Понятие, значение и задачи предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 04:21, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об определении понятия «предварительное расследование» не относятся к числу дискуссионных в юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами по существу одинаково: «Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства. Их цель - быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением».

Файлы: 1 файл

186434.rtf

— 622.68 Кб (Скачать файл)

Начальник СП уполномочивается на разрешение отвода и самоотвода следователя, а также жалоб на решения и действия следователя (в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела) и нижестоящего начальника СП. В то же время это не исключает право прокурора рассмотреть жалобу на решение и действия следователя, если таковая к нему поступит. При разрешении указанных жалоб для начальника СП, как и для прокурора в настоящее время, будет действовать правило об их рассмотрении в течение десяти суток по получении жалобы.

Нововведения коснулись и порядка продления процессуальных сроков. Полномочия по продлению срока предварительного следствия, рассмотрения заявлений или сообщений о преступлении и ускоренного производства приобрел начальник СП. По уголовным делам, находящимся в производстве у следователей, руководитель следственного отдела района, города, района в городе и приравненных к ним отделов или лицо, исполняющее его обязанности, сможет продлить срок предварительного следствия до трех месяцев, начальник вышестоящего следственного подразделения или его заместитель - до шести, а Председатель Следственного комитета Республики Беларусь или его заместитель - свыше шести месяцев.

Еще одним принципиально новым положением дополнена статья 35 УПК. Речь идет о предоставлении начальнику СП права отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника СП, а также незаконные и необоснованные указания последнего. К тому же в случае реализации этого права начальник СП своим постановлением сможет возобновить предварительное следствие по делу в связи с отменой постановления следователя о его приостановлении или прекращении.

За начальником СП сохраняется право обратиться к прокурору по вопросу отмены таких постановлений, но только если они вынесены следователем и санкционированы прокурором или вынесены органом дознания.

Председатель Следственного комитета Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, приобрел право вынести постановление о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам о тяжких, об особо тяжких и некоторых других преступлениях, находящимся в производстве следователей Следственного комитета Республики Беларусь. В частности, он вправе вынести постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога, не требующее санкционирования прокурором.

Он же будет вправе принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства, депутата любого уровня, судьи, народного заседателя, прокурора, начальника СП и следователя, о признании этих лиц подозреваемыми или о привлечении их в качестве обвиняемых по делам, возбужденным в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления.

Начальникам СП Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности предоставлена возможность принять совместное решение о поручении предварительного следствия по уголовному делу группе подчиненных следователей. В то же время подобное решение вправе будет принять один из указанных руководителей, но по согласованию с другим.

Полномочия следователя

Право следователя возражать против указаний прокурора и начальника СП сохранилось. Однако порядок их обжалования изменен. Изменены и положения, касающиеся исполнения указаний. Вопрос об их исполнении (приостановлении исполнения) будет зависеть от того, кем такие указания даны. При этом сокращено число случаев, когда следователь сможет приостановить исполнение указаний начальника СП.

В частности, если раньше при несогласии с указаниями начальника СП следователь вправе был представить дело прокурору с письменным изложением своих возражений, то со вступлением в силу изменений такие возражения могут представляться только вышестоящему начальнику СП.

По-прежнему следователь сможет представить свои возражения вышестоящему прокурору, но лишь тогда, когда он не будет согласен с указаниями прокурора, которые ему будут даны при возвращении уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования или выполнения других процессуальных действий, указанных в пункте 3 части 1 статьи 264 УПК. К тому же в таких случаях следователь будет вправе приостановить исполнение любого указания прокурора.

Что же касается исполнения указаний начальника СП, то следователь может приостановить их исполнение только в трех случаях (вместо пяти как было ранее): при несогласии с указаниями о (об): привлечении в качестве обвиняемого; квалификации преступления; объеме обвинения. Если же ему поступят указания начальника СП о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, о прекращении по нему производства или иные, в том числе о применении меры пресечения, то их обжалование не приостанавливает их исполнение.

Полномочия следователя дополнены правом на ознакомление с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к рассматриваемому заявлению или сообщению о преступлении.

Осуществляя ускоренное производство, следователь может наложить арест на имущество в соответствии со статьей 132 УПК, что ранее не допускалось.

При взаимодействии с органом дознания по вопросу исполнения поручения следователю предоставлено право согласовать иной срок его исполнения. Общее же правило остается прежним - десять суток.

Предусмотрена возможность прекращения за примирением с обвиняемым производства по уголовным делам частно-публичного обвинения. Такое решение вправе будет принять и следователь. Ему же предоставляется право прекратить производство по уголовному делу в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим и в других случаях, указанных в части 1 статьи 30 УПК. Однако такое решение он сможет принять лишь с согласия прокурора.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, указанных в части 2 статьи 26 УПК.

Производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления.

Все следователи руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно - процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству.

На следователя возложена обязанность принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд.

Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 82 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от производства предварительного расследования. обязаны устраниться от производства предварительного расследования. По этим же основаниям им может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, законными представителями, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

  1. производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
  2. применение мер процессуального принуждения;
  3. привлечение лица в качестве обвиняемого;
  4. допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
  5. ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 УПК, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

Данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, лица, производящего дознание, и только в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Следователь, лицо, производящее дознание, вправе предупредить защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей, свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных и других процессуальных действий, о недопустимости разглашения без их разрешения имеющихся в деле сведений. У этих лиц берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

1) неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного следствия;

4) временного психического расстройства (заболевания) или иного заболевания обвиняемого, препятствующих его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенных врачом, работающим в государственной организации здравоохранения;

5) невозможности производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного следствия;

6) необнаружения безвестно исчезнувшего лица.

До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого, принять все меры по его розыску, а равно по установлению лица, совершившего преступление, либо по обнаружению безвестно исчезнувшего лица.

По любому уголовному делу предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня его возбуждения.

Упрощена процедура установления срока предварительного следствия по делу, возвращенному для производства дополнительно предварительного расследования, а также в связи с отменой постановления о его приостановлении или прекращении. Он по-прежнему будет равен одному месяцу со дня принятия следователем дела к своему производству, однако для установления этого срока не потребуется выносить отдельное постановление.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется контроль со стороны начальника следственного подразделения. Начальник следственного подразделения обязан осуществлять процессуальное руководство расследованием, контроль за законностью и своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.

Начальник следственного подразделения вправе поручать производство предварительного следствия следователю; проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя, проверять уголовные дела; давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер пресечения, а также о применении мер по обеспечению безопасности; передавать уголовное дело от одного следователя другому, из одного следственного подразделения в другое; поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя; разрешать жалобы на решения и действия следователя, нижестоящего начальника следственного подразделения, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания нижестоящего начальника следственного подразделения, помощника начальника следственного подразделения и др.

Информация о работе Понятие, значение и задачи предварительного расследования