Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся стадии предварительного расследования, направленное на выявление возникающих в теории и практике проблем и разработок предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства предварительного расследования.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
Глава 2. Предварительное следствие: понятие и сущность.
Глава 3. Дознание как форма расследования уголовных дел.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и прокурором.

Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу ст. 225 УПК РФ.

Обвинительный акт - это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Теперь дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УПК РФ), В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).

Отметим что, в ч. 1 ст. 40 УПК РФ законодатель дал перечень тех государственных органов и должностных лиц, которые обладают статусом органа дознания как участника уголовного судопроизводства. На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Необходимо сказать, что на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется и оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний России.

Рассмотрим такие понятия как "орган дознания" и "начальник органа дознания". В науке уголовного процесса среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно соотношения понятий "орган дознания" и "начальник органа дознания" как участников уголовного судопроизводства. Некоторые авторы полагают, что между этими понятиями следует видеть различие.

Свою позицию они аргументируют тем обстоятельством, что законодатель в соответствующих нормах уголовно-процессуального закона делегирует процессуальные полномочия то "органу дознания", то "начальнику органа дознания", тем самым, различая указанных субъектов.22

Другая часть ученых-процессуалистов рассматривает эти понятия как тождественные. Так, А.А. Чувилев писал: "Уголовно-процессуальный закон (ст. 117 УПК РСФСР) при определении круга органов дознания в одних случаях относит к ним руководителей определенных учреждений, в других -государственные органы без указания, какие их должностные лица правомочны вести расследование. Независимо от этих особенностей наименования на практике орган дознания как орган расследования конкретного уголовного дела представляет собой формирование, систему. В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве имеется ряд проблем, которые затрудняют функционирование структур уголовно-исполнительной системы в качестве органов дознания. Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых и решений. Делая вывод, необходимо отметить, что в современных условиях дознание как форма расследования призвано освободить предварительное следствие от расследования очевидных, не представляющих большой общественной опасности преступлений, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними. Таким образом, в ходе рассмотрения данного вопроса мы раскрыли основные моменты, касающиеся дознания: определили за какие преступления производится дознание, сроки дознания, указали точки зрения различных авторов по разграничению понятий "орган дознания" и "начальник органа дознания", окончание дознания и составление обвинительного акта.

 

 

Заключение.

 

По рассмотренной мною теме "Общие условия предварительного расследования" можно сделать следующие выводы:

Предварительное расследование это стадия уголовного процесса, урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по устранению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.

Выделяются следующие виды предварительного расследования - это предварительное следствие и дознание.

Общими условиями предварительного расследования являются: подследственность и место предварительного следствия; предпосылки для начала расследования; сроки расследования; процессуальная самостоятельность следователя; обязанность удовлетворения ходатайство, имеющих назначений по делу; недопустимость разглашения данных предварительного следствия; соединение и выделение уголовных дел; использование научно-технических средств и специалистов; принятие мер выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и другие

Данная тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день. Совершенствование УПК РФ подает надежду на внимательное рассмотрение законодателем предложений, направленных на совершенствование форм расследования преступлений и отношения к ПС и дознанию, как один из важнейших институтов уголовного процесса современной России.

Можно выделить следующие основные положения, касающиеся предварительного расследования:

1. Предварительное  расследование традиционно остается  одной из главных составляющих  уголовного процесса.

Независимо от формы ПР является стадией уголовного процесса, которая предназначена для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия и дознания.

2. Важнейшей  формой предварительного расследования  является предварительное следствие. Предварительное следствие производится  по всем уголовным делам, за  исключением дел о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, а также уголовных дел об  иных преступлениях небольшой  и средней тяжести - по письменному  указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). При определенных обстоятельствах  и юридических требованиях проведение  предварительного следствия обязательно. В качестве условий обязательности  предварительного следствия можно  назвать подследственность и  указания прокурора.

3. Дознание  является формой предварительного  расследования преступлений, осуществляемого  дознавателем (следователем) по уголовному  делу, по которому производство  предварительного следствия не  обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Теперь  дознание функционирует только  как одна из форм предварительного  расследования по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК  РФ, возбуждаемым в отношении  конкретных лиц, совершивших преступления  небольшой или средней тяжести (ст. 15 УПК РФ). В сравнении с  предварительным следствием дознание  можно рассматривать как упрощенную  и укороченную по срокам форму  расследования, предусматривающую  специальные правила производства  по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).

расследование дознание следствие преступление

 

Список использованных источников.

 

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс  РФ от 22 ноября 2001 года. (с изм. И доп. От 15.02.2014)

3. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной  деятельности". Ст. 13.

4. Федеральный закон РФ " О  внесении изменений и дополнений  в УПК РФ" от 29. 05. 2002.

5. Положение об органах предварительного  следствия в системе Министерства  внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента  РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 "О  мерах по совершенствованию организации  предварительного следствия в  системе Министерства внутренних  дел Российской Федерации" (с  изменениями и дополнениями, внесенными  Указом Президента Российской  Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1937).

6. А. Бабенко, В. Яблоков. Судебный контроль  за предварительным расследование  необходимо расширить. // Российская  юстиция. 2000. № 6. С. 43.

7. В. М. Быков. Основания приостановления  предварительного следствия по  УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.

8. О. Л. Васильев. Процессуальные функции  следователей, органов дознания  и дознавателей на стадии предварительного  расследования // Вестник Московского  университета. Сер. И. Право. 2003. № 1.С. 72.

9. О. Л. Васильв. Цели и задачи  предварительного расследования  и его форм. // Сер. 11. Право 2002. № 3. С. 21.

10. В. А. Егоров. Информационные технологии  предварительного расследования  преступлений. // Российский следователь. 2006. № 6. С. 25.

11. С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.

12. В. Назаренко. Когда предварительное  следствие обязательно. // Законность. 2006. № 2. С. 42.

13. В. Назаренко. Практическое значение  и перспектива предварительного  следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.

14. В. Назаренко. Предварительное расследование  в современном уголовном процессе. // Законность. 2002. № 8. С. 7.

15. С. Некрасов. Исчисление сроков  предварительного следствия и  содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. С. 29.

16. В. Назаренко. Практическое значение  и перспектива предварительного  следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.

 

 

 

 

 

 

 

1 О. Л. Васильев. Цели и задачи предварительного расследования и его форм. // Сер. 11. Право 2002. № 3. С. 21.

2 С. В. Познышев. / Уголовный процесс. М., 1913. С. 182.

3 В. Назаренко. Когда предварительное следствие обязательно. // Законность. 2006. № 2. С. 42.

4 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.

5 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.

6 В. Назаренко. Предварительное расследование в современном уголовном процессе. // Законность. 2002. № 8. С. 7.

7 О. Л. Васильев. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателей на стадии предварительного расследования // Вестник Московского университета. Сер. И. Право. 2003. № 1.С. 72.

8 В. М. Быков. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.

9 Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1937).

10 С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.

11 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.

12 А. Бабенко, В. Яблоков. Судебный контроль за предварительным расследование необходимо расширить. // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 43.

13 В. А. Егоров. Информационные технологии предварительного расследования преступлений. // Российский следователь. 2006. № 6. С. 25.

14 С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.

15 С. Некрасов. Исчисление сроков предварительного следствия и содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. С. 29.


Информация о работе Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования