Надзор за исполнением законодательства судебными приставами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат

Описание работы

Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.

Содержание работы

1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

Файлы: 1 файл

Реферат прокурорский надзор Надзор за исполнением закона судебными приставами.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

Проверки проводятся с  учетом указания Генерального прокурора  РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов при осуществлении полномочий судебными приставами», согласно которому обязанности по надзору за законностью  в деятельности судебных приставов  распределяются между следующими подразделениями:

а) Управлением по надзору  за исполнением законов и законностью  правовых актов и соответствующими структурными подразделениями органов  прокуратуры в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при  возбуждении исполнительного производства и исполнении судебных решений службой  судебных приставов);

б) Управлением по надзору  за законностью постановлений судов  по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов  прокуратуры в субъектах Федерации (законность постановлений судов  общей юрисдикции по вопросам исполнительного  производства);

в) Управлением по обеспечению  участия прокуроров в арбитражном  процессе и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры  в субъектах Федерации (законность судебных актов арбитражных судов, вынесенных по вопросам исполнительного  производства);

г) Главным следственным управлением и соответствующими структурными подразделениями органов  прокуратуры в субъектах Федерации (рассмотрение заявлений и сообщений  о совершенных или подготавливаемых судебными приставами преступлениях  при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких  преступлений).

Исходя из указанного распределения  обязанностей, проверку следует проводить  комплексно.

В процессе надзора за исполнением  законов судебными приставами при  осуществлении своих функций  прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Обязанности и права судебных приставов определены ст. 11 – 19 Федерального закона «О судебных приставах»: соблюдение судебными приставами прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13); обязательность требований судебного  пристава (ст. 14); соблюдение условий  и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 15 – 18) и др.

В процессе проверки прокурор выясняет:

– было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный  законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;

– выполняются ли судебными  приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;

– соблюден ли порядок обращения  взыскания на имущество должника;

– имеют ли место нарушения  в части наложения ареста или  обращения взыскания на вновь  поступающие на счет должника денежные средства;

– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество  должника и о его реализации;

– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

– допускаются ли нарушения  в части привлечения виновных граждан и должностных лиц  к ответственности за невыполнение их законных требований;

– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных  лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного  пристава-исполнителя.

В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также  на исполнительное производство, в  рамках которого немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом  «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность  удовлетворения требований взыскателей.

При этом необходимо учитывать, что в случае неисполнения должником  исполнительного документа о  восстановлении на работе незаконно  уволенного или переведенного работника  судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении  в порядке, предусмотренном гражданским  процессуальным законодательством  РФ, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного  производства проводится прокурором по специальному плану.

На данной стадии работники  прокуратуры не только проверяют  соблюдение трехдневного срока с  момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его к предъявлению исполнительного документа к  исполнению.

При отказе взыскания или  непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.

Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в  случаях: когда неисполнение решения  может нанести ущерб интересам  групп людей; когда в действиях  взыскателя или должника усматриваются  признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».

Выявление подобных нарушений  представляет особую сложность, поэтому  необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан  и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов  и иной информации, в которой могут  содержаться нужные сведения. 

   продолжение 
--PAGE_BREAK--

Прокурор должен уделять  особое внимание тем случаям, когда  вынесенное решение не было исполнено  добровольно и не было передано для  принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и  тогда, когда отказ от взыскания  был утвержден судом, как и  в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Выяснение вышеуказанных  обстоятельств затрудняется тем, что  отсутствует такой орган, в котором  были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся  в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому  задачей органов прокуратуры  становится обобщение указанных  сведений с целью выявления нарушений.

Кроме того, прокурор проверяет  соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного  документа. При этом надлежит выяснить, устанавливается ли срок для добровольного  исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, направляются ли копии соответствующих  постановлений заинтересованным сторонам. Необходимо проверить: обоснованно  ли возвращены исполнительные документы (часто возвращают по надуманным основаниям); своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника; каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества; соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя  по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа  и порядка их исполнения, порядка  приостановления, прекращения и  окончания исполнительного производства.

Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество  должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его  оценки (привлекаются к этому специалисты  или нет), а также реализации; как  распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться  в федеральный бюджет).

Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного  производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и  составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.

Прокурором в службах  судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется  адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.

Надзор за рассмотрением  и разрешением судами вопросов, связанных  с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.

В соответствии с указанием  Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие прокурора при рассмотрении дел данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым принять участие в судебном заседании при рассмотрении вопросов исполнительного производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о кассационном, надзорном обжаловании судебных актов по вопросам исполнительного производства), ему необходимо знать следующие правовые установки.

1. В связи с принятием  новых законодательных актов  и передачей ряда вопросов  в ведение арбитражного суда  нужно четко дифференцировать  возможные способы обжалования  судебных актов в сфере исполнительного  производства.

Так, в арбитражном суде право апелляционного и кассационного  обжалования имеют только лица, участвующие  в деле. Поскольку участие прокурора  в арбитражном процессе ограничено случаями самостоятельной подачи искового заявления, то обжаловать в кассационном и апелляционном порядке судебные решения арбитражного суда прокурор имеет право только в ситуациях, когда данные решения вынесены по его искам.

2. При проведении проверок  следует учитывать, что Арбитражным  процессуальным кодексом РФ не  определена процедура рассмотрения  жалоб на действия судебных  приставов-исполнителей. Однако Федеральным  законом «Об исполнительном производстве»  установлено, что действия судебных  приставов по исполнению актов  арбитражного суда обжалуются  в арбитражный суд. Таким образом,  арбитражный суд не имеет права  отказывать в приеме указанных  жалоб. Данную категорию дел  рекомендовано рассматривать в  порядке, предусмотренном для  рассмотрения заявлений о рассрочке  или об отсрочке исполнения  судебного акта, об изменении  способа и порядка его исполнения.

3. Перечень исполнительных  документов определен в ст. 7 Федерального  закона «Об исполнительном производстве».

4. В соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава по исполнению исполнительного документа (за исключением исполнительного документа, выданного арбитражным судом) или отказ в их совершении, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником, может быть подана жалоба в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в его совершении).

5. Прокурором может быть  принесен протест на действия  судебного пристава-исполнителя  или на отказ в их совершении. Протест приносится в суд по  месту нахождения судебного пристава-исполнителя  в течение десяти дней со  дня совершения действия судебным  приставом-исполнителем или со  дня, когда прокурору, не извещенному  о времени и месте совершения  действия, стало о нем известно. Участие прокурора в рассмотрении  судом протеста обязательно.

6. Исполнительное производство  подлежит обязательному приостановлению  в случае вынесения постановления  должностным лицом, которому предоставлено  право приостановить исполнение судебного акта. К таким лицам относятся прокуроры, имеющие право принесения протеста в порядке надзора на решения, определения и постановления суда.

7. Порядок принесения  и рассмотрения протестов на  определения суда регулируются  Гражданским процессуальным кодексом  РФ.

В ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»  подразделения службы судебных приставов  обозначены как органы принудительного  исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных  им законных полномочий.

Информация о работе Надзор за исполнением законодательства судебными приставами