Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др. Задачи:
дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;
Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;
Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.
Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ……………………………………………………………………...5
1.1 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью
судебных постановлений, а также их исполнение…………………………………9
1.2. Надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда………………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА II. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ………………………………….13
2.1. Проверка прокурором постановлений суда, вступивших в законную силу. (Приостановления исполнения, надзорный протест, возобновление дел)…………..15
2.2. Организация работы по надзору за законностью судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении в различных звеньях прокуратуры……………………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 377 УПК постановления судьи, вынесенные в случаях, предусмотренных  ст.ст. 402 и 403 УПК, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Поэтому прокурор, участвовавший  в судебном заседании при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, определений, постановлений суда, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении надзорного протеста. В приказе Генерального прокурора от 26 августа 2008 г. № 52 «Об организации поддержания государственного обвинения и повышения эффективности надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» отмечено, что при наличии оснований для опротестования определения следует незамедлительно направлять соответствующему прокурору сообщение о необходимости приостановления исполнения определений в порядке ч. 3 ст. 405 УПК до решения вопроса о принесении протеста. Согласно ч. 7 ст. 399 УПК протест прокурора на определение суда об условно-досрочном освобождении, о замене наказания более мягким и об освобождении от отбывания наказания по болезни приостанавливает исполнение определения. Очевидно, что в данном случае надо иметь в виду вместо определения постановление, поскольку судья выносит именно этот документ при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением постановлений суда.[17;67] 
В ч. 4 ст. 148 УПК указано, что если процессуальные отношения, возникшие в связи с гражданским иском, не урегулированы УПК, то применяются нормы гражданского процессуального законодательства, если они не противоречат УПК. Здесь речь идет об исполнении приговора, определения, постановления суда в части гражданского иска и других имущественных взысканий. Согласно ст. 459 ГПК обеспечение исполнения приговоров, постановлений и определений по уголовным делам, решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов является задачей исполнительного производства. 
В соответствии со ст. 479 ГПК прокурором могут быть опротестованы действия судебного исполнителя по исполнению или отказу в исполнении исполнительного документа в суд, при котором состоит судебный исполнитель. Протест может быть принесен в течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении или со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя может быть опротестовано прокурором. 
Согласно ст. 346 ХПК прокурор может опротестовать постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке, установленном ст. 353 ХПК. В соответствии с этой статьей протест на постановление судебного исполнителя подается в течение десяти дней со дня получения копии постановления, а в случае его вынесения с участием сторон или прокурора — в течение десяти дней со дня его объявления. Действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, в том числе связанные с направлением обязательного для исполнения предписания, могут быть опротестованы прокурором в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данных действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действий, стало о них известно. 
В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» обращено внимание хозяйственных судов на то, что в соответствии со ст. 346 ХПК прокурору предоставлено право на опротестование постановления судебного исполнителя, а также его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда независимо от того, принимал ли он участие в рассмотрении дела, судебное постановление по которому подлежит исполнению. Исходя из компетенции прокурора в зависимости от территории административно-территориальной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, право принесения протеста на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа принадлежит Генеральному прокурору и его заместителям, а также прокурорам областей и города Минска и их заместителям.[5;90] 
        В этом же постановлении отмечено, что протест прокурора на постановление судебного исполнителя или действия (бездействие) судебного исполнителя должен соответствовать требованиям, установленным ст.ст. 159,160 ХПК, а также дополнительно содержать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя. Определения хозяйственных судов областей и города Минска по результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть опротестованы в порядке, установленном ХПК для апелляционного опротестования решений хозяйственного суда, а определение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь — в порядке, установленном ХПК для кассационного опротестования. 
Генеральный прокурор в приказе от 31 марта 2006 г. № 6 «О реализации прокурорами полномочий в хозяйственном судопроизводстве» (с изменениями, внесенными приказами от 13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75) указал на необходимость использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений хозяйственных судов по делам по искам прокуроров. При наличии оснований и в соответствии со ст. 346 ХПК прокуроры, исходя из их компетенции и в зависимости от территории административно-территориальной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, обязаны принимать меры по опротестованию незаконных постановлений судебного исполнителя, а также его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа.

 

 

 

2.1. Проверка  прокурором постановлений суда, вступивших в законную силу. (Приостановления  исполнения, надзорный протест, возобновление дел).

В стадии надзорного производства, а по хозяйственным делам и  в стадии кассационного производства, могут быть пересмотрены приговоры, решения, определения, постановления  судов, вступившие в законную силу. 
        Согласно ст. 282 ХПК на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции прокурор, участвовавший в деле, вправе принести кассационный протест. 
        В надзорном порядке могут быть пересмотрены при говоры, решения, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по хозяйственным делам — в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией. 
        Прокурор проверяет законность и обоснованность постановлений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что приговор, решение, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по хозяйственным делам и в кассационном порядке.[7;65] 
        Право принесения надзорного протеста принадлежит прокурорам, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 404 УПК, ст. 439 ГПК, ст. 301 ХПК. Этот перечень расширительному толкованию не подлежит. Прокурор района, города и приравненные к ним прокуроры, их заместители, а по хозяйственным делам и прокурор области, его заместитель не вправе приносить надзорный протест на постановления судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, вступившим в законную силу. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, установивший незаконность и необоснованность приговора, решения, определения суда, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Окончательное решение о принесении надзорного протеста принимает прокурор, полномочный принести протест в надзорном порядке. 
         В ч. 1 ст. 12.11 ПИКоАП указано» что по протесту прокурора может быть пересмотрено вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. В законе не отмечено, какие конкретно прокуроры вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. В приказе Генерального прокурора от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса» разъяснено, что протесты на вступившие в законную силу постановления судов по делам об административных правонарушениях для рассмотрения в порядке пересмотра приносятся Генеральным прокурором или его заместителями Председателю Верховного Суда или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Представление об опротестовании вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении направляется Генеральному прокурору или его заместителям вместе с материалами дела прокурорами областей, прокурором г. Минска, Белорусским военным и Белорусским транспортным прокурорами или их заместителями в пределах установленного ч.3 ст.12 ПИКоАП для опротестования шестимесячного срока со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Протесты на вступившие в законную силу постановления иного органа, ведущего административный процесс, по делам об административных правонарушениях в соответствии с подсудностью, установленной ст. 12.3 ПИКоАП, следует направлять в соответствующий районный (городской) или хозяйственный суд. 
        В соответствии со ст. 409 УПК, ст. 441 ГПК прокуроры, полномочные приносить надзорный протест, а также прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда уголовные и гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. 
        Если дело и стребовал ось для проверки в пределах своей компетенции районным, городским или приравненным к ним прокурором, то в случае, когда прокурор обнаружит основания для принесения надзорного протеста, он направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести надзорный протест, со своим представлением, в котором излагает указанные основания. Подобным же образом поступает прокурор области, г. Минска, приравненные к ним прокуроры, когда необходимо принести по проверенному ими уголовному делу надзорный протест, который вправе приносить вышестоящий прокурор в пределах его компетенции.[12;108] 
        Согласно ст. 308 ХПК правом истребования из суда хозяйственных дел обладают только прокуроры, уполномоченные законом приносить надзорные протесты. Статьей 12.12 ПИКоАП предусмотрено, что правом истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления, вступившего в законную силу, обладают должностные лица, имеющие право пересмотра этого постановления. Согласно ч. 2 ст. 12.11 ПИКоАП постановление суда по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено председателем вышестоящего суда. 
        Прокуроры, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут в соответствии со ст. 405 УПК, ст. 441 ГПК, ст. 307 ХПК приостанавливать исполнение соответствующих судебных актов до окончания производства в порядке надзора. Согласно ст. 12.12 ПИКоАП приостановить исполнение постановления суда по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, вправе прокурор, принесший протест. 
        Статьями 406, 408 УПК, 437, 442, 445 ГПК, 300, 305, 308, 309, 312 ХПК установлены сроки подачи надзорных жалоб, принесения надзорных протестов и рассмотрения дел надзорными инстанциями. 
        При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор, уполномоченный приносить надзорный протест, отказывает в принесении протеста, о чем сообщает лицу, обратившемуся с надзорной жалобой о пересмотре дела, или нижестоящему прокурору, обратившемуся к нему с представлением о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа. В этом случае дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. 
        В случае отклонения жалобы при отсутствии оснований для принесения протеста прокурор составляет заключение. В нем указывается: 
   1) содержание постановления суда и кассационного определения; 
   2) наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; 
   3) ссылка на доказательства, опровергающие доводы, жалобы; 
   4) материальные и процессуальные основания, в силу которых постановления суда признаются законными и обоснованными; 
   5) решение об отказе в принесении протеста и сообщение заинтересованному лицу о принятом решении. 
        Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в управлениях по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и анализу судебной практики, по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте, отделе Генеральной прокуратуры по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, в соответствующих отделах областных и приравненных к ним прокуратур. 
        Заявителю дается мотивированный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзора. 
        В соответствии со ст. 404 УПК, ст. 444 ГПК, ст. 309 ХПК должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.[9;98] 
        В случае несогласия прокурора, участвовавшего в рассмотрении дела, с определением (постановлением) суда надзорной инстанции, он вправе обратиться с представлением к вышестоящему прокурору о необходимости принесения надзорного протеста в суд вышестоящей надзорной инстанции. 
        Основания и порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях установлены соответственно в ст.ст. 404—417 УПК, ст.ст. 436—451 ГПК, ст.ст. 300-318 ХПК, ст.ст. 12.11-12.15 ПИКоАП.

Если суды первой инстанции  не выяснили всех обстоятельств по уголовному, гражданскому или хозяйственному делу и неверно оценили все исследованные в судебном заседании доказательства, в связи с чем вынесли незаконное и необоснованное судебное постановление, то это постановление подлежит пересмотру в кассационном порядке (по хозяйственным делам также и в апелляционном порядке) или в порядке надзора. По вновь открывшимся обстоятельствам дело может быть пересмотрено только в тех случаях, когда эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного, гражданского или хозяйственного дела не только не были известны суду, но и не могли быть ему известны. Например, при постановлении судебного акта он не мог даже предполагать, что принимает решение по делу на основе ложных показаний свидетеля, ложного заключения эксперта и т.д. 
         По делам об административных правонарушениях возобновление производства по. вновь открывшимся обстоятельствам ПИКоАП не предусмотрено. 
Основания для пересмотра уголовных, гражданских или хозяйственных дел установлены в ст. 418 УПК, ст. 452 ГПК, ст. 319 ХПК. 
         В соответствии со ст.ст. 421, 422 УПК уголовные дела могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам по заключению прокурора. Согласно ст. 454 ГПК, ст. 320 ХПК производство о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению прокуроров, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. Суд не может пересмотреть судебное постановление по вновь открывшимся обстоятельствам по своей инициативе. 
        В соответствии со ст.ст. 421,422 УПК заключение прокурора вместе с уголовным делом и материалами проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств направляются в суды надзорной инстанции. Заключение с этими материалами вправе представлять в указанные суды прокуроры района, города, приравненные к ним прокуроры через вышестоящих прокуроров, а также вышестоящие прокуроры.[4;76] 
        Согласно ст. 453 ГПК, ст. 322 ХПК представления прокурора о возобновлении гражданских и хозяйственных дел по вновь открывшимся обстоятельствам с целью отмены судебного постановления, вынесенного судом первой инстанции, подаются в суд, вынесший это постановление, при условии, что кассационная или надзорная инстанция (по хозяйственным делам и апелляционная инстанция) не вносила в него изменений. Если апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией было изменено или принято новое постановление, то представления о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются той судебной инстанцией, в которой изменено или принято новое постановление. 
        В ст. 320 ХПК установлены требования, которым должно соответствовать представление прокурора. Главами 43 УПК и 34 ГПК такие требования не предусмотрены. В ч. 2 ст. 454 ГПК говорится лишь о том, что в представлении о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств. 
        В ст. 419 УПК, ст.ст. 454, 455 ГПК, ст. 321 ХПК указано о сроках подачи прокурором заключения и представления о возобновлении производства по делам по вновь открывшимся обстоятельствам. 
        Основания и порядок возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам по уголовным, гражданским и хозяйственным делам установлены соответственно в ст.ст. 418-424 УПК, ст.ст. 452-458 ГПК, ст.ст. 319-324 ХПК. 
Вновь вынесенные судебные постановления могут быть обжалованы или опротестованы в порядке, установленном УПК, ГПК и ХПК.

 

 

 

 

2.2. Организация  работы по надзору за законностью  судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении в различных звеньях прокуратуры. 

В Генеральной прокуратуре надзор за соответствием закону судебных постановлений  по уголовным делам возложен на управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и анализу судебной практики, в частности, на кассационный и надзорный отделы, а также на управление по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам возложен на отдел по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам и управление по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по хозяйственным делам возложен на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, другие управления и отделы Генеральной прокуратуры в пределах их компетенции. 
         В областных прокуратурах, прокуратуре города Минска и приравненных к ним прокуратурах надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, не вступивших и вступивших в законную силу, осуществляют соответственно отделы по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, группа и старший помощник прокурора в пределах их компетенции. 
         В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, а также по делам об административных правонарушениях осуществляют прокуроры, их заместители и прокурорские работники, участвовавшие в судебных заседаниях при рассмотрении указанных дел.

 И так в рамках  этой функции роль прокурора  неодинакова при рассмотрении  различных категорий дел.[5;67]

При осуществлении правосудия по уголовным делам прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное лицу обвинение не нашло подтверждения, он обязан отказаться от обвинения. Прокурор обязан опротестовать в кассационном или надзорном порядке незаконный и необоснованный судебный акт (решение, приговор, определение, постановление). Он руководствуется УПК, Законом “О Прокуратуре Республики Беларусь”, приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые оформляются в виде постановлений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении уголовных дел. В его обязанности входит:

1)    проверять законность действий суда при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

2)     выступать в суде в качестве государственного обвинителя;

3)     предъявлять иски и поддерживать их в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

4)     давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

5)     опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;

6)     давать заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

7)     проверять своевременность обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений судов;

8)     осуществлять надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9)     принимать меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

УПК не предоставляет  прокурору преимуществ перед  участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. Статус прокурора иной. Если обвиняемый и потерпевший выступают от своего имени, а защитник - по поручению обвиняемого, то прокурор - от имени государства. Он способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.[17;198]

Осуществляя уголовное  преследование, прокурор в стадии судебного  разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о квалификации преступления и меры наказания в отношении обвиняемого, подводит итоги деятельности по уголовному преследованию и деятельности, направленной на изобличение обвиняемого в совершении преступления.

Структура речи прокурора  не определена в законе, однако она  должна состоять из взаимосвязанных  элементов: 1) вступительная часть;

2)      изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела);

3)      анализ и оценка собранных по делу доказательств;

4) обоснование квалификации  преступления;

5) характеристика личности  подсудимого и потерпевшего;

6) соображения о мере  наказания;

7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещение причиненного преступлением материального ущерба;

8) анализ причин и  условий, способствовавших совершению  преступления, и предложения по  их устранению;

9) заключение . 

В тех случаях, когда  прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор также вправе опротестовать приговор, решение, определение, вступившее в законную силу.

Информация о работе Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений