Производство предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы. Рост преступности в стране продолжает оставаться главной угрозой для позитивного развития государства, в силу чего любые изменения в сфере государственной и общественной жизни требуют, прежде всего, минимизации последствий влияния растущего криминала. В связи с этим реформирование уголовной юстиции означает осуществление преобразований во всех сферах социально-политического контроля преступности и, в первую очередь, повышение эффективности деятельности правоохранительного механизма государства.
Тем не менее, ослабление данной государственной функции в последние годы очевидно, что, бесспорно, связано, прежде всего, с низким уровнем деятельности правоохранительной системы

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и функции предварительного расследования 6
2. Дознание как форма предварительного расследования 24
3. Производство предварительного следствия 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

86_Формы предварительного расследования - сравнительный анализ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Функция разрешения уголовного дела реализуется также следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, когда они выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела.

Функция розыска подозреваемого, обвиняемого. Розыск подозреваемых, обвиняемых — функция процессуальная, и ее выполнение возложено ст. 210 УПК РФ на следователей и органы дознания. В то же время розыск подозреваемых, обвиняемых — функция оперативно-розыскного характера, выполнение которой возложено на полицию и другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Субъектам управления органов расследования следует четко различать данные уровни розыскной деятельности и в процессе управления подчиненными силами и средствами добиваться оптимального использования процессуальных, оперативно-розыскных, административно-правовых, информационных и иных возможностей для установления местонахождения подозреваемых, обвиняемых, которые скрылись от органов расследования, а также подозреваемых, обвиняемых, местонахождение которых неизвестно по иным причинам.

Розыск подозреваемого, обвиняемого состоит в осуществлении поисковых (розыскных) мер по отысканию данных лиц, когда они скрылись или когда по иным причинам не известно их местонахождение. Данная функция осуществляется прежде всего посредством проведения следственных и иных процессуальных действий следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, в производстве которых находится уголовное дело. Данная функция осуществляется также теми органами дознания, которым в установленном порядке поручено осуществление розыскных мероприятий по отысканию подозреваемого, обвиняемого. Если основания для розыска обвиняемого или подсудимого возникают в суде, то в соответствии с поручением суда реализация функции розыска обеспечивается прокурором (ст. 210, ч. 1 ст. 223, ч. 2 ст. 238 УПК РФ). Органы полиции, наделенные полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом конкретной ситуации организуют проведение соответственно первоначальных поисковых мероприятий, местного розыска, федерального розыска, международного розыска. Процессуальным основанием для проведения данных акций является постановление органа расследования о производстве розыска.

Функция обеспечения  гражданского иска. Содержание данной функции включает следующие действия и решения соответственно следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания (заместителя начальника органа дознания), в производстве которых находится уголовное дело:

- разъяснение потерпевшему о его праве предъявить исковое требование к подозреваемому, обвиняемому о возмещении имущественного вреда, непосредственно причиненного расследуемым преступлением; разъяснение также его права предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда;

- вынесение мотивированного постановления о признании потерпевшего гражданским истцом в случае предъявления им искового требования к подозреваемому, обвиняемому о возмещении имущественного вреда, непосредственно причиненного преступлением; вынесение мотивированного постановления о признании потерпевшего гражданским истцом в случае предъявления потерпевшим гражданского иска об имущественной компенсации морального вреда подозреваемым, обвиняемым;

- обращение (в установленном ст. 115, 116 УПК РФ порядке) соответственно следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, заместителя начальника органа дознания, в производстве которых находится уголовное дело, с мотивированным ходатайством к судье районного суда (к судье гарнизонного военного суда) о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого (включая денежные средства и ценные бумаги) или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения приговора в части гражданского иска, заявленного гражданским истцом;

- обращение следователя (иного должностного лица из числа вышеуказанных), в производстве которого находится уголовное дело, с ходатайством к судье районного суда (к судье гарнизонного военного суда) о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого (включая денежные средства и ценные бумаги) или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения приговора в части других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо нажитого ими преступным путем;

- участие следователя (иного должностного лица из числа вышеуказанных) в судебном заседании для поддержания заявленного ходатайства. При заявлении ходатайства следователем в судебном заседании участвует руководитель следственного органа, с согласия которого следователь заявил указанное ходатайство судье. При заявлении ходатайства дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания либо его заместителем в судебном заседании принимает участие прокурор, с согласия которого было заявлено указанное ходатайство.

Если судья удовлетворяет  заявленное ходатайство, то следователь (иное должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело) осуществляет исполнение судебного решения о наложении ареста соответственно на имущество, денежные вклады, ценные бумаги в порядке, который предусмотрен ст. 115, 116 УПК РФ.

Таким образом, форма предварительного расследования - это предусмотренный  уголовно-процессуальным законом порядок  организации деятельности уполномоченных лиц по предварительному (досудебному) исследованию обстоятельств совершенного преступления в рамках возбужденного уголовного дела, состоящий из ряда последовательных процессуальных и организационно-правовых действий, направленных на доказывание события преступления, установление лиц, его совершивших, и установленный в целях принятия итогового решения о дальнейшем движении уголовного дела в суд или о его прекращении.

 

2. Дознание как форма предварительного  расследования

Дознание - это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (а в отдельных случаях и следователем) по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и не столь сложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быстро и просто. Дознание подчинено идее ускорения уголовного процесса, которое - при условии соблюдения достаточных гарантий прав и законных интересов личности - является объективной тенденцией новейшего развития уголовно-процессуального права во всем мире8. Ускорение предварительного расследования способствует реализации права на скорый суд - важнейшей международно-правовой норме, обеспечивающей защиту интересов личности (п. "с" ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах; п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод)9.

В отличие от предварительного следствия  дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) упрощенная процедура расследования.

Условия для производства дознания прямо вытекают из материально-правового  и процессуального оснований  дифференциации процессуальной формы.

1. Материально-правовым условием для производства дознания является относительно небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести).

По преступлениям, которые относятся  к категории дел частного обвинения  (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно защищает свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование.

2. Процессуальным условием для  производства дознания выступает  относительная несложность предварительного  расследования. В процессуальной  теории принято считать, что расследование не является сложным при наличии следующих обстоятельств:

- доступность достаточных доказательств  виновности уже на момент принятия  решения о возбуждении уголовного  дела (так называемая очевидность  преступления);

- доступность самого подозреваемого (он не уклоняется от участия в процессуальных действиях и от исполнения грозящего ему наказания);

- подозреваемый не обладает  особым правовым статусом, требующим  производства по данному делу  предварительного следствия, или  дело не имеет особого общественного значения.

Эти критерии в той или иной мере были восприняты действующим процессуальным законом. Надо сказать, что в первоначальной редакции УПК РФ дознание производилось  лишь по делам, возбуждаемым в отношении  конкретных лиц, что означало "очевидность" преступления (ч. 2 ст. 223 УПК в ее редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", которым данная норма была отменена). Однако в действующей редакции УПК РФ условие очевидности преступления отсутствует. Вместе с тем закон сохраняет возможность передачи прокурором любого уголовного дела от органа дознания или дознавателя следователю для производства предварительного следствия - как до составления обвинительного акта (ч. 4 ст. 150), так и после (п. 4 ч. 1 ст. 226). Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 11 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20). Письменное указание прокурора об этом должно быть мотивировано. В частности, прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение (например, получило широкий резонанс в средствах массовой информации) и т.д.10

Дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или приравненного к ним лица (подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 151).

Правом производства дознания как  упрощенной формы расследования  наделены дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений  дознания предусмотрены только в некоторых органах дознания: органах внутренних дел, пограничных органах федеральной службы безопасности, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

При этом следует иметь в виду, что процессуальными правами  дознавателя обладают не только лица, состоящие на должности дознавателя. Согласно закону дознаватель - это должностное  лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять расследование в форме дознания или иные процессуальные полномочия (п. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 41). Поэтому, например, участковый уполномоченный милиции также вправе провести дознание по соответствующему поручению начальника органа дознания.

Дознаватель проводит дознание в соответствии с подследственностью уголовного дела. Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь. Он обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование им этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Таким образом, в уголовно-процессуальном кодексе РФ 2002 года впервые на законном уровне было сформулировано понятие  дознание. Пункт 8 ст.5 УПК определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно30. Таким образом, уголовно-процессуальный закон сузил пределы понятия «дознание», определяя его сущность только одним видом деятельности органа дознания, а именно – расследованием преступлений в полном объеме. Другой вид деятельности органов дознания – производство неотложных следственных действий по преступлениям, подследственным следователю, - перестал входить в понятие «дознание», хотя сама эта деятельность осталась в большей степени присуща органам дознания.

 

3. Производство предварительного  следствия

Расследование преступлений, производимое следователями или руководителями следственных органов, называется предварительным следствием. Следственные органы состоят в Следственном комитете РФ, в органах ФСБ РФ, в органах МВД РФ, в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ).

Предварительное следствие является основной формой расследования в  досудебном производстве по уголовным  делам, поскольку оно проводится по максимально большому количеству преступлений, ежегодно регистрируемых в Российской Федерации. Каждый следователь и (или) руководитель следственного органа осуществляет возбуждение и расследование уголовных дел в пределах компетенции следователей Следственного комитета РФ, следователей органов ФСБ РФ, следователей органов внутренних дел Российской Федерации, следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемой на основании ч. 4 ст. 20, ст. 146, 147, ч. 4 ст. 150, ст. 151, 152, 420, ч. 1 ст. 434, ст. 448, 453, 458, 459, 460, 462, 462.1, 464—468 УПК РФ. Предварительное следствие производится следователем, руководителем следственного органа или следственной группой лишь после возбуждения уголовного дела и принятия его к своему производству для установления обстоятельств совершенных преступлений и лиц, которые его совершили, путем выполнения необходимых следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств, привлечения виновных к уголовной ответственности в качестве обвиняемых, применения к ним мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. В ходе предварительного следствия используется весь арсенал следственных действий, предусмотренных УПК РФ. На основании доказательств, собранных следователем при производстве следственных действий, им принимаются соответствующие процессуальные решения, которые именуются постановлениями, поручениями, указаниями (о производстве обыска, выемки, о проведении органом дознания оперативно-розыскных мероприятий и т. п.)11.

Информация о работе Производство предварительного следствия