Проблемы взаимодействия органов военной прокуротуры с правоохранительными органами и командованием воинмких частей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставиться задача по разрешению проблем взаимодействия органов военной прокуратуры с другими правоохранительными органами и командованием воинских частей, для чего, на мой взгляд, необходимо, на основании изученных материалов, раскрыть понятие термина “взаимодействие” , его значение в работе военной прокуратуры, степень правовой регламентации, а также основные принципы и формы осуществления с учетом особенностей функционирования Вооруженных Сил. Кроме того, для наиболее полного освещения данной темы представляется необходимым также рассмотреть и дать краткую характеристику субъектов взаимодействия: военного прокурора, ко-мандования воинских частей и правоохранительных органов. Так как взаимодействие являет собой сложный, непрерывный процесс, необходимо рассмотреть его как отдельно взятое явление для более точного отражения сущности последнего, а затем, говоря о конкретных формах взаимодействия, показать динамику этого процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….…………………..………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Понятие, значение, правовая регламентация и формы взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными органами………………………………………………………………………….….5
ГЛАВА 2. Взаимодействие военного прокурора с командованием подразделений, частей и соединений по обеспечению задач, возложенных на военную прокуратуру ….……………………………………………………………..…8
§1 Командование как субъект взаимодействия……………..…….…..8
§2 Правоохранительные органы как субъекты взаимодействия.......10
ГЛАВА 3. Взаимодействие военного прокурора с правоохранительными органами по обеспечению задач, возложенных на военную прокуратуру…………………………………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………23

Файлы: 1 файл

Проблемы взаимодействия органов военной прокуротуры с правоохранительными органами и командованием воинских частей..docx

— 59.72 Кб (Скачать файл)

Из сказанного можно сделать  вывод, что командир выполняет возложенные на него задачи и обязанности единолично, но через подчиненных ему должностных лиц, отвечающих за различные направления деятельности командира. Поэтому, при употреблении термина “командование” имеется ввиду весь аппарат органов военного управления, так как любое из должностных лиц может выступать как субъект взаимодействия, представляя деятельность командира в определенном направлении и обладая необходимыми знаниями, а также определенной долей административно-властных полномочий по осуществлению функций управления жизнедеятельностью части.

Тем не менее, с точки зрения организации взаимодействия круг воинских должностных лиц значительно шире. В него можно включить и начальников гарнизонов, их заместителей и помощников, начальников служб гарнизона, военных комендантов, их заместителей и помощников, а также военных комиссаров территориальных военных комиссариатов, которые, в силу своего служебного положения также могут быть субъектами взаимодействия.

 

§2 Правоохранительные органы как субъекты взаимодействия.

 

Под правоохранительными органами принято понимать систему государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Данную систему образуют: прокуратура Российской Федерации (в том числе и военная), суды, органы предварительного следствия и дознания, органы МВД, арбитраж, нотариат.

Необходимо дать краткую характеристику одного из органов, к помощи которого военная прокуратура прибегает наиболее часто. Этими органами являются различные структурные подразделения МВД Российской Федерации, а в особенности - полиция. Принимая во внимание то, что полиция, формируясь по территориальному принципу, ближе других правоохранительных органов стоит непосредственно к населению. Поэтому именно в полицию поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях, и именно сотрудники полиции первыми принимают по ним должные меры реагирования. Полиция по праву считается основным органом дознания нашей страны3.

Организационно полиция входит в систему МВД Российской Федерации, куда помимо нее также включены следственные аппараты, органы государственного пожарного надзора, исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, соединения и учреждения внутренних войск МВД Российской Федерации. Полиция, таким образом, является лишь одним из аппаратов МВД, но наиболее разветвленным и многочисленным.

В структуру полиции входят подразделения наружной патрульно-постовой службы, уголовный розыск, паспортной работы и ГАИ, которые создаются по территориальному признаку. На железной дороге, водном и воздушном транспорте также создаются соответствующие подразделения транспортной полиции.

Кроме того, некоторые подразделения полиции, сотрудники которых наделены правом производства дознания, осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, что крайне важно для работы военной прокуратуры и военных следственных органов.

Спецификой полиции как органа дознания как раз и является то обстоятельство, что ее подразделения в своей деятельности сочетают как процессуальные функции, например, производство дознания; так и не процессуальные  - осуществление оперативно-розыскных действий и деятельности по охране общественного порядка. Это специфическое свойство особенно ценно при организации взаимодействия.

Обязанность организовывать, непосредственно осуществлять и контролировать исполнение требований по укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации возложена на военное командование при активном содействии правоохранительных органов (в данном случае военного прокурора и некоторых др.)4. Из этого положения напрашивается вывод, что и инициатором взаимодействия, его активным организатором должен выступать орган военного управления, однако, такой вывод будет абсолютно неверен, потому что, как и правоохранительные органы, командование войсковых частей осуществляет правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции, т.е. они выполняют единую задачу, иными словами, делают одно, выгодное каждой из сторон дело. Поэтому, говоря об инициативе в организации взаимодействия, необходимо отметить, что она должна исходить от каждого из субъектов взаимодействия, вне зависимости от его роли, компетенции и формы осуществления взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Организация, формы и методы взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.

 

Как и любая другая правоохранительная деятельность, организация взаимодействия начинается с его планирования. План работы органов военной прокуратуры и военных следственных органов, в том числе и план организации и осуществления взаимодействия, - есть часть правовой основы деятельности военных правоохранительных органов.

Можно выделит три этапа планирования взаимодействия с правоохранительными органами и командованием воинских частей. На первом этапе военный прокурор или следователь должен определить перечень конкретных субъектов и определить их роль, с которыми будет осуществлено взаимодействие, а также направление своей деятельности, по которому это взаимодействие будет осуществляться. Кроме того, исходя из анализа вышеизложенных документов, необходимо сделать выводы о моменте начала взаимодействия, его формы и окончания. Составив план взаимодействия, военный прокурор или следователь связывается с предполагаемыми субъектами, например, с командиром войсковой части, и согласовывает составленный план  с ним. Второй этап представляет собой непосредственно взаимодействие, то есть реализацию намеченной субъектами программы. Третий этап предполагает под собой анализ, обобщение полученных данных  и подведение итогов, а также выработку плана дальнейших совместных действий.

Взаимодействие является не одномоментным процессом, а, как уже говорилось выше, довольно длительным. Описанные выше этапы организации взаимодействия могут выступать как самостоятельные формы по его осуществлению и определять конкретный момент начала взаимодействия, а уж тем более его конца невозможно. Процесс взаимодействия может лишь расширяться, приобретая форму конкретного действия: прокурорской проверки, розыскного, следственного действия, либо сужаться до обмена информацией. Невозможно даже предположить, чтобы деятельность по взаимодействию когда-нибудь прекратилась.

Одной из важнейших частей взаимодействия, которая непосредственно влияет на всю правоохранительную деятельность, являются формы взаимодействия.

Формы взаимодействия можно подразделить на два вида: формы организации взаимодействия и формы его осуществления. Формы организации взаимодействия показывают, каким именно образом одна сторона побуждает другую сторону к выполнению тех действий, которые необходимо провести на данном этапе. К таким формам можно отнести, например, направление военным следователем органу дознания отдельного поручения или указания по производству следственных и розыскных действий, и др. Формы осуществления взаимодействия показывают, каким способом его участники решают стоящие перед ними задачи. Такими формами в рассматриваемом взаимодействии являются, например, оказание органом дознания содействия военной прокуратуре (или военному следственному органу) при производстве отдельных следственных действий, принятие незамедлительных мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений и др.

Необходимые контакты с командирами  и правоохранительными органами в пределах своей компетенции устанавливают и поддерживают все оперативные работники военной прокуратуры гарнизона. Организует и направляет всю эту работу военный прокурор, который непосредственно решает основные, наиболее важные ее вопросы. Важной обязанностью военного прокурора является участие в разработке командованием мер по решению вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих.

Взаимодействие и контакты военной  прокуратуры гарнизона с другими  органами могут осуществляться: ·при участии в проведении проверок состояния воинской дисциплины и правопорядка непосредственно в воинских частях ; ·при выявлении преступных или иных нарушений законности, совершенных военнослужащими ; ·при проведении общенадзорных мероприятий (проверки нарушений законности по сигналам и т.д.) ; ·при расследовании конкретных уголовных дел ; ·при проведении предупредительных мероприятий, выявлении и устранении причин и условий возникновения правонарушения ; ·при проведении правовой пропаганды ; ·при организации открытых судебных процессов в присутствии личного состава ; Деловые связи и взаимодействие предполагают взаимный обмен информацией о состоянии законности и дисциплины в частях и соединениях, согласование отдельных мероприятий по укреплению законности и правопорядка, совместное планирование и реализация намеченных мероприятий.

Одна из важнейших форм взаимодействия - взаимный обмен информацией о преступлениях и происшествиях, о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в обслуживаемых воинских частях, а также о состоянии дел в территориальных правоохранительных органах5. Информация необходима военному прокурору для оперативного и надлежащего реагирования на нарушения законности. Поэтому военный прокурор должен постоянно обладать своевременной и объективной информацией. Постоянное поступление такой информации является одной из главных задач военного прокурора по правильной организации своей работы. Воинскими уставами, другими законодательными и ведомственными актами установлена обязанность определенных должностных лиц войсковых частей и учреждений уведомлять органы военной прокуратуры о совершенных преступлениях и происшествиях.

Помимо сообщений командования о преступлениях и происшествиях  работники военных правоохранительных органов получают информацию о состоянии воинской дисциплины и правопорядка при личном контакте с командирами и другими должностными лицами, на совещаниях, собраниях, из донесений о состоянии воинской дисциплины и дисциплинарной практики, из писем, жалоб, заявлений, публикаций в печати и т.д. Значительная часть сигналов о нарушениях законности поступает в прокуратуру при расследовании уголовных дел и производстве проверок.

В свою очередь военные прокуроры  также информируют командование о выявленных преступлениях и других нарушениях законности и их причинах в своих представлениях, протестах, справках, обзорах, в выступлениях на совещаниях, в личных беседах с командирами, а также при проведении правовой пропаганды.

Немаловажное значение имеет и  взаимная информация о задачах, которые по своей линии решают войска и органы прокуратуры. Военному прокурору следует хорошо знать требования приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других органов военного управления, определяющих основные задачи обслуживаемых ими войск, для того, чтобы учитывать их в своей работе. При необходимости он должен ставить в известность командование о важнейших приказах Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора, касающихся надзора за исполнением законов в войсках и борьбы с преступностью, что облегчает выработку согласованной линии в данном вопросе.

Обмен такой информацией помогает и командованию и военному прокурору более глубоко разобраться в истинном положении дел, целеустремленно проводить профилактические мероприятия по укреплению правопорядка и дисциплины в войсках. На основе информации о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках, полученной по всем указанным каналам, командование обслуживаемых частей определяет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений и укрепление воинской дисциплины и законности. Военный прокурор должен добиваться включения в планы командования своих мероприятий по наиболее актуальным вопросам, вытекающим из фактического положения дел с преступностью в обслуживаемых войсках. Содержащиеся в таких планах мероприятия, которые относятся к деятельности военной прокуратуры, должны обобщаться и учитываться при разработке перспективных и текущих планов ее работы и включаться в число мероприятий, подлежащих выполнению.

Взаимодействие с командованием  необходимо и при проведении предупредительно-воспитательных мероприятий в связи с расследованием уголовных дел. В этих случаях вся профилактическая работа согласуется с командиром части и его заместителем. В ней участвуют военные юристы, дознаватели, командиры - каждый по своей линии, но совместный план придает их усилиям общую целенаправленность и согласованность. Этим достигается основная цель: недопущение повторения подобного негативного явления как в данной части, так и в других частях6.

В ходе этой работы военные прокуроры  знакомятся с состоянием дисциплинарной практики военных комендатур и других воинских частей, проверяют законность содержания арестованных на гауптвахтах, проводят при необходимости другие мероприятия. На выявленные нарушения законности военный прокурор реагирует присущими ему правовыми средствами и при возможности через представителей командования, входящих в состав комиссии, осуществляет меры по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.

Работа военных прокуроров по укреплению законности и правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется в тесном взаимодействии с военными судами.

Наиболее распространенными формами подобного взаимодействия являются: - совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.) ; - совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначения наказаний; - участие совместно с командованием в выездах в части, отстающие по состоянию дисциплины; - совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.

Военный прокурор должен поддерживать служебные связи и с другими правоохранительными органами. Важное значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и полиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников.

Примером такого взаимодействия может  служить деятельность военной прокуратуры  Пограничных войск Российской Федерации. Всего в 1995 году на основе информации, представленной органами ФСБ, возбуждено 118 уголовных дел на 137 военнослужащих и гражданских лиц; в группе погранвойск в Республике Таджикистан, в результате тесного взаимодействия с органами военной контрразведки привлечено к уголовной ответственности и осуждено 34 военнослужащих.

Информация о работе Проблемы взаимодействия органов военной прокуротуры с правоохранительными органами и командованием воинмких частей