Понятие предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголов

Содержание работы

План

Вступительная часть

1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.

2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

Заключительная часть (подведение итогов).

Файлы: 1 файл

21.3.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений  о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления  предварительного следствия по уголовным  делам наделены также руководители следственных подразделений при  органах внутренних дел, органов  ФСБ и госнаркоконтроля. При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.

На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие  задачи:

- быстрое и полное раскрытие  преступлений, изобличение виновных;

- всестороннее, полное и  объективное исследование всех  обстоятельств уголовного дела;

- обнаружение и процессуальное  закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

- обеспечение законности  и обоснованности привлечения  лиц в качестве обвиняемых;

- обеспечение участия  обвиняемого и других участников  процесса в производстве по  уголовному делу;

- установление наличия  или отсутствия ущерба, причиненного  преступлением, определение его  размера, принятие мер к обеспечению  его возмещения;

- выявление причин и  условий, способствовавших совершению  преступлений, и принятие мер  по их устранению.

Структура следственного  аппарата

Основное звено  следственного аппарата прокуратуры  составляют следователи городских  и районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры, который в отношении их обладает также правом поощрения и наложения взыскания. Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.

В прокуратурах республик, краев  и областей имеются следственные управления (отделы), в составе которых-- следователи по особо важным делам, старшие следователи, а также их помощники (ст.15 Закона о прокуратуре). Соответствующие должности следователей имеются в специализированных прокуратурах.

Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры  является Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет  работу по надзору и руководству  следствием, разрабатывает вопросы  организации следственной работы, тактики  и методики расследования преступлений. В следственный аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят старшие следователи по особо важным делам и их помощники (ст. 14 Закона о прокуратуре).

В военных прокуратурах состоят следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо  важным делам. Такие должности имеются как в военных прокуратурах армий, флотилий, соединений, гарнизонов, так и в Главной военной прокуратуре.

В следственном аппарате Федеральной службы безопасности и  госнаркоконтроле имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

В системе расследования  преступлений значительное место занимает следственный аппарат при органах  внутренних дел, следователи которого расследуют основную (по количеству) массу  уголовных дел о преступлениях, ежегодно регистрируемых в России.

Высшим звеном следственного аппарата органов  внутренних дел является Следственный комитет при МВД Российской Федерации, возглавляет который начальник, одновременно являющийся первым заместителем министра. В составе Следственного комитета имеются информационно-аналитическое, организационное и контрольно-методическое управления, а также следственная часть, следователи которой занимаются расследованием уголовных дел о преступлениях особой важности.

Аналогичную структуру имеют  следственные управления (отделы) при  МВД республик, ГУВД, УВД краев  и областей. Примерно две трети  личного состава этих следственных аппаратов приходится на долю организационных  и контрольных подразделений, а  остальную часть составляют следователи  следственных частей. Руководители следственных управлений и отделов одновременно по должности являются заместителями  министров и начальников управлений внутренних дел. В структуре этих следственных аппаратов имеются  следователи, старшие следователи  и следователи по особо важным делам.

Подавляющее большинство  уголовных дел расследуются следователями  при городских, районных органах  внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте. При этих органах имеются группы следователей (если следователей менее 4 человек), следственные отделения или следственные отделы.

Возглавляют эти следственные подразделения начальники, которые  одновременно по должности являются заместителями начальников органов  внутренних дел. В составе следственных подразделений имеются следователи  и старшие следователи. Они назначаются, перемещаются и освобождаются от должности министром внутренних дел республики, начальником управления внутренних дел края, области. Эти  же должностные лица обладают правом поощрения и наказания следователей. Начальники следственных подразделений  при городских, районных органах  внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте, как и руководители этих органов, таких прав по отношению  к следователям не имеют. В надлежащих случаях они возбуждают соответствующие  ходатайства перед руководителями вышестоящих уровней системы  органов внутренних дел.

Таким образом, при производстве предварительного следствия следователи  всех перечисленных выше ведомств руководствуются  нормами УПК, предусматривающими полномочия органов предварительного следствия.

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

Одной из форм предварительного расследования является дознание,производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.

К органам дознания закон (ч.1 ст.40 УПК РФ) относит:

1) органы внутренних дел  Российской Федерации, а также  иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с  федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

2) Главный судебный пристав  Российской Федерации, главный  военный судебный пристав, главный  судебный пристав субъекта Российской  Федерации, их заместители, старший  судебный пристав, старший военный  судебный пристав, а также старшие  судебные приставы Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной  противопожарной службы - по делам  о преступлениях, предусмотренных  ч.2 ст.168, ч.1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ.

в соответствии с  действующим законодательством  органы дознания могут осуществлять два вида процессуальной деятельности: непосредственно само дознание и  производство неотложных следственных действий.

Производство  неотложных следственных действий состоит в производстве следственных действий по немедленному установлению и закреплению следов преступления, которое подследственно следователю (например, осмотр места преступления, производство обысков, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допросы потерпевших, свидетелей, проведение освидетельствования и др.). В этом случае следователь по объективным причинам не может самостоятельно начать процессуальную деятельность по данному факту (например, он на выезде, в командировке и т.д.). О начале производства неотложных следственных действий в обязательном порядке необходимо немедленно уведомить надзирающего прокурора. Тем более, что, в соответствии с УПК РФ, именно прокурор дает свое согласие на возбуждение уголовного дела. Производство неотложных следственных действий закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока либо до его истечения (если неотложные следственные действия произведены за более короткое время или следователь может приступить к расследованию) дело немедленно направляется по подследственности следователю. По такому уголовному делу орган дознания после передачи дела по подследственности может производить определенные следственные и розыскные действия только по поручению следователя (отдельному поручению). В тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания проводит соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по его установлению и о результатах проделанной работы сообщает следователю.

Само же дознание, как одна из форм предварительного расследования, предполагает проведение расследования уголовного дела дознавателем или органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного акта или вынесением постановления о прекращении производства по делу. Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия.

Во-первых, они касаются сроков проведения расследования - на дознание отводится 1 месяц. Во-вторых, по окончании  дознания материалы уголовного дела обязательно предъявляются для  ознакомления только обвиняемому, другие же участники процесса только уведомляются об окончании дознания и о своем  праве ознакомиться с материалами  дела.. В-третьих, обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя, во всех случаях не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:

- рассмотрение и разрешение  заявлений и сообщений о преступлениях;

- дознание;

- производство неотложных  следственных действий;

- производство следственных  и розыскных действий по поручениям  и указаниям следователей;

- оказание помощи следователям  в проведении ими отдельных  следственных действий.

Таким образом, расследование  преступлений (в отличие от органов  предварительного следствия) не является их единственной функцией. И, тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными  полномочиями, действуя в пределах своей компетенции.

Процессуальные  акты органов дознания имеют такую  же юридическую силу и значение, как и акты следователя.

Среди перечисленных органов  дознания в первую очередь следует  выделить органы внутренних дел, которые, как обоснованно отмечено в литературе, можно назвать универсальным  органом дознания, поскольку закон  не ограничивает их компетенцию определенными  категориями уголовных дел, как  это сделано в отношении остальных  органов дознания.

В соответствии с Законом  РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О милиции” милиция в Российской Федерации  подразделяется на криминальную милицию  и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция  подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей субъектов Российской Федерации. Милиция  общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим  органам государственной власти субъектов Федерации и органам  местного самоуправления.

В состав криминальной милиции  входят оперативно-розыскные, научно-технические  и некоторые иные подразделения, которые необходимы для выполнения стоящих перед ней задач и  для оказания помощи милиции общественной безопасности. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основными задачами криминальной милиции являются:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство  предварительного следствия обязательно,  т. е. наиболее опасных преступлений;

-организация и осуществление  розыска лиц, скрывающихся от  органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от исполнения  уголовного наказания, без вести  пропавших и иных лиц в случаях,  предусмотренных законодательством.

Для милиции общественной безопасности основными задачами являются:

-обеспечение безопасности  личности, общественной безопасности;

-охрана собственности,  общественного порядка;

-выявление, предупреждение  и пересечение преступлений и  административных правонарушений;

раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

-розыск отдельных категорий  лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

Милиция обязана принимать  любые заявления и сообщения  о преступлениях и разрешать  их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция, как универсальный  орган дознания, в соответствии ст. 12 ст. 11 Закона “О милиции” вправе задерживать  военнослужащих, подозреваемых в  совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным  комиссарам.

В то же время милиция  не должна подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится  решение вопроса о возбуждении  уголовного дела и производство дознания по первичному материалу о преступлении.

Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции  общественной безопасности, а также  территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручениям следователей подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым инспекторам милиции, инспекторам  ГИБДД и др.), т. е. они как бы делегируют свои полномочия в части  проведения дознания перечисленным  выше сотрудникам.

Информация о работе Понятие предварительного расследования