Прокурор в досудебном производстве по уголовному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...6
§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу……...….10
§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….15
Заключение……..…………………………………………………………………..21
Список литературы………..………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

53907.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Уголовное преследование  в качестве прокурорской функции  впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый УПК пошел дальше и зафиксировал, что уголовное преследование является обязанностью прокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор теперь переориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В ч. 2 ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающим принципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Главное новшество УПК  РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные  права и свободы человека и  гражданина.

Закон гласит, что в  ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следующих процессуальных действий:

  • применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
  • продления срока содержания под стражей;
  • помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • производство осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • производство обыска и выемки в жилом помещении;
  • производство личного обыска;
  • производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;
  • наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;
  • временное отстранение обвиняемого от должности;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Конечно, ответственность  за незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению соответствующее ходатайство.

К тому же объем работы прокурора не уменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его исполнение.

Принципиально новое  полномочие прокурора - дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение  уголовного дела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При этом к постановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или возвращении материалов для дополнительной проверки.

Расширены полномочия прокурора  при решении вопросов, связанных  с привлечением к уголовной ответственности  лиц, обладающих уголовно-правовым иммунитетом.

УПК предусмотрел ряд  особенностей производства по уголовным  делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.

Решение о возбуждении  уголовного дела в отношении этих лиц, а также о привлечении  их в качестве обвиняемых (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст.448 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс, таким образом, установил единый подход к решению вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовой неприкосновенностью. По смыслу гл. 52 УПК приведенный в ней перечень лиц, обладающих таким иммунитетом, должен быть исчерпывающим. В то же время не отменены нормы тех законов, которые установили иммунитет для других лиц. Так, в п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливает, что член избирательной комиссии, комиссии референдума на период проведения выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности.

Тот же закон установил  правило, в соответствии с которым  кандидат на выборную должность, зарегистрированный избирательной комиссией, не может  быть привлечен без согласия прокурора  к уголовной ответственности, арестован.

Далее. Уголовно-процессуальный кодекс установил, что соединение дел в одно производство теперь производится только по постановлению прокурора при наличии оснований, предусмотренных в законе (ст.153 УПК). Раньше таким правом обладал и следователь.

Решение о производстве предварительного следствия группой теперь может принять только прокурор. Такое постановление выносится по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам расследуемым следователями прокуратуры - по собственной инициативе (ст.163 УПК). Прежний УПК этот вопрос не регулировал.

Изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его  следователю, передавать уголовное  дело от одного следователя другому  прокурор может теперь только с обязательным указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ). А для передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому прокурор помимо оснований должен будет соблюсти правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК.

Введен новый порядок рассмотрения жалобы на действия (бездействия) и решения органов дознания, дознавателя, следователя, нижестоящего прокурора. Как и прежде, прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Однако в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем должен извещаться заявитель (ч.1 ст.124 УПК). Теперь по результатам рассмотрения жалобы прокурор должен будет не просто написать ответ, а вынести постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении (ч.2 ст.124 УПК).

В УПК появилась новая  глава, посвященная проблемам реабилитации. В связи с этим на прокурора  возложена обязанность от имени  государства приносить официальное извинение реабилитированным за причиненный им моральный вред (ч.1 ст.136 УПК). Как следует из смысла закона, это должно делаться во всех случаях, а не только тогда, когда об этом просит реабилитированный. Причем право на реабилитацию (соответственно, и на прокурорское извинение) имеют не только лица, в отношении которых уголовное дело (уголовное преследование) прекращено за отсутствием состава или события преступления. Но и в ряде других случаев, в связи с которыми прежде не могла вестись речь о реабилитации. Скажем, сейчас такое право имеет подозреваемый, обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению (п.3 ч.2 ст.133 и п.4 ч.1 ст. 27 УПК). Есть такое право и у члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, если Совет Федерации или Государственная Дума отказали в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела в суд в соответствии со ст.451 УПК (п.6 ч.1 ст.27). В этих случаях прокурор также приносит извинение.

Право на возмещение вреда, том числе  морального, кроме того, имеет любое  лицо, незаконно подвергнутое мерам  процессуального принуждения в  ходе производства по уголовному делу (ч.3 ст.133 УПК).

Следует отметить, что  право на реабилитацию имеет также осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пп.1 и 2 ч.1 ст.27 Кодекса, а также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

В УПК предпринята  попытка разграничить полномочия прокурора, его заместителя и помощника. В ч.6 ст.37 сказано, что полномочия прокурора, предусмотренные этой статьей, осуществляются прокурорами района (города) и их заместителями, приравненными к ним и вышестоящими прокурорами. Таким образом, исключительной компетенции прокурора района (города), как это было в УПК 1960 г., сейчас нет. Кроме того, заметно "поубавились" полномочия помощника прокурора. Он с 1 июля 2002 года не вправе проверять в органах внутренних дел исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а должностные лица внутренних дел не обязаны предоставлять им материалы об отказе в возбуждении уголовных дел и учетно-регистрационную документацию. Помощники лишены права участвовать в производстве предварительного расследования, производить допросы и другие следственные действия, принимать к своему производству уголовные дела. Таким образом, объем работы, который выполняют прокуроры возрастает.

УПК сохранил правомочие прокурора на дачу согласия на прекращение  уголовных дел по не реабилитирующим  основаниям (ст.ст. 25, 26 28, 427), на избрание в качестве меры пресечения залога (ст.106), на отмену изменение меры пресечения, избранной следователем по указанию прокурора (ст.110) и т.д.

Закон впервые установил  образцы (бланки) прокурорских, а также  следственных процессуальных актов, которые таким образом обретают обязательную силу. (Приложение к УПК), этим обеспечивается единообразие и быстрота подготовки процессуального решения.

Новый УПК воспроизвел  практически все прежние прокурорские полномочия, уточнив либо преобразовав их с учетом изменения роли суда на стадии расследования.

В УПК не включены два положения  из старого закона. Во-первых, право  прокурора требовать от органов  дознания и  предварительного следствия  для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления (п.1 ч.1 ст.211 УПК РСФСР). Многие авторы полагают, что новый закон правильно не выделяет это полномочие, ибо оно прямо следует из ч.1 ст.37 УПК РФ, где сказано, что прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Во-вторых, прежний УПК  устанавливал режим проверок исполнения законов при разрешении заявлений  и сообщений о преступлениях. Предусматривалось, что проверки должны проводиться не реже одного раза в месяц (п.1 ч.1 ст. 211 УПК РСФСР). Сейчас о частоте этих проверок ничего не говорится.9

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно-процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной  и удостоверительной стороне.

В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального  руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________

9 Ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность" №3. Ю. Синельщиков. "Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК". 2002. С.6-10.

 

Заключение

 

В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства  Российской Федерации, необходимо иметь  в виду, что одним из важных звеньев  в этом процессе является дальнейшее совершенствование организации  следственного аппарата, усиление прокурорского надзора за законностью его деятельности. Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждению невиновных.

Порядок производства расследования  преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Помимо этого работники  органов дознания и предварительного следствия руководствуются приказами  и указаниями Генерального прокурора  Российской Федерации по вопросам следственной работы, обязательными для исполнения всеми следственными органами. Осуществляя свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.

Информация о работе Прокурор в досудебном производстве по уголовному делу