Предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы является изучение предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
2. Рассмотреть сроки и порядок производства предварительного следствия.
3. Рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
4. Определить особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования……………………………………………………………………..5
Сроки и порядок производства предварительного следствия………………...12
Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………16
Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел…………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

предварительное следствие.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Персональная (личная) подследственность  уголовного дела устанавливает изъятия  из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи  дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.

При определении подследственности учитывается субъект преступления.

Если деяние совершено  военнослужащим, то независимо от квалификации и территориального признака дело подлежит расследованию следователем военной  прокуратуры или соответствующим  военачальником - органом дознания.

Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.

Вопрос о подследственности  решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при  рассмотрении заявления, сообщения о преступлении. В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование дознавателю или следователю и направляет затем дело "по подследственности".Если преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. Возбуждая уголовное дело и решая вопрос о принятии дела к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание. Следователь, дознаватель могут возбудить уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования. При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор. Правильный выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".

Общим правилом предварительного расследования является производство предварительного следствия по уголовному делу одним следователем. В ряде случаев, однако, предварительное следствие может быть поручено следственной группе. Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Производство предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство. Создание следственной группы целесообразно по делам смешанной подследственности. В отдельных случаях расследование преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия его в максимально короткий срок. По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие. Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Предварительное следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сроки и порядок производства предварительного следствия.

Судебный порядок получения  разрешения на производство следственного  действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст.23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации  гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". В части 3 ст.35 Конституции РФ говорится "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

В УПК судебный порядок получения  разрешения на производство следственного  действия предусмотрен в случаях, указанных  п.4-9 и 11 части второй ст.29.

В их число входят:- производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- производство обыска и (или)  выемки в жилище;-

- производство личного обыска;

- производство выемки предметов  и документов, содержащих информацию  о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;

- наложение ареста на имущество,  включая денежные средства физических  и юридических лиц, находящиеся  на счетах и во вкладах или  на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Судебному порядку получения разрешения на производство следственного действия предшествует вынесение следователем, дознавателем постановления о возбуждении  перед судом ходатайства о  проведении следственного действия.

В постановлении - ходатайстве  должно быть указано следственное действие, а также когда, где, у кого оно  проводится и в связи с чем. Затем следователь, дознаватель  должен получить согласие прокурора  о возбуждении перед судом  ходатайства о проведении следственного действия

Если прокурор не возражает  против этого, он накладывает на постановлении  резолюцию "Согласен", ставит свою подпись и дату.

В случае, если прокурор не поддерживает ходатайство, он на постановлении  пишет "Не согласен", расписывается  и указывает дату. В силу п.10 ч.2 ст.37 УПК прокурор вправе отменить постановление следователя или дознавателя.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или  военного суда соответствующего уровня.

Ходатайство рассматривается судьей по месту производства предварительного следствия. Ходатайство может рассматриваться судьей и по месту производства следственного действия. Срок рассмотрения ходатайства - не позднее 24 часов с момента его поступления. Кодексом установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства. Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство. Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.

Кодекс, однако, допускает  производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного  обыска без получения судебного решения. Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства. Как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска. Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

Цель данного уведомления - "проверка законности решения о его производстве". Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст.75 УПК.

Каждое действие следователя  выполняется в установленном  законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается  посредством составления постановлений и протоколов.

Протокол - документ с  записью всего происходящего при производстве следственного действия. Протокол следственного действия служит документом, удостоверяющим факт проведения следственного действия. Он является наиболее универсальным и надежным средством закрепления хода и результатов следственного действия, способом фиксации выполнения того или иного требования закона (например, обязательного допроса подозреваемого, обвиняемого). Протоколы удостоверяют обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, следственном эксперименте. Протоколы составляются также при производстве допросов, очных ставок. При составлении протокола следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при производстве этого действия. Протоколы позволяют контролировать соблюдение процессуальных правил. По этим документам прокурор, судья и суд могут судить о законности и качестве проведенного предварительного следствия и дознания. Протокол следственного действия составляется следователем, дознавателем. В целях более детального и объективного отражения хода и результатов следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио - и видео запись.

По общему правилу  протокол составляется в ходе следственного  действия. Но он может быть изготовлен и непосредственно после его  окончания по памяти, черновым записям, стенограмме.

Протокол следственного  действия составляется на месте его  производства - в кабинете следователя, дознавателя, на месте происшествия, в месте производства обыска, выемки и т.д.

Постановление - решение  следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, о приостановлении или прекращении производства по делу и т. д. 
Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является обвинительное заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию  обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст.37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Информация о работе Предварительное следствие