Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России. Актуальностью темы является изучение права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являющуюся неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое назначение………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие правового положения осужденных………………………………7
1.2 Социально-правовое значение института правового положения
лиц, отбывающих наказание…………………………………………………..11
Глава 2. Содержание и нормативная регламентация правового положения
лиц, отбывающих наказание …………………………………………………..15
2.1 Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы……15
2.2Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся
в исправительных учреждениях………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………33
Библиографический список……………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

УИК курсовая.docx

— 67.63 Кб (Скачать файл)

Особенность применяемого к  осужденным государственного принуждения  заключается в том, что оно  нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а так же применения исправительного  воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России

В условиях отбывания наказания  происходит ограничение общих прав граждан, их конкретизация и дополнение. Конкретизация выражается как в  уточнении субъективных прав, так  и в детализации их содержания. Примером могут быть конкретные права  и обязанности осужденных к лишению  свободы в связи с получением общего и профессионального образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно  к условиям отбывания наказания  происходит за счет регулирования законом  специфических отношений.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой 5правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно исполнительного права значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой  совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время  отбывания наказания, и его можно  определить как закрепленное нормами  различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания.

Согласно ч.1.ст. 43 УК РФ, наказание представляет собой предусмотренные законом лишения или ограничения прав и свобод осужденных.

В содержание правового статуса  лиц входят их права, законные интересы и обязанности. Они возникают  и реализуются в рамках как правило уголовных и уголовно – исполнительных правоотношений.

Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут  возникать в отношениях регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

         Права осужденных, гарантированные  экономически, политически, идеологически  и организационно способствуют  исправлению осужденного. Напротив  права осужденных, провозглашенные лишь формально препятствуют выполнения поставленных перед наказанием целей

Такую образует возможность  поведения, которая характеризуется  высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается  в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения  в  пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных интересов  состоит из трех элементов.

Первый элемент состоит  в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага как  материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания).

Объектом законных интересов  могут быть социальные блага, существенно  изменяющие правовое положение осужденного (например, перевод на облегченные  или льготные условия), а так же не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность осужденных ходатайствовать  перед управомоченными субъектами об их соответствующих действиях направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в  правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными  благами как правило в результате оценки администрацией учреждений и органов исполняющих наказание, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Социально правовое значение обязанностей значение обязанностей 6осужденных выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Сущность юридических  обязанностей осужденных выражается через  их содержание или структуру, в которую  входят два элемента:

  1. необходимость совершения определенных действий, например, обязанность осужденных к исправительным работам трудиться
  2. необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги или ценные вещи)

Юридические обязанности  осужденных имеют различные формы  выражения в праве осужденного  во время отбывания наказания, обеспечивающее достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время  его отбывания, соблюдение прав и  законных интересов как самого обязанного лица так и иных лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации  правового положения осужденного, значительно его расширив и углубив. Данному вопросу посвящена глава 2 УИК РФ,

.

 

Глава .2 Содержание и нормативная регламентация  правового положения лиц, отбывающих наказание

2.1 Государственно–правовой  статус осужденных к лишению  свободы

 

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим  институтом уголовно-исполнительного  права. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя  представляет собой комплекс установленных  законом ограничений прав и свобод человека и гражданина.

7 Поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем  виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного  во время отбывания уголовного наказания.

        В  общей теории права общепринято  выделение трех видов правовых  статусов личности: общий правовой  статус граждан, специальный правовой  статус какой-либо категории граждан  и индивидуальное правовое положение  гражданина. Правовое положение  осужденных представляет разновидность  специального правового статуса,  в свою очередь, подразделяемого  правовые статусы лиц, отбывающих  различные виды наказаний (лишение  свободы, исправительные работы  и т.д.).

Глава 2 Конституции РФ закрепила  права и свободы человека и  гражданина, которые в науке конституционного права называются конституционными или общегражданскими.

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, "с одной стороны, вмаксимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления"

8Лишение свободы представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи - претерпевают видоизменения.

Ограничения осужденных в  конституционных правах и свободах рассматривают по их социальному  назначению, направленности на удовлетворение различных потребностей и интересов  личности. К личным правам и свободам человека относятся: право на жизнь; охрану достоинства личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени.

9Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания"

Осужденным гарантируется  свобода совести и свобода  вероисповедания. Только в 90-х гг. уголовно-исполнительная система России обратила внимание на необходимость расширения и укрепления взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с религиозными конфессиями и общественными организациями.

10Политические права и свободы - это закрепленные в Конституции "возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом". К ним относятся: свобода мысли и слова, право на объединение в общественные организации, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Применительно к личности осужденных эти права и свободы  направлены на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь в условиях изоляции от общества и какое-то время  после освобождения.

11Охрана здоровья осужденных. УИК РФ закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.                     Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, возлагается на администрацию этого учреждения или органа уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством женщины, имеющие  детей до трех лет, вправе выбирать: помещать их в дома ребенка при  исправительном учреждении или передать родственникам либо по решению органов  опеки и попечительства - иным лицам. Реализация предписаний закона, иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете. Для улучшения эффективного достижения целей наказания, обеспечить порядок и дисциплину среди осужденных предотвращение новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправление"

2.2 Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают (по данным ФСИН РФ):  
- 131 больница различного профиля,  
- 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом,  
- 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией,  
- медицинские части или здравпункты в каждом учреждении.  
       В настоящее время в исправительных  учреждениях содержится  289,8 тыс. осужденных, являющихся инвалидами,  нетрудоспособными или ограниченно трудоспособным и, в том числе:  
24,5 тыс. инвалидов I, II и III группы;  
20,4 тыс. находящихся на лечении в ЛПУ;  
76,1 тыс. больных психическими расстройствами;  
47,4 тыс. больных активной формой туберкулеза;  
43,8 тыс. больных наркоманией;  
39,6 тыс. ВИЧ инфицированных; 

 
38,0тыс.  хронических  алкоголиков.                                              .  
      Права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь,являются неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства.                           .  
    Согласно ст. 41 Конституции РФ "медицинская помощь в... учрежденияхздравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счетсредств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются мерыпоразвитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию".  
      Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения.                                  .  
      Минюст РФ совместно с Минздравсоцразвития РФ проводят комплекс мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.  
      Совместный Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 г. № 640/190 базируется на  «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»  от 22.07.1993 г., Федеральном законе  от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", УИК РФ и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Этот приказ унифицировал нормы, касающиеся организации, обеспечения и деятельности медицинской части; организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний.                                            . 
     Ниже приводится краткий комментарий отдельных пунктов названного приказа.  
П.22 Приказа указывает на то, что помещения медицинской части должны иметь отопление, горячее и холодное водоснабжение, а в процедурном кабинете или перевязочной в постоянной готовности должна быть портативная медицинская укладка (сумка, чемодан) с набором средств для оказания неотложной помощи вне медицинской части, стерильный хирургический инструментарий, шприцы, инъекционные иглы; запас стерильного перевязочного материала; запас кислорода.                  .  
       П.п.24-56 регламентируют порядок проведения медицинских мероприятий по прибытии подозреваемого, обвиняемого в СИЗО. Следует обратить внимание на то, что по прибытии в следственный изолятор проводится первичныймедицинский осмотр всех поступивших граждан (в том числе и следующих транзитом) не только с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, но также для выявления больных, нуждающихся в неотложной помощи, выяснения жалоб на заболевания и телесные повреждения. В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме лиц ,следующих транзитом, должны быть подвергнуты углубленному врачебному осмотру, а также рентгенофлюорографическому обследованию. Все данные, выявленные при осмотрах, обязательно должны быть зафиксированы в журнале медицинских осмотров СИЗО (карантина), который ведется в медицинской комнате. Факт фиксации основной информации об осмотре имеет важное значение как доказательство, удостоверяющее состояние здоровья на момент прибытия в СИЗО. Оно может быть использовано как при доказывании недопустимости доказательств, полученных в результате физического воздействия, так и при доказывании причинения вреда здоровью сотрудниками государственных органов.  В соответствии с п. 28 в случае доставки в Учреждение гражданина, имеющего телесные повреждения, по инициативе дежурного помощника начальника Учреждения (оперативного дежурного), либо по заявлению самого пострадавшего, а также при выявлении телесных повреждений при осмотре медицинским работником (врачом, фельдшером) составляется акт в произвольной форме. Указанный акт составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к медицинской карте амбулаторного больного, второй экземпляр выдается на руки подозреваемому, обвиняемому или осужденному под его личную подпись на первом экземпляре акта. О факте проведения освидетельствования рапортом информируется начальник                  Учреждения и прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью Учреждения. Приобщение акта к медицинской карте амбулаторного больного в обязательном порядке подлежит отметке в листе уточненных диагнозов. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений, в соответствии с п.37 Приказа его медицинское освидетельствование, а также ,оказание медицинской помощи , проводятся медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. Медицинское освидетельствование должно включать в себя: медицинский осмотр, а при необходимости , дополнительные методы исследований и привлечение врачей-специалистов. Полученные результаты должны быть зафиксированы в медицинской карте амбулаторного больного и сообщены свидетельствуемому в доступной для него форме. При выявлении данных, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого или осужденного причинен в результате противоправных действий, в соответствии с п. 38 Приказа медицинский работник, проводивший медицинский осмотр, обязан письменно информировать об этом руководителя Учреждения.                .  
      В случае обнаружения телесных повреждений осужденного, находящегося в исправительном учреждении, вновь нанесенных татуировок, свежих следов от инъекций (при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого либо осужденного причинен в результате противоправных действий) медицинский работник, проводивший осмотр, руководствуясь п.56 Приказа должен доложить об этом начальнику Учреждения рапортом. При обнаружении у больного, направленного на лечение, признаков повреждений насильственного характера или иного происхождения на основании п. 143 Приказа дежурный врач обязан доложить об этом начальнику больницы или его заместителю, который извещает об этом руководство территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в ведении которых находится больница. При обнаружении этих повреждений врач, проводивший медицинский осмотр, совместно с дежурным помощником начальника больницы (оперативным дежурным) и начальником караула (старшим конвоя), доставившего подозреваемого, обвиняемого или осужденного, обязан составить акт.  
        Пункты 46,47 Приказа регламентирует порядок медицинского контроля за водворением подозреваемого, обвиняемого, осужденного в одиночную камеру или карцер, в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, изолированное помещение строгих условий отбывания наказания, после вынесения решения о наказании. Перед исполнением дисциплинарного взыскания должен быть произведен медицинский осмотр с письменным заключением врача (фельдшера) о возможности содержания гражданина в перечисленных помещениях. Недопустимо содержание наказанного лица в данных помещениях, в случае если он имеет заболевание, травму либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях. На основании п.47 Приказа лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь производится на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть. Очень важным вопросом является право подозреваемого, обвиняемого, осужденного на ознакомление и получение копий медицинских документов.                                         .  
      П.65 Приказа устанавливает, что медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдаются, хранятся в медицинской части. Вместе с медицинской картой амбулаторного больного хранятся журналы регистрации амбулаторных больных. Однако, указанное положение не должно лишать подозреваемого, обвиняемого и осужденного права на получение информации о состоянии его здоровья. Поэтому по требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного ему в присутствии врача обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья. Любые изменения в психическом и соматическом состоянии больного, новые назначения и исследования в соответствии с п. 191 Приказа немедленно отражаются в истории болезни. Все записи, сделанные в истории болезни, скрепляются личной подписью лечащего врача, а в случае проведения обходов начальником отделения или консультации врачами-специалистами - их подписями; совместные осмотры, проводимые консилиумы, - подписями всех участников.                              .  
       П.120 Приказа наряду с УИК РФ, ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентирует право на жалобу. Устные и письменные заявления и жалобы больных - подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их родственников и законных представителей регистрируются и рассматриваются администрацией больницы в установленном порядке. Жалобы больных на некорректное отношение к ним со стороны персонала больницы проверяются незамедлительно назначенными начальником больницы лицами. Письма, заявления и жалобы больных направляются адресату в установленном порядке. Следует иметь в виду также, что незаконные действия работников медицинских учреждений системы ФСИН РФ могут быть обжалованы как начальнику медицинского управления ФСИН РФ , так и в прокуратуру по месту нахождения учреждения.                                                   .  
       Отсутствие в медицинских частях учреждений ФСИН РФ необходимых дорогостоящих медикаментов является причиной сложности излечения многих заболеваний. Вопрос медикаментозного обеспечения регулируется п.67 Приказа, в соответствии с которым по просьбе больного при согласовании с лечащим врачом и начальником медицинской части больному может быть разрешено в установленном порядке приобретение (получение) необходимых для его лечения медикаментов.                                      .  
      Медикаменты подозреваемым, обвиняемым и осужденным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. Исключение могут составлять препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (ишемическая болезнь сердца со стенокардией напряжения и покоя, гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, сахарный диабет, эпилепсия и другие подобные заболевания). Решение вопроса о выдаче этих препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки) принимается начальником медицинской части (здравпункта, амбулатории) в индивидуальном порядке в соответствии с назначением лечащего врача.                        .  
      Значительное количество претензий вызывает несвоевременность оказания помощи в некоторых случаях. Такие ситуации, например, могут возникнуть в период времени, когда распорядком работы учреждения не предусмотрено нахождение в нем медицинского персонала. При наличии подобных обстоятельств п.81 Приказа возлагает ответственность за своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы. В соответствии с правилами п.127 Приказа врачебная помощь больным в вечернее и ночное время производится штатными врачами больниц. В случае отсутствия возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, разрешается с их согласия помещать их для стационарного лечения в больницы ФСИН РФ. Особенно важным является и соблюдение санитарно-гигиенических норм в лечебно-профилактических учреждениях. Так как это является фактором, значительно сдерживающим распространение и осложнение многих заболеваний в учреждениях ФСИН РФ. П.123 Приказа закрепил, что больным еженедельно должна предоставляться возможность пользования баней (ванной) с последующей сменой нательного и постельного белья. Смена белья у ослабленных больных должна производится по мере необходимости, это означает, что при наличии каких-либо обстоятельств, смена белья может производиться чаще, но не реже одного раза в неделю..                                .  
     Устанавливает Приказ и определенные ограничения, связанные с наличием заболеваний или проведением лечебных мероприятий. Так, на основании п.119 допускается временное непредоставление свиданий и запрещение посещений больного иными лицами при карантине, по 1) санитарно-эпидемическим основаниям, а также, если 2) посещение больного может привести к ухудшению его здоровья или 3) представлять угрозу его жизни и здоровью окружающих (в т.ч. прибывших для посещения). Решение о запрете свиданий может быть принято только начальником больницы по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения. П.304      Приказа запрещает осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, до окончания курса лечения выезды за пределы исправительных учреждений. Осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, в соответствии с п.197 не могут быть направлены в колонии-поселения до завершения такого лечения. А при представлении к условно-досрочному освобождению осужденного, не прошедшего полного курса обязательного лечения венерического заболевания, информация о проведенном лечении и перспективах выздоровления направляется в суд (п.303). В случае отбытия больным осужденным назначенного ему наказания, если его немедленное освобождение опасно для его жизни, то с его согласия по медицинскому заключению он может быть временно оставлен в отдельной больничной палате, о чем сообщается в органы прокуратуры и родственникам (п.202).  
       Приказ регламентирует также основные лечебно-профилактические мероприятия в отношении некоторых категорий заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, травмы, отравления, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, заразные кожные болезни.  
Так, относительно психических заболеваний, п.262 Приказа устанавливает необходимость направления или согласия врача-психиатра на проведение каких-либо лечебных мероприятий с его пациентом. Данный пункт, однако, разрешает проводить медицинское освидетельствование лиц, которые представляют непосредственную опасность для себя или окружающих, являются беспомощными либо способны причинить существенный вред своему здоровью, без их согласия или согласия их законных представителей.  
      Глава 10 регулирует профилактическое лечение туберкулеза в учреждениях ФСИН. В соответствии с п. 348 Приказа профилактические мероприятия проводятся ежедневно или через день двумя противотуберкулезными препаратами. Диетическое питание (независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного) по установленной норме назначается: 1) больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ; 2) лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ - на период пробного или профилактического лечения. Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании обязательны для внесения в медицинскую карту амбулаторного больного. Однако, в случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание им не назначается (п.355).                               .  
       В соответствии с п.356 Приказа труд больных туберкулезом организуется и проводится под постоянным наблюдением и контролем медицинского персонала учреждения. К труду (в том числе оплачиваемому) могут привлекаться больные туберкулезом, признанные в установленном порядке трудоспособными.  В зависимости от степени влияния болезни на жизнедеятельность человека осужденным устанавливается инвалидность, которая влечет значительное ослабление режима содержания. Инвалидность устанавливается в результате проведения медико-социальной экспертизы. П.362 приказа устанавливает, что на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.                       .  
     Гражданин, нуждающийся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения. Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения ФСИН РФ принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях, в условиях ЛПУ ФСИН РФ, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.  
       Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения на общих основаниях. В случае несогласия осужденного с решением бюро медико-социальной экспертизы, оно может быть обжаловано в порядке, определенном разделом Положением о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 965.                                    .  
      12Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации .

Информация о работе Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся