Понятие, значение и задачи предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 04:21, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об определении понятия «предварительное расследование» не относятся к числу дискуссионных в юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами по существу одинаково: «Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства. Их цель - быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением».

Файлы: 1 файл

186434.rtf

— 622.68 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Дознание

расследование уголовный дознание предварительный

Компетенция органа дознания

На органы дознания возложено проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 УПК, проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Органы дознания в новой редакции УПК лишились права приостановить предварительное расследование по уголовному делу, окончить по нему производство с передачей дела прокурору для направления в суд, прекратить предварительное расследование и уголовное преследование.

Тем не менее законодатель сохранил за органом дознания право возбудить уголовное дело при наличии признаков преступления и в течение десяти суток произвести по нему неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления. В то же время он может не принимать такое решение, а передать заявление или сообщение о преступлении по подследственности, однако этому должна предшествовать проверка по нему, а передаваться по подследственности должно заявление или сообщение о преступлении вместе с собранными материалами. При этом в силу положений части 5 статьи 174 УПК орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению его следов.

В случае возбуждения уголовного дела органом дознания лицо, его производящее, вправе наложить арест на имущество подозреваемого или лица, несущего по закону материальную ответственность за его действия, что ранее сделать было невозможно.

Министр внутренних дел Республики Беларусь, заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, лишились права вынесения постановлений о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам. Одновременно они, как и Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, утратили право возбудить уголовное дело о любом преступлении.

В то же время Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, по-прежнему имеет право возбудить уголовное дело против лица, в отношении которого уголовно-процессуальный закон действует в особом порядке (глава 49 УПК), а также признать такое лицо подозреваемым по делу, возбужденному в отношении других лиц, либо по факту совершенного преступления.

Внесены коррективы в компетенцию Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, территориальных органов пограничной службы и органов пограничной службы специального назначения (далее - органы пограничной службы), таможенных органов и органов финансовых расследований по вопросу осуществления дознания. Для двух последних установлен четкий перечень преступлений, по которым они вправе его осуществлять. Компетенция же органов пограничной службы расширена. Им предоставлено право осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на них задач.

Дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», обязывают органы внутренних дел организовывать выезд на место происшествия и обеспечивать участие в его осмотре необходимых специалистов [17].

Также стоит отметить, что перечень действий, производство которых допустимо до возбуждения уголовного дела расширен. До возбуждения уголовного дела теперь возможно назначить проверку финансово-хозяйственной деятельности, осмотреть предметы и документы, а также произвести освидетельствование.

Как уже описывалось выше формами предварительного расследования принято именовать два вида уголовно-процессуальной деятельности: дознание и предварительное следствие. Что же такое дознание?

В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК на органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 УПК;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Так как дознание является формой предварительного расследования, оно начинается после возбуждения уголовного дела.

Следует помнить, что»… дознанием при существующей его законодательной регламентации охватываются две разнородные процедуры, объединение которых в одном правовом институте является искусственным». Совершенно верно в этой связи утверждение Г.И. Мачковского, что дознание - это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие решения) [18; с. 56], то есть, согласно Гаврилову Б.Я., дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования; а так называемое дознание в полном объеме - это проведение органом дознания предварительного следствия, с ограничением при этом прав граждан [19; с. 12]. Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именоваться одинаково, и если такое положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать дознанием.

В начале развития науки «советского» уголовного процесса учеными давались уточняющие определения дознания, чтобы всем было ясно, о чем они ведут речь, что понимают под этим термином. В первых работах по уголовному процессу данное слово означало специфическую деятельность органа дознания. С начала тридцатых годов М.С. Строгович, а затем и И.А. Гельфанд стали употреблять указанное понятие в качестве этапа расследования, давая ему соответствующее определение.

М.С. Строгович для «Большой советской энциклопедии», выпущенной в 1931 году, дал следующее определение дознания: «Дознание, первоначальная стадия расследования, предшествующая предварительному следствию, имеющая целью зафиксировать следы преступления и создать базу для принятия неотложных мер к выявлению преступления и преступника [20; с. 112]».

«Этап» - «это промежуток времени, отмеченный каким-либо событием». Поэтому новое понятие дознания принципиально отличалось от общеупотребительного - «старого». Тем не менее, введя новый термин, авторы не отграничили его от ранее употребляемого. Данное обстоятельство привело к тому, что в ряде последующих публикаций значения этих понятий процессуалистами стали смешиваться и взаимоподменяться.

Каждое понятие имеет свое содержание, то есть определенный набор существенных (понятиеобразующих) признаков, отличающих его от других понятий.

Дознание как этап расследования характеризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно, характеризует его.

Дознание - вид деятельности, как производство неотложных следственных действий, осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако его специфика обусловлена не моментом начала и окончания. Между возбуждением и направлением дела по подследственности наряду с процессуальной может производиться оперативно-розыскная, иная деятельность. Поэтому такой признак не может быть признан понятиеобразующим для деятельности, именуемой дознание.

Существенным для рассматриваемого понятия в первую очередь является то, что это: регулируемая уголовно процессуальным законом, преследующая свои цели, деятельность, осуществляемая специальным субъектом - лицом, производящим дознание, (органом дознания); в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения).

Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявляемых к дознанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:

●ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания (некоторые неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и др., а равно связанные с ними процессуальные решения);

●сроки производства;

●правовой статус субъектов, его осуществляющих.

Наличие нескольких, разного значения, понятий дознания приводит часть ученых к ошибке, именуемой в традиционной логике «заменой тезиса в доказательстве». Такая замена может «вызываться субъективной уверенностью в достоверности доказываемого. На деле это нередко приводит к тому, что желаемое выдается за действительное».

Подмену тезиса не трудно установить сравнением понятий. Этап-дознание и дознание-деятельность отличаются друг от друга следующим. Во-первых, этап - это промежуток времени, в течение которого осуществляется деятельность, а не сама деятельность. Во-вторых, этап предварительного расследования - дознание начинается возбуждением уголовного дела и оканчивается направлением последнего следователю. В это время указанные в законе органы и должностные лица осуществляют не только уголовно-процессуальную деятельность, именуемую дознанием, но и оперативно-розыскную, и иную деятельность. Таким образом, дознание как вид уголовно-процессуальной деятельности не только не идентично этапу дознания, но и составляет всего лишь часть осуществляемой в этот промежуток времени деятельности.

Еще одно терминологическое замечание. Под дознанием некоторые авторы подразумевают не только этап расследования или особый вид уголовно-процессуальной деятельности. Дознанием порой называется вся деятельность органов дознания, осуществляемая на этом этапе, более того

к ней иногда относят предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении. Тем не менее, следует различать значение перечисленных понятий.

К настоящему времени институт дознания глубоко исследован и регламентирован уголовно-процессуальным законом. Поэтому при определении понятия дознания следует стремиться к формулированию не своего субъективного мнения, а содержания того понятия, которое использовано законодателем. Для того чтобы отличать одно понятие от другого представляется целесообразным именовать их таким образом:

● промежуток времени между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности - этапом дознания;

● осуществляемую в этот период органами дознания деятельность - деятельностью органов дознания на этапе дознания;

● производство органом дознания неотложных следственных действий и принятие соответствующих им процессуальных решений - дознанием.

Для любого органа дознания задачи осуществляемой деятельности в общем, виде закреплены в ст. 2 УПК и конкретизированы в ст. 37.

Часть авторов в своих определениях понятия дознания ничего не говорят о его задачах. Большинство же дефиниций включало в свое содержание и этот понятиеобразующий признак. Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнообразны. Среди них можно назвать следующие:

а) Обнаружение преступлений.

б) Обнаружение (установление) следов преступления.

в) Обнаружение (установление) лиц, совершивших

преступление; раскрытие преступлений и розыск «виновных».

г) Предупреждение преступлений и ликвидация причин, их порождающих.

д) Пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с предупреждением, но иногда и как самостоятельная задача.

Некоторыми процессуалистами эта задача понимается более узко, лишь как задержание лиц подозреваемых в совершении преступления.

а) «обеспечение успешного хода расследования» или же «ведения по уголовному делу предварительного следствия»;

б) «собирание доказательств», «закрепление следов преступления», «фиксирование первичных доказательств» и другие.

Обнаружение преступлений более свойственно деятельности, осуществляемой органом дознания до возбуждения уголовного дела. Хотя при производстве расследования могут и должны наряду с известными выявляться и неизвестные факты преступлений, оно не свойственно ни дознанию, ни деятельности, осуществляемой на этапе дознания. Тем более нельзя выдвигать подобную задачу применительно к рассматриваемым объектам как один из понятиеобразующих признаков.

Учитывая изложенное, основные понятия института дознания применительно к деятельности органов дознания, неуполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, на этапе дознания могут быть охарактеризованы следующим образом.

Дознание - это проведение органом дознания и лицом, производящим дознание, неотложных следственных действий и принятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений [2; с. 81].

Этап дознания - это первоначальный этап расследования, период времени от возбуждения уголовного дела до направления его следователю, в течение которого органом дознания и лицом, производящим дознание, в пределах своей компетенции осуществляются уголовно-процессуальная и иная деятельность в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Информация о работе Понятие, значение и задачи предварительного расследования