Производство предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы. Рост преступности в стране продолжает оставаться главной угрозой для позитивного развития государства, в силу чего любые изменения в сфере государственной и общественной жизни требуют, прежде всего, минимизации последствий влияния растущего криминала. В связи с этим реформирование уголовной юстиции означает осуществление преобразований во всех сферах социально-политического контроля преступности и, в первую очередь, повышение эффективности деятельности правоохранительного механизма государства.
Тем не менее, ослабление данной государственной функции в последние годы очевидно, что, бесспорно, связано, прежде всего, с низким уровнем деятельности правоохранительной системы

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и функции предварительного расследования 6
2. Дознание как форма предварительного расследования 24
3. Производство предварительного следствия 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

86_Формы предварительного расследования - сравнительный анализ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность  темы работы. Рост преступности в стране продолжает оставаться главной угрозой для позитивного развития государства, в силу чего любые изменения в сфере государственной и общественной жизни требуют, прежде всего, минимизации последствий влияния растущего криминала. В связи с этим реформирование уголовной юстиции означает осуществление преобразований во всех сферах социально-политического контроля преступности и, в первую очередь, повышение эффективности деятельности правоохранительного механизма государства.

Тем не менее, ослабление данной государственной  функции в последние годы очевидно, что, бесспорно, связано, прежде всего, с низким уровнем деятельности правоохранительной системы. Это касается, в частности, органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам, реальные возможности которых не соответствуют масштабам современной криминальной угрозы. Причина тому - наличие серьезных недостатков в их организационно-правовом построении, а также явное несовершенство действующего законодательства. Данные обстоятельства породили проблему конкуренции таких требований, как эффективность национального уголовного судопроизводства и необходимость обеспечения процессуальных гарантий его участников.

В результате современное организационное  и процедурное состояние досудебного (предварительного) производства по уголовным делам не позволяет оптимально решать поставленные перед ним задачи, что свидетельствует о крайней необходимости его совершенствования.

Процессуальная наука пока не может создать стройную конструкцию оптимальных форм предварительного расследования по уголовным делам - нет целостного представления по указанным вопросам и у законодателя. Принятие нового УПК РФ, на наш взгляд, не только не разрешило назревших вопросов, но, напротив, в значительной мере усилило потребность в продолжении тщательной теоретической разработки проблем уголовного процесса, в первую очередь касающихся форм предварительного расследования. Действующий УПК РФ1 оставил в стороне эффективное в прошлом протокольное досудебное производство. Все чаще в литературе встречаются недостаточно аргументированные предложения о ликвидации дознания как самостоятельной формы предварительного расследования.

Степень (состояние) разработанности проблемы. Наука уголовного судопроизводства всегда уделяла особое внимание проблемам отыскания наиболее эффективных форм предварительного расследования, вопросам оптимизации организационного и процедурного построения досудебного производства. Большой вклад в развитие теории и практики процессуальной формы предварительного расследования внесли такие ученые, как В.А. Азаров, В.Д. Арсеньев, Н.С. Алексеев, О.В. Айвазова, A.M. Баранов, В.К. Бобров, В.П. Божьев, В.М. Быков, В.И. Басков, А.Д. Бойков, Б.Б. Булатов, Н.А. Власова, Д. П. Великий, А.П. Гуляев, В.Н. Григорьев, К.Ф. Гуценко, В.М. Горшнев, Ю.В. Деришев, М.П. Давыдов, В.Г. Даев, Т.Н. Добровольская, Н.В. Жогин, В.И. Зажицкий, 3.3. Зинатуллин, Ц.М. Каз, Г.С. Казинян, В.И. Кашинская, Л.Д. Кокорев, А.В. Кудрявцева, Э.Ф. Куцова, A.M. Ларин, П.А. Лупинская, В.З. Лукашевич, А.В. Ленский, Н.С. Манова, С.Г. Мачихин, И.Л. Петрухин, И.Д. Перлов, П.Ф. Пашкевич, М.П. Поляков, Г.Н. Прутченкова, Р.Д. Рахунов, Х.У. Рустамов, М.К. Свиридов, М.С. Строгович, Ю.И. Стецовский, Т.В. Трубникова, С.А. Шейфер, В.Н. Шпилев, П.С. Элькинд, М.Л. Якуб, Ю.К. Якимович и ряд других.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные  правоотношения,  возникающие в связи с реализацией отдельных форм  предварительного  расследования.

Предметом исследования являются нормы отечественного уголовно-процессуального права, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов предварительного расследования.

Цель работы – изучение форм предварительного расследования.

Для достижения поставленной цели в  процессе исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие и функции предварительного расследования;

- проанализировать дознание как форму предварительного расследования;

- исследовать производство предварительного следствия.

Методологическая  основа исследования. Общеметодологическую базу диссертационного исследования составляет диалектический метод, требующий рассмотрения предмета познания в его непрерывном развитии, изменениях и связях с другими явлениями. В работе использованы исторический, сравнительно-правовой метод, социологический подход (в частности, анкетирование, наблюдение, анализ документов, метод экспертных оценок), а также метод моделирования.

 

1. Понятие и функции предварительного расследования

В теории уголовного процесса, криминалистики, а также в практике досудебного производства предварительное расследование определяется как самостоятельная стадия уголовного процесса и самостоятельный институт уголовно-процессуального права, т. е. как совокупность правовых норм, которые определяют порядок уголовно-процессуальной деятельности и регулируют уголовно-процессуальные отношения в данной стадии между ее участниками. Эти нормы содержатся в гл. 21—33, 50—54 разд. VIII, ХVI—ХVIII УПК РФ. Содержание данной стадии процесса, следующей за возбуждением уголовного дела, состоит в раскрытии и расследовании преступлений путем производства следственных действий и использования иных способов собирания, проверки и оценки доказательств.

Предварительное расследование уголовного дела производится следователем или дознавателем под процессуальным руководством и контролем руководителя органа предварительного расследования и под надзором прокурора и суда для выявления обстоятельств, характеризующих совершенные преступления, установления и изобличения виновных лиц, формирования материалов уголовного дела и направления его прокурором в установленном порядке в суд по подсудности для использования в качестве правовой основы судебного разбирательства по существу.

Расследование преступлений именуется  предварительным потому, что производится до суда и для суда, предваряет главное  расследование, именуемое судебным следствием, осуществляемым по всем уголовным делам, которые прокурор направляет после их расследования в суд и по которым принимается судебное решение о назначении судебного заседания, которое проводится в форме судебного разбирательства уголовного дела.

Собственная цель стадии предварительного расследования заключается в  том, чтобы установить обстоятельства преступления, сформировать доказательственную базу и тем самым подготовить дело к рассмотрению в суде. Цель стадии предварительного расследования обеспечивается путем решения ее задач (требований). Как справедливо заметил В. И. Зажицкий, «в задачах выражается социальный заказ общества. Они представляют собой самый надежный ориентир для судебно-следственных работников и всех других лиц, вовлекаемых в эту сферу, без которых невозможна эффективная уголовно-процессуальная деятельность»2.

В правовой литературе высказано мнение, что для стадии предварительного расследования характерны следующие  задачи:

1) быстрое и полное раскрытие  преступлений,

2) обеспечение прав обвиняемого и других участников процесса,

3) надлежащая подготовка уголовного дела для его рассмотрения судом.

В связи с тем, что относительно задач органов предварительного расследования упоминаются термины «расследование» и «раскрытие» преступлений, необходимо остановиться на их соотношении3.

Выводы следователя (дознавателя), руководителя органа расследования  и прокурора по делу, которое направляется в суд, являются окончательными с  точки зрения данных должностных  лиц. Однако эти выводы не окончательные, а предварительные для судьбы самого уголовного дела и его главных участников — обвиняемого и потерпевшего, поскольку выводы следователя (дознавателя), руководителя органа расследования и прокурора для суда не обязательны, ибо согласно ст. 118, 120 Конституции РФ при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. С учетом данных конституционных требований и положений, установленных гл. 39 УПК РФ, окончательные выводы относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в том числе о виновности подсудимого в совершении преступления, уполномочен сделать в своем приговоре только суд, а не следователь, дознаватель, руководитель органа расследования, прокурор либо иные государственные органы или должностные лица. В то же время результаты предварительного расследования преступления по делу, которое не направляется прокурором в суд, а прекращается следователем, дознавателем, органом дознания по основаниям, предусмотренным ст. 24, 25, 27, 28,28.1, ч. 1 ст. 427, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ, приводят следователя, дознавателя, руководителя органа расследования не к предварительным, а к окончательным выводам по уголовному делу, в том числе о невиновности или виновности лица в совершении преступления, когда дело прекращается соответственно по реабилитирующим или нереабилитирующим основаниям4.

Предварительное расследование —  понятие родовое, и употребляется  оно в разд. VIII и других разделах УПК РФ как понятие, объединяющее три формы досудебного производства: предварительное следствие; дознание; производство неотложных следственных действий. Предварительное расследование — это вторая после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса. В этой связи правомерно говорить о стадии предварительного следствия, когда предварительное расследование уголовного дела осуществляется в форме предварительного следствия, и о стадии дознания, когда предварительное расследование проводится в форме дознания. В то же время можно говорить о стадии дознания и предварительного следствия, когда расследование преступления осуществляется вначале в форме дознания либо в форме проведения неотложных следственных действий, а затем в форме предварительного следствия. Возможен также вариант, когда производство по делу начинается в форме предварительного следствия, а затем, при уточнении его подследственности, продолжается и завершается в форме дознания.

Предварительное расследование производится по делам о преступлениях публичного и частно-публичного обвинения, а  в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, и по делам о преступлениях частного обвинения. Уголовные дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), о побоях (ч. 1 ст. 116 УК РФ) считаются уголовными делами частного обвинения, их возбуждение осуществляется не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, и по этим делам предварительное расследование зачастую не производится (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Однако руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом из данных преступлений и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не способно самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а также в случае совершения любого из вышеуказанных преступлений лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). После возбуждения уголовных дел в таких случаях по ним проводится дознание, а по письменному указанию прокурора предварительное следствие (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Предварительному расследованию  как вполне завершенному этапу уголовного судопроизводства присущи все признаки стадии уголовного судопроизводства, которыми являются:

- относительно самостоятельные задачи, производные от общих задач уголовного судопроизводства;

- установленный УПК круг участников процесса, осуществляющих расследование уголовного дела. В данном случае имеются в виду орган дознания, дознаватель, начальник органа дознания, заместитель начальника органа дознания, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа. Расследование осуществляется под надзором прокурора и под контролем судьи районного суда, а в ряде случаев судьи вышестоящего суда. В системе военной юстиции прокурорский надзор за расследованием осуществляют военные прокуроры и судья гарнизонного военного суда, а в ряде случаев военный судья вышестоящего военного суда;

- специфический характер процессуальных отношений, которые складываются между участниками процесса при расследовании уголовного дела;

- процессуальные формы производства по уголовному делу, характерные для данного этапа уголовного процесса;

- специфические процессуальные решения, подводящие итог предварительному расследованию преступления. В данном случае имеются в виду постановление о прекращении уголовного дела; обвинительное заключение; обвинительный акт; постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

Уголовно-процессуальным кодексом и  иными законами Российской Федерации цели и задачи предварительного расследования, как в целом цели и задачи уголовного судопроизводства, не определены.

Участие в российском уголовном  процессе органов дознания, органов  предварительного следствия, прокуратуры, суда, других государственных органов  и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, предполагает различные направления  этой деятельности, которые называются уголовно-процессуальными функциями. С учетом выполняемой ими роли в уголовном судопроизводстве все функции дифференцируются на основные и обеспечительные. Основными функциями являются: расследование преступления; раскрытие преступления; уголовное преследование (обвинение), защита и разрешение уголовного дела по существу; розыск обвиняемого (подозреваемого); обеспечение гражданского иска; уголовно-процессуальная профилактика преступлений. К обеспечительным функциям относятся: процессуальное руководство и процессуальный контроль; прокурорский и судебный надзор. Эти функции взаимосвязаны. Отдельные элементы одних функций находят отражение в других. Так, функция расследования предполагает разрешение дела при его прекращении, собирание обвиняющих и оправдывающих доказательств, направление дела в суд. Однако каждая функция отражает основное содержание в деятельности соответствующего участника уголовного судопроизводства. В связи с этим не все функции возникают одновременно, но, возникнув, они осуществляются в тесном взаимодействии. Из названных функций раньше других возникает функция уголовного преследования, она осуществляется во взаимодействии с функциями расследования, защиты и разрешения уголовного дела. Уголовно-процессуальные функции служат всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления, вынесению законных и обоснованных приговоров и других судебных решений, а также решений, принимаемых следователем, дознавателем и их руководителями.

Термин «расследование» неоднократно встречается в действующем УПК РФ. Под расследованием понимается вся деятельность органов предварительного расследования с момента возбуждения уголовного дела до принятия решения об окончании расследования при направлении дела в суд либо о прекращении уголовного дела.

Информация о работе Производство предварительного следствия