Проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить существующие и используемые уголовно-правовые меры борьбы с компьютерными преступлениями, определить их недостатки и привести предложения по совершенствованию этих мер.
Задачи курсовой работы:
определить понятие и дать характеристику компьютерного преступления;
пояснить важность исследуемой темы для общества в целом и российского - в частности;
определить природу киберпреступлений и изучить способы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и соответствующую уголовную ответственность;
выявить проблемы и пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений, основываясь в том числе на международной уголовной правоприменительной практике.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Киберпреступления 6
1.1. Общая характеристика и история 6
1.2. Влияние киберпреступлений на общественные отношения и современные тенденции. 8
1.3. Сущность и классификация киберпреступлений 12
Глава II. Правовые основы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и уголовная ответственность за киберпреступления. 19
2.1. Обзор и характеристика статей главы 28 УК РФ. 19
2.2. Мировая практика правовой борьбы с киберпреступлениями. Международное сотрудничество. 23
Глава III. Проблемы и пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений. 27
3.1. Общие проблемы правового регулирования главы 28 Уголовного кодекса РФ. Оценка достаточности изменений, внесенных в главу Федеральным законом от 07 декабря 2011г. 27
3.2. Проблемы при квалификации преступлений по статьям главы 28 УК РФ на примере DoS-атак. 29
3.3. Пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений. 32
Заключение 37
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Курсач_КудрявцевДЕ.docx

— 106.11 Кб (Скачать файл)

В УПК РФ предусматривается  и возможность проведения судебного  разбирательства в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 241). Закрытое судебное разбирательство уголовного дела возможно и тогда, когда необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля или других участников процесса, а также членов их семей, близких родственников, родственников и близких лиц.

Реализация принципа взаимной ответственности  органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц предполагает комплекс двусторонних прав и обязанностей у органов и защищаемых лиц по отношению друг к другу и ответственность за их несоблюдение. Такие права и обязанности определяются в ст. 23 и 24, в возможности заключения договора (ч. 6 ст. 18) и в осуществлении предусмотренных этим договором прав и обязанностей, а также в наступлении ответственности указанных субъектов в случаях, предусмотренных гл. 5 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей.

Принцип ведомственного, судебного  контроля и прокурорского надзора  за осуществлением государственной  защиты - это требование неукоснительного соблюдения норм УПК РФ и Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей.

Контроль представляет собой одну из функций в деятельности любого государственного органа. За законностью  обеспечения государственной защиты осуществляется ведомственный контроль, то есть контроль, осуществляемый силами и средствами конкретных структурных подразделений конкретных ведомств, осуществляющих государственную защиту, а также контроль нижестоящих органов вышестоящими.

Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов, обеспечивающих государственную защиту: Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждено Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613) и др.

При осуществлении государственной  защиты могут быть использованы как  гласные, так и негласные методы. Гласные методы деятельности - открытые, не секретные. Использование же в деле обеспечения безопасности защищаемых лиц негласных (секретных, незаметных посторонним) методов деятельности обусловлено необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о защищаемых лицах, предпринимаемых для их защиты мерах в целях воспрепятствования незаконным действиям преступников, создания в отношении защищаемого лица «информационного вакуума».

Правовым основанием негласных методов государственной защиты является Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в ст. 7 которого в качестве одного из оснований для осуществления этой деятельности установлено постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.

Негласные методы государственной  защиты используются, в основном, для  выявления преступников, находящихся  на свободе, чтобы правоохранительные органы могли их задержать при совершении преступных действий. Применение открытых (гласных) и скрытых (негласных) действий должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ.

При применении мер обеспечения  безопасности защищаемого лица не должны ограничиваться принадлежащие ему  права. Имеется в виду сохранение жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц. Так, согласно ч.ч. 2 - 3 ст. 10 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей, при переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жильё, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему. Также защищаются права защищаемого лица при переселении на другое временное место жительства, изменении места учебы, изменении внешности или замене документов. Однако не допускается существенное улучшение жилищных и иных прав защищаемых лиц.

Обобщить вышесказанное  хочется определением рассмотренного явления - «Институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства». Последний является совокупностью правовых норм, определяющих основания, условия, порядок, субъектов применения мер государственной защиты, а также виды этих мер, основанный на морально-этических, конституционных и уголовно-процессуальных принципах, обеспечивающих защиту прав граждан, достижения цели и решения задач уголовного судопроизводства. Институт государственной защиты является частью механизма обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, наряду с такими элементами, как разъяснения процессуальных прав, заявление ходатайств и др.3

Всесторонне изучая институт государственной защиты, изучим субъектов, на которых распространяется государственная защита, предусмотренная законодательством.

 

1.2. Лица, подлежащие государственной защите, их правовой статус.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о государственной  защите потерпевших, свидетелей к лицам, на которых распространяется государственная защита, относятся следующие участники судопроизводства:

    • потерпевший;
    • свидетель;
    • частный обвинитель;
    • подозреваемый;
    • обвиняемый;
    • подсудимый;
    • их защитники и законные представители;
    • осужденный;
    • оправданный;
    • а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    • эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
    • гражданский истец, гражданский ответчик;
    • законный представитель, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Как видно, в перечень лиц, подлежащих государственной защите, не включены лица, осуществляющие уголовное  судопроизводство. Эти лица могут быть защищены на основе положений двух федеральных законов: «О полиции» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Наиболее часто посткриминальному воздействию подвергаются потерпевшие и свидетели-очевидцы преступных деяний, включая несовершеннолетних, престарелых и инвалидов. Известны случаи даже убийств пожилых людей и малолетних, оказавшихся очевидцами преступлений4. Характерны данные, приведенные Е.А. Галактионовым по трем масштабным уголовным делам: 98% из 398 свидетелей принуждались к даче ложных показаний; при этом принуждение выражалось в угрозе насилием самим свидетелям в 75 случаях (19%), а в отношении их близких - в 102 случаях (26 %)5.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ «потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации». Совершенно очевидно, что, когда речь заходит о применении мер государственной защиты, имеется в виду исключительно физическое лицо, чьи жизнь, здоровье или имущественные интересы поставлены под угрозу в результате неправомерных действий, связанных с оказанием на него воздействия со стороны подозреваемого, обвиняемого или их окружения.

Многие авторы указывают  на то, что положение потерпевшего в данном случае весьма уникально по сравнению с другими участниками процесса6. Помимо того, что правам и законным интересам потерпевшего (причем еще до наделения его соответствующим статусом) уже был причинен существенный вред в результате совершенного преступления, он, по сути, повторно становится объектом противоправного посягательства, но уже в связи с его участием в уголовном судопроизводстве в качестве одного из его участников (после признания потерпевшим в установленном порядке)7.

Однако среди прав, которыми УПК РФ наделяет потерпевшего, предусмотрено и право самостоятельно ходатайствовать о применении в отношении себя мер безопасности (п. 22 ч. 2 ст. 42). При этом предполагается, что к потерпевшему в случае необходимости может быть использован весь арсенал процессуальных мер безопасности.

Однако В.И. Крайнов по этому поводу отмечает, что «вряд ли может представлять практическую пользу применение в отношении потерпевшего меры безопасности, предусмотренной ч. 9 ст. 166 УПК РФ и связанной с возможностью не приводить в протоколе следственного действия данные о личности потерпевшего. К тому моменту, когда в рамках возбужденного уголовного дела может потребоваться данная мера безопасности, сведения о личности потерпевшего, скорее всего, уже будут известны подозреваемому»8. Действительно, в большинстве случаев, лицо совершившее преступление, знает, кем является потерпевший или, вернее сказать, жертва преступления. Следовательно, скрытие данных о личности потерпевшего в данном случае не принесет пользы, скорее наоборот - это приведет к лишним затратам и неудобствам как для должностных лиц, производящих расследование, так и для самого потерпевшего. Кроме того, заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела будет в обязательном порядке фигурировать в постановлении о возбуждении уголовного дела, что предусмотрено ст. 146 УПК РФ.

Несмотря на обозначенную выше «дырку» в законодательстве, потерпевший может полноправно пользоваться, например, такими мерами безопасности, предусмотренными Законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», как личная охрана потерпевшего, выдача ему специальных средств связи и оповещения об опасности, переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасное место.

В отличие от потерпевшего свидетель отнесен УПК РФ к иным участникам уголовного судопроизводства наряду с экспертом, специалистом, переводчиком и понятым. Это означает, что информация, которой обладает свидетель, может в равной степени подтверждать как версию обвинения, так и версию защиты. При этом в последнем случае вероятность оказания на него какого-либо противоправного воздействия, по крайней мере, со стороны подозреваемого, обвиняемого маловероятна, поскольку свидетель защиты скорее полезен, чем опасен, и подозреваемый, обвиняемый весьма заинтересованы в его активном участии в уголовном процессе.

Уголовно-процессуальное законодательство России применительно  к свидетелю предусматривает  несколько больший по сравнению  с остальными участниками уголовного судопроизводства перечень мер безопасности.

Так, помимо мер, связанных  с возможностью не приведения в протоколе следственного действия данных свидетеля (ч. 9 ст. 166 УПК РФ), контроля записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ), проведения опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ), проведения закрытого судебного заседания (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ), специально для свидетеля в УПК РФ предусмотрена такая мера безопасности, как допрос судом свидетеля без оглашения подлинных данных о его личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля иными участниками уголовного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

В ч. 3 ст. 56 УПК РФ приводится перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны:

    1. судья, присяжный заседатель - в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
    2. адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
    3. адвокат - в связи с оказанием юридической помощи;
    4. священнослужитель - из-за тайны исповеди;
    5. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Однако указанные лица могут выступить свидетелями  на допросе по делу при условии  изменения впоследствии их правового  статуса и заявлении ими соответствующего ходатайства9.

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции  РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ч. 40 ст. 5 УПК РФ). Данное положение можно распространить на все лица, которые допрашиваются в качестве свидетелей и в отношении которых ведется расследование, т.е. лица еще не признанью как подозреваемые или обвиняемые.

С началом уголовного судопроизводства посткриминальному воздействию могут подвергнуться не только потерпевшие (жертвы) и свидетели преступлений, но и иные лица, деятельность которых - неотъемлемый элемент уголовного судопроизводства.

Защитник, законные представители  подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), представители гражданских истцов и ответчиков, представители потерпевшего, близкие родственники погибших от преступных деяний, которым переходят права потерпевших в соответствии с ч. 8 ст. 42 УПК РФ, могут подвергаться посткриминальному воздействию с целью невыполнения ими уголовно-процессуальных функций.

Информация о работе Проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству