Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в попытке на основе анализа существующих нормативных и доктринальных источников изучить терроризм как явление 21 века.
Задачи :
- раскрыть понятие терроризма;
- провести анализ состава данного преступления;
- рассмотреть основные подходы к противодействию терроризму на международном и национальном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА …………………..………………………………………....……...4
1.1.Терроризм: проблема определения………………………………………..4
1.2. Анализ состава…………..…………………………………………….8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ………………………………………….………14
2.1. Международные стандарты в сфере борьбы с терроризмом: вклад ООН………...……………………………………………………………………14
2.2.Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь…………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………......…29
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………….……………..32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Опасность причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий- это создание реальной угрозы полного уничтожения имущества (повреждения в такой степени, когда его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно) либо причинения материальным ценностям восстановимого ущерба (повреждения) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Опасность причинения иных тяжких последствий – это создание реальной угрозы длительного нарушения работы предприятий, транспорта, связи, дезорганизации работы органов власти и управления, причинения масштабного вреда природной среде и т.п.

Совершение взрыва, поджога или иных действий при обстоятельствах, заведомо не способных повлечь значимые последствия, не образует признаков анализируемого преступления. Если, например, маломощный взрыв был рассчитан лишь на запугивание населения, то возможна ответственность по статье 290 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Терроризм признается юридически оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных действий обще опасного характера, направленных на причинение указанных последствий независимо от того, наступили реально эти последствия или нет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.  Прямой умысел представляет собой желание наступления общественно опасных последствий. Виновный сознает, что совершает деяние общеопасного характера, которое направлено на причинение смерти или телесных повреждений людям, уничтожение или повреждение соответствующих материальных объектов, причинение иных тяжких последствий, и желает совершить такие действия.

Мотивами терроризма могут выступать корысть, месть, религиозный фанатизм.

Обязательным признаком субъективной стороны терроризма являются специальные цели:

- дестабилизация общественного  порядка;

- устрашение населения;

- оказание воздействия  на принятие решений государственными  органами;

- воспрепятствование политической или иной общественной деятельности.

Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Совершение деяний, названных в ст. 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет при соответствующих условиях влечет ответственность по статьям, перечисленным в ч. 2 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Терроризм карается по ч.2 ст. 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь в трех случаях:

- совершенный группой лиц по предварительному сговору;

- повлекший причинение  ущерба в особо крупном размере;

- повлекший иные тяжкие  последствия.

Если последствия терроризма выразились в причинении крупного размера – содеянное охватывается ч.1 ст. 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Убийство, совершенное вследствие акта терроризма, не требует дополнительной квалификации по ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Смертная казнь по ч.3 ст.289 Уголовного кодекса Республики Беларусь может быть назначена лишь в случае наступления смерти хотя бы одного человека. Если по обстоятельствам, независящим от воли виновного, смерть не наступила, смертная казнь не может быть назначена. Это вытекает из смысла ст.59 и ч.2 ст.67 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Терроризм, совершенный организованной группой, т.е. ели преступление совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

Терроризм следует отличать:

- от международного терроризма (ст.126 Уголовного кодекса Республики Беларусь), т.е. от организации совершения либо совершения на территории иностранного государства взрыва, поджога или иных действий, направленных на уничтожение людей или причинения телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества с целью провокации международных осложнений, войны или дестабилизации внутреннего положения иностранного государства, либо убийства или причинения телесных повреждении государственным или общественным деятелям иностранного государства, либо причинения вреда их имуществу с той же целью;

- от диверсии (ст.360 Уголовного кодекса Республики Беларусь), т.е. от совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества, в целях нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь;

- от иных преступлений, связанных с убийством, умышленным  причинением телесных повреждений, умышленным уничтожением или  повреждением имущества, умышленным  приведением в негодность транспортного  средства или путей сообщения.

Отличие указанных преступлений от терроризма в том, что при их совершении у виновного отсутствуют цели устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности.

Правила, изложенные в примечании к ст.289 Уголовного кодекса Республики Беларусь, призваны  стимулировать виновных в приготовлении акта терроризма к предотвращению преступления.

Для освобождения от уголовной ответственности достаточно одного из двух поступков:

- своевременного предупреждения  государственных органов;

- предотвращения акта  терроризма иным образом.

Очевидно, что сообщение должно быть адресовано органом власти, способным принять меры по пресечению терроризма. Время сообщения должно оставлять возможность для применения таких мер.

Освобождение от уголовной ответственности по основаниям, указанным в примечании к ст.289 Уголовного кодекса Республики Беларусь, применяется в случаях, когда отсутствуют признаки добровольного отказа от преступления. При наличии добровольного отказа лицо вообще не подлежит уголовной ответственности  в соответствии со ст.15 Уголовного кодекса Республики Беларусь.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ  НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ.

 

2.1. Международные стандарты в сфере   борьбы с терроризмом: вклад ООН

Разработка международных стандартов является одним из важнейших направлений межгосударственного сотрудничества в борьбе как с преступностью в целом, так и с терроризмом в частности. При этом под международными стандартами традиционно понимается свод определенных правил, как обязательных, так и рекомендательных, регламентирующих взаимоотношения государств в той или иной области.

      Центральное место в сфере  борьбы с терроризмом, вне всяких сомнений, принадлежит ООН. Разработанные и принятые в рамках данной организации международные стандарты в рассматриваемой области можно условно разделить на две большие группы. В первую группу входят стандарты договорного происхождения, имеющие обязательный характер и получившие закрепление в ряде универсальных международных соглашений. Стандарты, относящиеся ко второй группе, носят преимущественно рекомендательный характер и содержатся в иных, нежели международные договоры, документах, принятых в рамках ООН. В подавляющем большинстве случаев это резолюции главных органов данной организации, прежде всего, Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

    Начиная  с 1960-х гг. и по настоящее время под эгидой ООН и ее специализированных учреждений были разработаны, приняты и вступили в силу 13 универсальных международных договоров (11 конвенций и 2 протокола) антитеррористической направленности, предусматривающих возможность участия в них любого государства — члена ООН. Перечислим некоторые из них: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997г. (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 2001г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999г. (вступила в силу для Республики Беларусь 6 октября 2004г.); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005г. (вступила в силу для Республики Беларусь 7 июля 2007г.).

Следует особо отметить, что Республика Беларусь является участником всех 13 существующих международных соглашений по вопросам противодействия терроризму, принятых под эгидой ООН. Наряду с этим наша страна проводит конструктивное взаимодействие с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности и другими органами системы ООН (Целевая группа по осуществлению контртеррористических мероприятий, Комитет 1540, Комитет по санкциям против «Аль-Каиды» и движения «Талибан», Управление ООН по наркотикам и преступности и др.), осуществляющими контроль за выполнением государствами - членами ООН обязательств по резолюциям, принятым в рамках данной организации и предусматривающим меры борьбы с терроризмом [7]. Наконец, совсем недавно наша страна была избрана в состав Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию на период 2010-2012 годов.

Кроме того, как уже было отмечено выше, государства — члены ООН с 2000г. обсуждают проект всеобъемлющей конвенции о международном терроризме [17, с. 123; 13], которая в случае ее принятия и вступления в силу дополнит существующую базу универсальных международных контртеррористических  документов.

Среди стандартов ООН в области борьбы с терроризмом внедоговорного происхождения особо следует выделить ряд актов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН. В их числе Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, Итоговый документ Всемирного саммита 2005г., а также Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций [13].

Вышеуказанные стандарты внедоговорного происхождения имеют рекомендательный характер для государств, что нисколько не снижает их авторитета и значения. В большинстве случаев это стандарты весьма высокого уровня, в силу чего далеко не все государства готовы сразу воспринять их целиком и тем более реализовать па практике. Важная роль данной категории международных стандартов состоит в том, что они способствуют унификации подходов государств в борьбе с преступностью, делают эту борьбу системной, скоординированной в универсальном масштабе, упрощают для государств разработку международных соглашений в области противодействия преступности, содействуют активизации межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой сфере.

Декларация 1994г. обратила особое внимание на необходимость дальнейшего укрепления межгосударственного сотрудничества для принятия и утверждения практических и эффективных мер по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма (преамбула), воздержания государств от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничества им или участия в них (п. 4), выполнения государствами своих обязательств по Уставу ООН и другим положениям международного права в отношении борьбы с международным терроризмом (п. 5), принятия государствами эффективных и решительных мер по претворению в жизнь существующих международных конвенции, участниками которых они являются, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями (п. 5е) [13].

В дополнение к отмеченному выше и Декларации 1996г. было указано, что государствам, прежде чем предоставлять статус беженца, следует принимать надлежащие меры в целях установления того, что ищущее убежища лицо не участвовало в совершении террористических актов, а после предоставления статуса беженца — в целях обеспечения того, чтобы этот статус не использовался в целях подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан (п. 3) [13].

В Итоговом документе 2005г. государства — члены ООН решительно осудили терроризм как одну из самых серьезных угроз международному миру И безопасности, обратили внимание на необходимость приложить все возможные усилия для скорейшего согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. При этом особо была подчеркнута обязанность государств, во-первых, обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности международным стандартам в области прав человека, праву беженцев и международному гуманитарному праву, и, во-вторых, оказывать помощь жертвам терроризма и обеспечивать поддержку им и их семьям в связи с потерей близких и причиненными страданиями [13].

В Глобальной контртеррористической стратегии, принятой и введенной в действие в сентябре 2006г., государства — члены ООН подчеркнули важность существования международных контртеррористических инструментов, призвали принять в них участие те государства, которые этого еще не сделали, а также должным образом выполнять содержащиеся в них условия. Принято считать, что с принятием данного документа впервые в истории подавляющее число стран мира согласовали общий стратегический и оперативный подход к борьбе с терроризмом. По сути стратегия с учетом прилагаемого к ней Плана действий представляет собой уникальный инструмент для активизации усилий по борьбе с терроризмом на всех уровнях: национальном, региональном, универсальном .

В основе рассматриваемого документа лежит последовательное, однозначное и решительное осуждение государствами — членами ООН терроризма во всех его формах и проявлениях. Кроме того, в нем предусматриваются конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, и укрепление индивидуального и коллективного потенциала государств и самой ООН в предотвращении терроризма и борьбе с ним с учетом обеспечения при этом защиты прав человека и поддержания законности [13].

Другой главный орган ООН — Совет Безопасности — целенаправленно и активно занимается проблемой терроризма с начала 1990-х гг. В его деятельности по пресечению и предупреждению терроризма выделяют несколько основных направлений:

Информация о работе Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь