предварительный, текущий и последующий. По субъекту контроля и характеру их полномочий – международный, контроль Президента РФ органов законодательной власти, органов исполнительной власти (в том числе и ведомственный), органов судебной власти, органов местного самоуправления, общественный контроль. По целям контроль классифицируют на комплексный (по всем или нескольким направлениям) и выборочный (по одному направлению или частным вопросам).

Формы контроля: проверка, инспектирование, ревизия, запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности, подготовка отчетов органами и учреждениями УИС, посещение учреждений УИС. обжалование незаконных действий администрации учреждений и органов УИС, личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля.

 

 

 

  1. Правовое регулирование направления и формы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним  из основных средств исправления  осужденных.

Воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями  воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное  воспитание осужденных предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое  воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовно-исполнительному праву"