Процессуальная характеристика выемки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Обыск и выемку полиция могут провести, только когда уголовное дело уже возбуждено.
До начала обыска или выемки они должны предъявить (под расписку) постановление об их проведении, а если эти действия проходят в жилом помещении, то еще и судебное решение п. 4 ст. 182 УПК РФ.
Для производства обыска или выемки санкция прокурора нужна только в одном случае: если необходимо изъять документы, содержащие государственную, коммерческую или банковскую тайну п. 3 ст. 183 УПК РФ. В других ситуациях достаточно подписи следователя, который расследует уголовное дело.

Файлы: 1 файл

уголовный процесс.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

  По дисциплине:Уголовный процесс РФ

 по теме:Процессуальная характеристика     выемки

           

   

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление: юриспруденция

Профиль: гражданско-правовой

Группа:ЮрГ-12 Кам

Ф.И.О  Попова Валентина Николаевна

 

                                 Екатеринбург

                                        2012

 

Процессуальная характеристика выемки и обыска.

Когда сотрудники полиции считают, что на территории фирмы или у предпринимателя находятся документы, предметы, имеющие значение для уголовного дела, они проводят обыск.

Обыск и выемку полиция могут провести, только когда уголовное дело уже возбуждено.

До начала обыска или выемки они должны предъявить (под расписку) постановление об их проведении, а если эти действия проходят в жилом помещении, то еще и судебное решение  п. 4 ст. 182 УПК РФ.

Для производства обыска или выемки санкция прокурора нужна только в одном случае: если необходимо изъять документы, содержащие государственную, коммерческую или банковскую тайну п. 3 ст. 183 УПК РФ. В других ситуациях достаточно подписи следователя, который расследует уголовное дело.

Если следователя (дознавателя) среди проверяющих нет, необходимо получить от пришедших поручение, в котором написано, что именно они вправе проводить обыск или выемку.

Бывает, что в постановлении неправильно указано место обыска или данные владельца помещения. Это повод отказать в доступе на территорию фирмы. Правда, если при обыске присутствует сам следователь, то он тут же может написать новое постановление. Поэтому лучше не спорить по поводу места проведения обыска: если что-то найдут, на суде это не будет иметь силы, потому что добыто с нарушением закона.

Сотрудники полиции считают, что присутствие представителя администрации фирмы (директора, главного бухгалтера и т.п.) при производстве обыска не обязательно. На практике обыск проводится, если на месте работник, кабинет которого осматривается.

В ходе обыска или выемки сотрудники милиции вправе вскрывать любые помещения, если владелец отказывается открыть их добровольно п. 6 ст. 182 УПК РФ. Кроме того, следователь может запретить гражданам, присутствующим при обыске или выемке, общаться друг с другом или покидать помещение п. 8 ст. 182 УПК РФ.

Выемка не может перейти в обыск. Обнаружив искомые предметы, милиционеры обязаны следственное действие завершить.

Чтобы обыск или выемка были законными, проверяющие должны:

- пригласить не менее двух понятых ст. 170 УПК РФ;

- разъяснить участникам их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе п. 10 ст. 166 УПК РФ;

- предложить выдать искомые предметы или документы добровольно п. 5 ст. 182 УПК РФ;

- предъявить понятым и другим участникам обыска или выемки все, что обнаружено и изъято п. 10 ст. 182 УПК РФ;

- составить протокол обыска или выемки и вручить его копию человеку, помещение которого обыскивалось, под расписку п. 15 ст. 182 УПК РФ.

Цель обыска как одного из предусмотренных законом следственных действий, возможного лишь после возбуждения уголовного дела, - сбор и фиксация доказательств, а также отыскание предметов и ценностей, которые могут быть конфискованы по приговору суда. В результате обыска могут быть обнаружены и изъяты лишь овеществленные объекты - орудия преступления, предметы, документы, иные носители информации (компьютерные диски, аудио-, видеозаписи и др.) и ценности. Обыск может проводиться и с целью отыскания разыскиваемых лиц и трупов.

В процессе обыска изымаются предметы, запрещенные к свободному обращению (наркотические, психотропные средства, яды, сильнодействующие вещества, различного вида оружие, боеприпасы, радиоактивные вещества и пр.), даже если об их существовании следователю до обыска известно не было. Представляется, что изъятию подлежат и другие заранее не известные следователю предметы, если в ходе обыска на них обнаружены следы или информация о совершении другого преступления.

Проведение обыска до возбуждения уголовного дела противоречит ч. 2 ст. 50 Конституции России ("при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона"), ст. 75 УПК РФ и влечет признание полученных таким путем доказательств не имеющими юридической силы.

Вместе с тем сказанное не означает, что вещественные доказательства не могут быть получены, в том числе изъяты, до возбуждения уголовного дела. Так, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в числе оперативно-розыскных мероприятий предусматривает, например, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, контролируемую поставку и др., в ходе которых могут быть изъяты вещественные доказательства. Они также могут быть изъяты и при административном задержании лица, и при проведении предусмотренной законом процедуры досмотра. При этом важно, чтобы результаты этих действий были задокументированы и правильно отражали суть произведенных действий. В этом случае они могут и служить основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела, и выступать средством доказывания по уже возбужденному уголовному делу. По закону эти документы следует рассматривать не как протоколы с результатами обыска, а как иные документы, содержащие сведения, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве предварительного расследования п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ .

Обыск может быть проведен как на основании постановления следователя, не требующего чьей-либо санкции, так и на основании судебного решения. Обыск по постановлению следователя проводится в нежилых помещениях - административных и хозяйственных помещениях (площадях) организаций любой формы собственности, государственных учреждениях. Вместе с тем, анализируя ст. 183 УПК РФ "Основания производства выемки", следует обратить внимание на некоторые ограничения прав следователя по изъятию документов, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Целью обыска может служить отыскание документов, заведомо отнесенных к данной категории. Кроме того, обыски могут проводиться в государственных учреждениях, работающих с секретными документами, материалами, изделиями. Представляется, что в подобных случаях, хотя закон этого и не оговаривает, по аналогии со ст. 183 УПК при вынесении постановления о производстве обыска целесообразно заручиться санкцией прокурора. Сказанное не относится к проведению обыска в случаях, не терпящих отлагательства.

Обыск в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 165, п. 5 ч. 2 ст. 29 и п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требует судебного решения. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22 ноября 2001 г. "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" до 1 января 2004 г. решение о производстве обыска и (или) выемки в жилище принимает прокурор, руководствуясь требованиями настоящего Кодекса. При этом следователь возбуждает ходатайство, о чем выносит с согласия надзирающего прокурора постановление, которое передает в районный (военный) суд по месту производства предварительного следствия. На его основании судья в срок не позднее 24 часов единолично выносит судебное решение - постановление о производстве обыска (или об отказе в его производстве). В случае несогласия прокурора с ходатайством следователя о производстве обыска в жилом помещении следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 УПК РФ вышестоящий прокурор вправе в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 38,УПК РФ либо отменить указание нижестоящего прокурора, либо поручить производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю. В этом случае, однако, надо иметь в виду, что вышестоящий прокурор может передать дело другому следователю лишь согласившись с указаниями подчиненного ему прокурора. Вряд ли отказ, который обжалуется, можно приравнять к даче указания. По нашему мнению, вышестоящий прокурор, рассмотрев возражения следователя, либо соглашается с ними и принимает решение о даче согласия на производство обыска на своем уровне, либо дает соответствующее указание нижестоящему прокурору. Но в случае отказа в даче согласия на обыск он не обязан передавать дело другому следователю.

Под жилищем в соответствии с п. 10 ст. 5 УПК понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания. Место жительства характеризуется постоянным или преимущественным проживанием, место пребывания - официальным и временным (гостиница, дом отдыха, больница, санаторий, дачный или садовый домик и т.д.).

Статус жилища (постоянного или временного) должен подтверждаться правоустанавливающими документами (договором аренды, найма, субаренды, поднайма, ордером, свидетельством о праве собственности и т.п.).

Не являются жилищем используемые для временного проживания канализационные колодцы, подвальные и чердачные помещения жилых и административных зданий, незаконно возведенные временные строения, помещения на территории баз незаконных вооруженных формирований и пр., т.е. помещения, которые не находятся под охраной действующего жилищного и гражданского законодательства.

В исключительных случаях обыск в жилище (равно как и выемка) в соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения. Под исключительными случаями понимаются случаи, не терпящие отлагательства. В частности, когда основания для производства обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий; когда необходимость обыска продиктована обстоятельствами только что совершенного преступления; когда поступила информация о том, что искомые предметы могут быть в ближайшее время уничтожены, сокрыты либо утрачены.

В случае проведения обыска по этим основаниям следователь обязан в течение 24 часов с начала производства следственного действия письменно уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению он должен приложить копию постановления и протокола обыска.

Комментируемая статья субъектом, имеющим право принимать решение или инициировать решение о производстве обыска, называет следователя. Однако вынести постановление о производстве обыска или возбудить ходатайство о его производстве может и орган дознания  ст. 40 УПК РФ в процессе выполнения неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно ч. 2 ст. 157 УПКРФ , или дознаватель ст. 41 УПК РФ по делам, отнесенным к его компетенции ч. 3 ст. 151 УПКРФ .

Статья 163 УПК РФ предусматривает возможность расследования преступлений следственной группой. В этом случае ходатайство о производстве обыска или выемки в жилище в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 163 и ч. 2 ст. 29 УПК РФ вправе выносить только руководитель следственной группы.

Для производства обыска (в отличие от выемки) не требуется точного знания ни объекта, подлежащего изъятию, ни места его нахождения. Однако условием принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, формирующих предположение о нахождении в определенном месте имеющих значение для дела объектов. Эти данные могут быть получены как следственным путем, так и в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Разработанная на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Инструкция урегулировала процедуру представления субъектам производства предварительного следствия, дознания и суду фактических данных, полученных оперативными подразделениями. Согласно Инструкции результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при производстве оперативно-розыскных мероприятий. В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.). Переданные следователю или в суд материалы ОРД могут служить основанием для принятия законного и обоснованного решения о производстве обыска.

Приняв самостоятельное решение или имея судебное решение о производстве обыска, следователь вправе как провести его самостоятельно, так и дать письменное поручение о производстве обыска органу дознания п. 4 ч. 2 ст. 38 УПКРФ, представители которого оформляют протокол следственного действия от своего имени. Если обыск проводится членом следственной группы ст. 163 УПКРФ , письменного поручения о его производстве от руководителя группы не требуется.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Конституция России устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах. Не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется процессуальным, прежде всего уголовно-процессуальным законодательством. Указанные органы не вправе выходить за рамки закона.

Информация о работе Процессуальная характеристика выемки