Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер уголовно-процессуального принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Любое производство по уголовному делу связано с принятием различного рода процессуального решения и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. В свою очередь, эти решения в той или иной степени затрагивают чьи-либо права и интересы, связанные с определенными ограничениями. Необходимость такого рода ограничений связано с самим ходом решаемых по делу задач уголовного судопроизводства (необходимость раскрытия преступления, подвергнуть к ответственности виновного и не допустить необоснованное наказание и т. д.)

Содержание работы

Введение. 3
1. Лица, к которым могут применяться меры уголовно-процессуального принуждения. 4
2. Соблюдение законности при выборе оснований и условий применения мер уголовно-процессуального принуждения. 12
3. Регламентация пределов и порядка использования мер уголовно-процессуального принуждения в Конституции РФ и УПК РФ. 14
Заключение. 27
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

УП_курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба исполнения наказаний федеральное  государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Владимирский юридический  институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Предмет: Уголовный процесс

 

Курсовая  работа

 

Тема: Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер уголовно-процессуального принуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель 6-го курса ФЗО 2-ой группы

Филимонова О.В.

 

Содержание.

 

Введение.

Любое  производство  по  уголовному  делу  связано  с  принятием различного рода процессуального решения и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. В свою очередь, эти решения в той или иной степени затрагивают чьи-либо права и интересы, связанные с определенными  ограничениями.  Необходимость  такого  рода  ограничений связано  с  самим  ходом  решаемых  по  делу  задач  уголовного судопроизводства (необходимость раскрытия преступления, подвергнуть к ответственности виновного и не допустить необоснованное наказание и т. д.)

В  связи  с  чем  органы  дознания,  предварительного  следствия, прокуратуры и суда наделены широким кругом полномочий по принятию различного рода мер уголовно-процессуального принуждения, являющиеся неотъемлемыми свойствами правового регулирования, с помощью которых государство  рассчитывает  реализовать  требование  закона.  Так  что  же представляют собой меры уголовно процессуального принуждения? На этот и  ряд  других  вопросов,  связанных  с ними,  и  предстоит  ответить,  но для начала проведем небольшой исторический очерк.

От всех остальных  мер процессуального принуждения  меры пресечения отличаются рядом специфических  признаков:

во-первых, они применяются, как правило, только в отношении  лиц, признанных в установленном порядке обвиняемыми, а в исключительных случаях - в отношении подозреваемых;

во-вторых, это цели их применения - пресечение возможности  совершения обвиняемым действий, препятствующих производству по конкретному уголовному делу;

в-третьих, это особые основания их применения;

в-четвертых, названные  меры имеют личный характер: они  представляют собой ограничения  личной свободы конкретного обвиняемого  или подозреваемого. Степень их строгости  зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения конкретного обвиняемого (скроется, будет уклоняться от исполнения приговора, воспрепятствует установлению истины и т.п.), от учета сведений, характеризующих личность данного лица (возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.).

 

 

 

 

 

1. Лица, к которым могут применяться меры уголовно-процессуального принуждения.

Все производство по уголовному делу в основном слагается из принимаемых  органами расследования, прокурором и  судом решений и совершаемых  на их основе действий, которые могут  так или иначе затрагивать или даже существенно ограничивать права и интересы всех лиц (государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, граждан, иностранцев, лиц без гражданства), вовлекаемых в том или ином качестве в такое производство. Без ограничений подобного рода нередко бывает невозможно решение многих задач, связанных с раскрытием преступлений, собиранием доказательств, охраной прав и законных интересов граждан и т.д. Между тем далеко не все и не всегда готовы претерпевать подобного рода ограничения и соблюдать предъявляемые к ним требования добровольно. В связи с этим органы и должностные лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями по применению различных мер процессуального принуждения.1

Такие меры могут проявляться в неодинаковых по своему содержанию и последствиям властных действиях. В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на основании ст. 117 УПК судом на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Меры процессуального  принуждения обычно различаются  по своему содержанию и целям их применения. Одни из них призваны обеспечить явку в суд, прокуратуру или органы расследования тех или иных лиц (специалиста, эксперта, обвиняемого или подозреваемого и т.д.), другие (обыск, выемка, освидетельствование, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение и др.) - получение доказательств, третьи (наложение ареста на имущество или на ценные бумаги) - обеспечение исполнения приговора в части имущественных взысканий и т.д.

При применении мер процессуального  принуждения огромное значение имеет  неукоснительное соблюдение положений  ст. 21 Конституции РФ, воплощающей в себе одновременно правовые и общепризнанные нравственные требования, которые зафиксированы и в ряде авторитетных международных документов, касающихся защиты прав человека и его основных свобод. Суть этих требований заключается в запрете подвергать людей пыткам или обращению, сопряженному с жестокостью, бесчеловечностью либо унижением человеческого достоинства. Они представляют собой нормы общего характера, которые относятся ко всем процессуальным действиям.

Требования подобного  рода обусловливают наличие в законодательстве, регламентирующем производство по уголовным делам, предписаний, направленных на исключение при любом процессуальном действии, в том числе при применении мер процессуального принуждения, любых форм насилия, угроз, домогательства, а равно бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с теми, кто в том или ином качестве оказался вовлеченным в уголовное судопроизводство. К их числу можно отнести, скажем, следующие прямые предписания:

о запрете действий и  решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, их достоинство либо создающих опасность для их жизни и здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК);

о недопустимости принуждения  к даче показаний путем применения пыток, насилия, издевательств, угроз, шантажа и других подобных действий (ч. 2 ст. 9 УПК и ст. 302 УК);

о том, что при производстве следственных действий недопустимо  применение к кому бы то ни было насилия, угроз и иных незаконных мер, а  равно создание опасности для  жизни и здоровья участвующих  в таких действиях лиц (ч. 4 ст. 164 УПК);

о том, что личный обыск  производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии  понятых и специалистов того же пола (ч. 3 ст. 184 УПК);

о том, что при освидетельствовании  лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица, и что освидетельствование в этом случае производится врачом (ч. 4 ст. 179 УПК).2

Приведенные и им подобные предписания приобретают особую актуальность при применении мер  процессуального принуждения, включая в первую очередь такие меры, которые связаны с лишением свободы. Они должны соблюдаться неукоснительно применительно к любому находящемуся под стражей обвиняемому или подозреваемому. Следует помнить, что всякий, даже самый опасный, преступник остается злодеем, пока он разгуливает на свободе. Но оказавшись под надежной стражей, он сразу же переходит в разряд тех, к кому надо относиться с чувством сострадания. Тем более гуманность и чувство сострадания необходимы по отношению к тому, кто пока еще по суду не признан виновным в совершении преступления и кого в силу презумпции невиновности - каким бы тяжким ни было его обвинение и какими бы при этом ни были имеющиеся против него улики - нужно считать невиновным.

Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения - как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК. К ним отнесены следующие случаи:

1) когда лицо застигнуто  при совершении преступления  или непосредственно после его  совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом  лице или его одежде, при нем  или в его жилище будут обнаружены  явные следы преступления.

Такого рода обстоятельства нередко вполне справедливо именуют "явными основаниями" для подозрения лица в совершении преступления.

Задержание возможно также при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Данными подобного рода служат нередко, в частности, полученные из достаточно надежных источников результаты оперативно-розыскной деятельности, по которым можно сделать предположение о совершении конкретным лицом преступления. Но задержание на основании таких данных допускается лишь в том случае, если:

а) подозреваемый пытался скрыться;

б) он не имеет постоянного  места жительства;

в) не установлена его  личность;

г) прокурором, а также  следователем или дознавателем с  согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении  указанного лица меры пресечения в  виде заключения под стражу.

Непременным условием для  применения задержания по любому из названных  в законе оснований является наличие  данных о том, что задерживаемое  лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Задержание подозреваемого носит неотложный, экстренный характер и применяется к лицу, которое  еще не является обвиняемым. Поэтому  срок его строго ограничен - он не может  превышать 48 часов. Цели применения данной меры процессуального принуждения во многом совпадают с целями применения мер пресечения: они заключаются в намерении органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, пресечь возможность подозреваемому скрыться, совершить новое преступление, помешать расследованию и т.п. Вместе с тем задержание подозреваемого имеет и свои, самостоятельные цели. Предназначение данной меры состоит в том, чтобы при строжайшем соблюдении конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность и непременном учете того, что задержанным по подозрению в совершении преступления по воле случая может оказаться и невиновный, позволить органам расследования и прокурору в экстренных случаях решить вопрос о применении к задержанному в законном порядке необходимой меры пресечения либо о его освобождении и снятии с него подозрения. На все это отводится органам расследования и прокурору 48 часов - краткий срок, который в случаях применения к подозреваемому мер пресечения, не требующих судебного решения, как правило, никто продлить не вправе.

Только при рассмотрении вопроса об избрании в отношении  задержанного подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу или  домашнего ареста судья вправе принять  решение о продлении срока  задержания. Оно допускается (при  условии признания судом задержания законным и обоснованным) не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания. (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Другими словами, срок задержания подозреваемого и в случае его  продления судьей в целом ограничен - он не должен превышать в общей сложности 120 часов.3

Поскольку задержание имеет  неотложный характер и является одной  из форм лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, то в ст. 92 УПК установлен сравнительно строгий порядок применения данной меры. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания и разъяснены подозреваемому его права, предусмотренные ст. 46 УПК. Протокол задержания служит основанием для водворения задержанного в изолятор временного содержания (ИВС). На практике такое водворение почти всегда сопровождается личным обыском задержанного. Обыск проводится в соответствии с требованиями ст. 93 и 184 УПК, но без вынесения судьей специального постановления об этом. Результаты обыска отражаются в протоколе задержания подозреваемого (приложение 28 к ст. 476 УПК).

О произведенном задержании ст. 96 УПК  обязывает орган дознания, дознавателя  или следователя сообщить прокурору  в письменном виде до истечения 12 часов с момента задержания подозреваемого. Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен быть уведомлен кто-либо из его близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставлена возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование соответствующей воинской части. О задержании гражданина или подданного другого государства до истечения 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство соответствующего государства.

При необходимости сохранения в  интересах предварительного расследования  в тайне факта задержания уведомление  с санкции прокурора может  не производиться. При задержании несовершеннолетнего, однако, уведомление должно быть осуществлено в любом случае.

Информация о работе Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер уголовно-процессуального принуждения