Особенности производства у мирового судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Идея изменения приоритетов в социальных ценностях в пользу конкретного человека, а не государства получила поддержку и дальнейшее развитие, после того как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

Содержание работы

Введение
Понятие института мировых судей
Производство мирового судьи
Возбуждение уголовного дела частного обвинения
Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения
Полномочия мирового судьи по уголовному делу с обвинительным актом
Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании
Приговор мирового судьи
Обжалование приговора и постановления мирового судьи
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая упк.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

  1. Понятие института мировых судей
  2. Производство мирового судьи
    1. Возбуждение уголовного дела частного обвинения
    2. Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения
    3. Полномочия мирового судьи по уголовному делу с обвинительным актом
    4. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании
    5. Приговор мирового судьи
    6. Обжалование приговора и постановления мирового судьи

Заключение

Использованная  литература

Введение

Происшедшие за последние  годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни  страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов  в социальных ценностях, совершенствование  законодательства.

Идея изменения  приоритетов в социальных ценностях  в пользу конкретного человека, а  не государства получила поддержку  и дальнейшее развитие, после того как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: "Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

Особая роль в  обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти.

Значительное влияние  на определение направлений реформирования судоустройства и судопроизводства в России оказали обострившиеся  противоречия при осуществлении  судопроизводства. Вследствие предоставления гражданам практически неограниченного  доступа к правосудию и реальной невозможности государства в  должной мере обеспечить этот процесс  проблема нарушения сроков рассмотрения дел районными судами в конце  ХХ в. приобрела невиданные размеры.

В результате доступность  судебной защиты для широких слоев  населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу. Требовалось принятие срочных мер  в целях освобождения федеральных  судей от рассмотрения значительного  количества обращений в суд.

Возобладали тенденции  углубления специализации судей  и разделения компетенции между  судами различных звеньев. Судебные органы внутри системы общих судов  должны были различаться не только предметной компетенцией, но и объемом  судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным элементам  системы.

Ведь судебное разбирательство  должно быть справедливым, гласным, без  неоправданной задержки.

По мнению разработчиков  основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли  вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.

Поэтому изучение темы: « Производство у мирового судьи» мне кажется очень интересным. Собираюсь использовать нормативные  акты РФ, которые регулируют деятельность мировых судей, постановления правительства  о производстве у мировых судей, учебники, монографии и несколько  журнальных статей для более полного  исследования этой темы. Надеюсь у  меня это получиться.

Глава 1. Понятие института мировых судей

Изучив множество  учебников и монографий, прихожу  к выводу, что институт мировых  судей получил свое развитие в  четырех этапах. Последний, из которых  длится до сих пор.

1 этап - характеризуется  учреждением и деятельностью  аналогов классической модели  мировой юстиции, обсуждением  проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.).

2 этап - это учреждение  и деятельность института мировых  посредников, также по классическому  образцу, но со специальными  функциями, связанными с переходным  периодом в освобождении крестьянства (1861 - 1874 гг.), причем последние 10 лет  - параллельно с мировыми судьями.

3 этап представляет  собой учреждение и деятельность  института мировых судей (1864 - 1917 гг.), в эволюции которых также  можно выделить два периода: 1) период становления (1864 - 1881 гг.) и  2) период ревизии Судебных уставов  (1881 - 1917 гг.) .

4 этап, начался в  1998 г. принятием Закона "О мировых  судьях в Российской Федерации"  и продолжается до сих пор.  Этот этап характеризуется созданием  мирового судьи, признаваемого  судьей субъекта Федерации, но  одновременно включенного в единую  судебную систему Российской  Федерации. Его основными задачами  являются обеспечение, охрана  и защита прав, свобод и интересов  физических и юридических лиц  по делам и спорам, не представляющим  большой общественной опасности.  Возрождение института мирового  судьи в России обусловлено  тем, что население страны нуждалось  в суде скором, правом, справедливом».1

Историческая обусловленность  возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших  в обществе проблем при осуществлении  правосудия. Отдельные ученые считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие  основные цели:

1) облегчить доступ  населения к правосудию;

2) воплотить идеи  судебного федерализма;

3) разгрузить районное  звено судебной системы;

4) повысить оперативность  судопроизводства.

Для достижения указанных  целей и повышения эффективности  судопроизводства в новом законодательстве нашли свое отражение конкретные предложения по усовершенствованию процедуры уголовного, гражданского и административного процесса. При  их реализации учитывались те основные тенденции, которые наметились за последние  годы в законотворчестве. Были приняты  новые УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ.

В действующем законодательстве сформулировано определение термина "мировой судья": мировые судьи  в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов  РФ и входят в единую отечественную  судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными  для всех без исключения федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.2

Согласно словарю  юридических терминов: « мировой  судья – физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу  мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое  избирается или назначается центральными или местными органами государственной  власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между  спорящими сторонами.

Проведя небольшое  исследование российского законодательства, могу предположить, что доминирующими  признаками мирового судьи являются:

1. Мировой судья  является носителем судебной  власти.

Мировой судья независим  и подчиняется только Конституции  РФ и закону. Устанавливаются гарантии его независимости.

2. Мировой судья  - судья общей юрисдикции, т.е.  относится к судьям, которые рассматривают  и разрешают дела в порядке  гражданского, уголовного и административного  судопроизводства. Он является частью  судебной системы, судьей общей  юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

3. Мировые судьи  одновременно признаются судьями  субъектов Федерации и судами  субъектов Федерации.

4. Мировые судьи  провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской  Федерации.

«Мировым судьям свойственны общие для всех судов  российской судебной системы сходные  черты:

а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность  и т. д);

б) наличие общих  принципов (независимость судей, гласность  процесса, равноправие и состязательность сторон и др.);

в) единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции - осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения  в порядке вновь открывшихся  обстоятельств);

г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков  у мирового судьи существенно  затрудняло бы отнесение его к  единой судебной системе».3

5. Мировой судья  является должностным лицом, наделенным  полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности  на профессиональной основе, обладающим  специальным статусом.

Мировому судье  подсудны по первой инстанции (ст. 31 УПК  РФ) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет  лишения свободы, за исключением  уголовных дел о преступлениях, перечень которых определен законом (таких составов преступлений насчитывается 106). Все свои решения по уголовным  делам, затрагивающие вопросы факта  или вопросы права, мировой судья  принимает самостоятельно.

Мировой судья свои полномочия осуществляет только единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и  упраздняются законами субъектов Федерации.

Судебные участки  мировых судей располагаются  на территории районного суда (из расчета  численности населения на одном  участке от 15 до 30 тыс. человек), что  приближает суд к населению и  обеспечивает доступ к правосудию. Создание института мировых судей  должно уменьшить нагрузку районных судов за счет передачи категории  дел мировым судьям.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых  судей определяют сами субъекты РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный  законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет.

Финансирование  и материально-техническое обеспечение  деятельности мировых судей распределено между федеральным и местным  бюджетами.

Так, финансирование расходов на заработную плату мировых  судей и социальные выплаты, предусмотренные  для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета  через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Материально-техническое  обеспечение деятельности мировых  судей (здание, освещение, отопление, транспорт, почтовые расходы и др.), расходы  на заработную плату и социальные выплаты работникам аппарата суда осуществляются органами юстиции либо органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом  этого субъекта. Число мировых  судей и соответствующее ему  число судебных участков определяются федеральным законом.

Глава 2. Производство мирового судьи

1. Мировой судья  рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела  о преступлениях, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы;

2) дела о выдаче  судебного приказа;

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе  между супругами совместно нажитого  имущества;

5) иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений,  за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров  оплаты труда, установленных законом  на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие  из трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении  порядка пользования земельными  участками, строениями и другим  недвижимым имуществом;

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях.

2. Мировой судья  рассматривает дела по вновь  открывшимся обстоятельствам в  отношении решений, принятых им  в первой инстанции и вступивших  в силу.

3. Мировой судья  единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции  федеральным законом.4

2.1 Возбуждение  уголовного дела частного обвинения

Уголовные дела о  преступлениях в порядке частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его  законным представителем.

К категории уголовных  дел частного обвинения согласно ч.2 ст. 20 УПК РФ относятся дела о  преступлениях, предусмотренных ст. 115 « Умышленное причинение легкого  вреда здоровью», ст.116 « Побои», ч.1 ст. 129 « Клевета» и ст. 130 « оскорбление» УК РФ. Как правило, эти уголовные  дела возбуждаются путем подачи потерпевшим  или его законным представителем заявления мировому судье.

Информация о работе Особенности производства у мирового судьи