Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др. Задачи:
дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;
Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;
Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.
Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ……………………………………………………………………...5
1.1 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью
судебных постановлений, а также их исполнение…………………………………9
1.2. Надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда………………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА II. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ………………………………….13
2.1. Проверка прокурором постановлений суда, вступивших в законную силу. (Приостановления исполнения, надзорный протест, возобновление дел)…………..15
2.2. Организация работы по надзору за законностью судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении в различных звеньях прокуратуры……………………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

Глава I. Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений……………………………………………………………………...5

1.1 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью

судебных постановлений, а также  их исполнение…………………………………9

1.2. Надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда………………………………………………………………………………………..10

Глава II. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений………………………………….13

2.1. Проверка прокурором  постановлений суда, вступивших  в законную силу. (Приостановления исполнения, надзорный протест, возобновление дел)…………..15

2.2. Организация работы  по надзору за законностью  судебных постановлений, а также  за соблюдением законодательства  при их исполнении в различных  звеньях прокуратуры……………………………………………………………………………...19

Заключение 

Список  использованных источников

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Конституция Республики Беларусь установила, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. С учетом важности стадии уголовного судопроизводства, особенно для защиты прав и свобод человека и гражданина, закон не мог не предусмотреть участия в ней представителя государства. Таким представителем, согласно закону, является прокурор. 
        Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах - важнейшая отрасль прокурорского надзора. 
        Исходя из положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», Уголовно-процессуальным кодекса Республики Беларусь, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важнейшие задачи: 
   1) осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя; 
   2) являясь представителем прокуратуры, осуществляет в пределах своей компетенции надзорные функции. 
        Для выполнения названных функций в прокуратуре имеются соответствующие структурные подразделения. 
        В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь — Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, которое организует и контролирует работу нижестоящих прокуратур. В прокуратурах субъекта Республики Беларусь — соответствующие управления и отделы. В районных прокуратурах — заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров занимаются непосредственной работой по участию в рассмотрении судом уголовных дел.

        Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

        Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

        Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

Объект исследования: прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.

Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др.

Задачи: 

дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;

Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;

Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.

Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. 
        Прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.[5; 127] 
        Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют: 
   1)Конституция Республики Беларусь; 
   2)Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»; 
    3)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь; 
   4)Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь; 
   5)Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; 
   6)Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; 
   7)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 6 «О реализации прокурорами полномочий в хозяйственном судопроизводстве» (с изменениями, внесенными приказами от 13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75); 
   8)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса»; 
   9)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 августа 2008 г, № 52 «Об организации поддержания государственного обвинения и повышения эффективности надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» (с изменениями, внесенными приказом от 15 декабря 2008 г. № 75); 
   10)постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»; 
   11)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь. 
        Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. 
        Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста. 
         Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона. Конкретные задачи прокурорского надзора в этой отрасли обусловлены требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов. 
         Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение: 
   1)защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства; 
   2)защиты прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности, укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере; 
   3)законности при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях; 
   4)соблюдения законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений суда.

Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются: 
   1)законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений суда; 
   2)исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел, а также дел об административных правонарушениях; 
   3)соблюдение законодательства при исполнении судебных постановлений. 
        Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами приговоров, решений, определений, постановлений, соблюдения законодательства при исполнении судебных постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания. 
        Участники уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона, независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Согласно ч. 6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены. По смыслу закона, прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства.[8;29] 
        Прокурор, действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реагирования любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом. 
        Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт. 
        Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы. 
        В ст. 32 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению. 
        Вместе с тем следует отметить, что предметом надзора являются не законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений судов, соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, а сами эти судебные акты, правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, которые должны соответствовать закону, а также действия участников судебных заседаний и лиц, исполняющих судебные постановления. Поэтому предметом надзора в этой отрасли являются: 
   1) приговоры, решения, определения и постановления общих и хозяйственных судов; 
  2) акты, выносимые органами и должностными лицами при исполнении судебных постановлений; 
   3) действия участников судебного заседания. 
   4) действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью судебных постановлений, а также их исполнение.

Таким образом, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении определены уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях. 
        В соответствии с указанным законодательством прокуpop в пределах своей компетенции вправе, а в случаях, предусмотренных законом, и обязан участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам; в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные» кассационные и надзорные протесты на приговоры, решения, определения и постановления суда; направлять в суд заключения по уголовным делам и представления по гражданским и хозяйственным делам о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений; истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому приговор, решение, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; отзывать принесенный им протест на приговор, решение, определение или постановление суда до начала рассмотрения протеста судом; проверять законность исполнения приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.[11;85] 
        Согласно Хозяйственному процессуальному кодексу прокурор вправе также приносить апелляционные протесты на решения хозяйственных судов. 
Свои полномочия в уголовном, гражданском, хозяйственном и процессуально-исполнительном судопроизводстве об административных правонарушениях прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь. 
         К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законодательства, допущенных при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Указанные правовые средства прокурорского реагирования на установленные нарушения процессуального законодательства органически взаимосвязаны.[9;111]

 

 

 

 

    1. Надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.

В соответствии со ст. 370 УПК, ст. 399 ГПК, ст. 267 ХПК, ст. 12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПИКоАП) приговоры, решения, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах. 
Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам — апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом как с участием прокурора, так и без его участия, и опротестовать судебные постановления, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного иди необоснованного постановления суда. 
        Прокуроры осуществляет надзор за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным, гражданским, хозяйственным делам, делам об административных правонарушениях в пределах их компетенции.[14;87] 
       В ч. 3 ст. 370 УПК указано, что право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, Прокуроры областей, городов, районов, приравненные к род прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. 
        Аналогично решается вопрос о кассационном опротестовании судебных решений, вынесенных по первой Инстанции в гражданском судопроизводстве. Согласно ч. 3 ст. 399 ГПК кассационный протест вправе принести прокурор или заместитель прокурора независимо от того, [участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты на решение только по делам, в рассмотрении которых они участвовали. 
        Вместе с тем несколько по иному разрешен вопрос об опротестовании прокурором решений хозяйственного суда. В ч. 2 ст. 267 ХПК указано, что прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, и их согласия на принесение протеста. Как видно из содержания этой нормы, прокуроры, их заместители, не принимавшие участие в рассмотрении деда хозяйственным судом, не вправе приносить апелляционные протесты. 
       В то же время Пленум Высшего Хозяйственного Суда в постановлении от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» разъяснил, что в случае, если в судебном разбирательстве участвовал прокурор на основании переданных ему полномочий прокурором, предъявившим иск (заявление), хозяйственным судам следует учитывать, что право апелляционного опротестования принадлежит как прокурору, предъявившему иск (заявление), так и прокурору, участвовавшему в заседании суда первой инстанции. Другие прокуроры, в том числе вышестоящие, правом апелляционного опротестования судебных постановлений хозяйственного суда первой инстанции не обладают. Условием принесения прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, апелляционного протеста на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан является письменное заявление указанных лиц, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста. 
        В п. 7 ч. 2 ст. 2.15,ч. 2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП не указано, какие прокуроры вправе приносить протесты на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Представляется, что по смыслу закона протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле.[11;65] 
        Срок, в течение которого может быть принесен протест, ограничен законом. В соответствии с ч. 1 ст. 374 УПК кассационные протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Согласно ст. 410 ГПК кассационный протест может быть принесен в течение десяти дней со дня вынесения судом решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. В ч. 1 ст. 269 ХП К указано, что апелляционный протест может быть подан в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления, если иное не предусмотрено этим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен е течение пяти суток. 
        Протест, принесенный по истечении кассационного (апелляционной)) срока, оставляется судом без рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест. 
        Если срок принесения протеста пропущен по уважительной причине (несвоевременное изготовление протекала судебного заседания, задержка с рассмотрением замечаний на протокол, болезнь или командировка прокурора и т.п.), он может быть восстановлен судом, постановившим решение, по ходатайству прокурора (ст. 375 УПК, ст. 154 ГПК, ст. 269 ХПК, ст. 12.5 ПИКоАП). 
        Согласно ч. 5 ст. 373 УПК, ч. 2 ст. 416 ГПК, ч. 1 ст. 272 ХПК прокурор, принесший протест, вправе отозвать его с рассмотрения кассационной (апелляционной) инстанцией. Это может быть сделано до начала судебного заседания. ПИКоАП не предусмотрен отзыв прокурором протеста. Вели прокурор в ходе судебного заседания при пересмотре в кассационном (апелляционном) порядке уголовных, гражданских и хозяйственных дел убеждается в необоснованности принесенного протеста, он не вправе его отозвать и протест подлежит рассмотрению кассационной (апелляционной) инстанцией. 
        Основания и порядок пересмотра не вступивших в законную силу приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях установлены соответственно в ст.ст. 370-398 УПК, ст.ст. 399-435 ГПК, ст.ст. 267-299 ХПК, ст.ст. 12.1—12,10 ПИКоАП.

Информация о работе Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений