Понятие предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголов

Содержание работы

План

Вступительная часть

1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.

2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

Заключительная часть (подведение итогов).

Файлы: 1 файл

21.3.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

План

 

Вступительная часть

 

1. Понятие предварительного  расследования. Формы предварительного  расследования.

 

2. Органы предварительного  следствия: их организация, задачи  и полномочия.

 

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

 

Заключительная  часть (подведение итогов).

 
   

Введение.

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом  представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие  и пресечение преступлений путем  установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения  и привлечения виновных к уголовной  ответственности. Закон также обязывает  данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать  меры, направленные на предупреждение преступлений.

Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит  приговор по уголовному делу.

В ходе лекции мы рассмотрим формы предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное  следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя.

Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.

Перед тем как приступить к рассмотрению понятия предварительного расследования, необходимо осветить исторический очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России

До 1860 г. расследование  преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем.

Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.

Одновременно  с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции  о производстве дознания по делам  о преступлениях и проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись взаимоотношения следователя с  полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного  следователя была приравнена к должности  члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению  губернатора и с согласия губернского  прокурора. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью  их положения, поскольку, хотя формально  они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей  степени зависели от губернаторов.

20 ноября 1864 г.  был принят Устав уголовного  судопроизводства, который установил,  что предварительное следствие  о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится  судебными следователями при  содействии полиции. При отсутствии  следователя Устав обязывал полицию  проводить дознание и затем  передавать собранные материалы  судебному следователю.

В 1867 г. были учреждены  должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

Декретом о  суде № 1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры были упразднены, производство предварительного следствия возлагалось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов.

Положением о  народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось  на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью.

20 декабря 1917 г. была  создана Всероссийская чрезвычайная  комиссия (ВЧК), на которую возлагалось,  кроме других обязанностей, расследование  уголовных дел о государственных  преступлениях. В октябре 1920 г.  ВЦИК принял Положение о суде  РСФСР, которым были введены  должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами  Советов и состоящих при советах  народных судей. Одновременно  учреждались должности следователей  по важнейшим делам, которые  состояли при губернских отделах  юстиции и при Наркомате юстиции  РСФСР.

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и  союзных республик установили, что “органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик”; вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы не затрагивали.

Дальнейшее развитие организации  предварительного следствия по делам  об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган - государственную прокуратуру - и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала в последствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов.

В сентябре 1928 г. были внесены  изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми, следователи из подчинения судам  передавались в ведение прокуроров. Однако это переподчинение было номинальным, поскольку подконтрольность следователей. Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена  прокуратура как самостоятельный  орган. В 1936 г. следственный аппарат  был выделен из системы юстиции  и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг. наблюдается  существенное расширение подследственное  и полномочий органов дознания, в  частности милиции, которая и  производила дознание по основной массе  обще-уголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был образован следственный аппарат, входивший в структуру  Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом дознания.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми и принятыми затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функционировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступлениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения  и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование организационных  вопросов расследования (регламентирование  полномочий начальника следственного  отдела - в 1965г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД); более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве (введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с 1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в 1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел.

Определенные изменения  в структуре органов расследования  произошли в 90-е гг. В частности, в 1993г. функции органов дознания получили учрежденные федеральные  органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 2003г. следственный аппарат был  создан в ФСН и воссоздан в 1995г. в Федеральной службе безопасности.

Но необходимо помнить, что  в настоящее время налоговая  полиция реорганизована и создан государственный комитет по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, который может осуществлять предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом, в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах. Существенные меры по совершенствованию предварительного следствия в системе МВД РФ были предприняты с изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422.

Расследование в российском уголовном процессе традиционно  принято именовать «предварительным», поскольку окончательное решение  о виновности лица принимает суд (ч.2 ст.8 УПК РФ). В литературе высказывается и иное мнение. Так, предлагается именовать данную деятельность собственно расследованием, так как согласно действующему законодательству, это - не просто репетиция или «дубль» судебной деятельности, а в известной мере самостоятельный элемент системы уголовного процесса.

Расследование называется предварительным и по той причине, это оно приводит к предварительным  выводам и предшествует разбирательству  в суде уголовных дел. Деятельность органов предварительного расследования состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если ими собраны доказательства виновности лица, то следователь, изложив свои выводы в обвинительном заключении, а дознаватель в обвинительном акте, направляют материалы уголовного дела через прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица в совершении преступ-ления и назначает меру наказания.

Суд, рассматривая дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное исследование доказательств - судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от этого своего важного значения в уголовном процессе. Предварительное расследование должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.

Нельзя забывать, что в  ходе предварительного расследования  уголовное дело может быть разрешено  по существу, принятием решения о  прекращении уголовного дела.

Информация о работе Понятие предварительного расследования