Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
1. Законодательство, регулирующее  деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи  прокурорского надзора за исполнением  законов судебными приставами
3. Организация работы  прокурора по надзору за исполнением  законов судебными приставами
План
1. Законодательство, регулирующее 
деятельность судебных 
2. Предмет и задачи 
прокурорского надзора за 
3. Организация работы 
прокурора по надзору за 
1. Законодательство, регулирующее 
деятельность судебных 
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
Согласно ст. 5 Закона служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглашается заместителем министра – Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:
– департамент судебных приставов Минюста России;
– служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;
– служба судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
– структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:
1) обеспечение порядка 
деятельности Конституционного 
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего 
Арбитражного Суда РФ, судов общей 
юрисдикции и арбитражных 
2) исполнение судебных 
актов и актов других органов, 
предусмотренных федеральным 
Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:
– обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
– выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
– исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
– обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
– проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
– поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
– взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
– предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;
– осуществление привода 
лиц, уклоняющихся от явки в суд или 
к судебному приставу-
– участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.
Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами-исполнителями, в общем виде приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:
а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
– принимаемых ими судебных актов;
– решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
– решений иностранных судов и арбитражей;
– решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
б) судебные приказы;
в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
д) оформленные в установленном 
порядке требования органов, осуществляющих 
контролирующие функции, о взыскании 
денежных средств с отметкой банка 
или иной кредитной организации 
о полном или частичном неисполнении 
взыскания в связи с 
е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) постановления судебного пристава-исполнителя;
з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Основной задачей, стоящей 
перед судебными приставами-
Прокурорам следует иметь 
в виду, что постановлением Конституционного 
Суда РФ «По делу о проверке конституционности 
положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и 
п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном 
производстве» в связи с 
В числе иных законодательных 
актов, которые имеют прямое либо 
косвенное отношение к 
1) Трудовой кодекс РФ, 
гл. 60 «Вопросы рассмотрения и 
исполнения решений по 
2) Кодекс РФ об административных 
правонарушениях, определяющий 
3) Закон РФ от 7 июля 1993 
г. «О международном 
4) Гражданский кодекс 
РФ, часть первая (ст. 350, 447-449, относящиеся 
к вопросам обращения 
5) Семейный кодекс РФ (ст. 
99-100, регламентирующие институт 
заключения соглашения об 
6) Федеральный закон «Об 
оружии», поскольку 
7) Налоговый кодекс РФ, 
часть первая (ст. 47 – о принудительном 
взыскании налога или сбора 
за счет иного имущества 
В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:
1) «О Федеральном долговом 
центре при Правительстве 
2) «О дополнительных мерах 
по совершенствованию процедур 
обращения взыскания на 
3) «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г. (в ред. от 2 июня 1999 г.);
4) «Об утверждении Положения 
о порядке и условиях хранения 
арестованного и изъятого 
5) «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;
6) «Об утверждении Перечня 
боевого ручного стрелкового 
и иного оружия, боеприпасов и 
патронов к нему, а также специальных 
средств, состоящих на 
7) «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;
8) «Об утверждении норм 
обеспечения боевым ручным 
Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах министерств и ведомств.
Действуют, например, совместный 
приказ Министерства РФ по налогам 
и сборам и Министерства юстиции 
РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об 
утверждении порядка 
Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:
1) «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;
2) «Об обязательном назначении 
специалиста при осуществлении 
оценки ценных бумаг, на 
3) «Об улучшении работы 
по отбору специализированных 
организаций для продажи 
4) «Об утверждении Инструкции 
о порядке исполнения 
2. Предмет и задачи 
прокурорского надзора за 
На прокурорский надзор за исполнением 
законов судебными приставами в 
полной мере распространяются все положения, 
закрепленные в гл. 1 Федерального закона 
«О прокуратуре Российской Федерации», 
в том числе в ст. 21 этого 
закона, определяющей предмет надзора 
за исполнением законов. Поэтому, исходя 
из содержания данной нормы закона 
и специфики указанного законодательства, 
предметом прокурорского 
Объектом данного направления 
надзора являются общественные отношения, 
возникающие в процессе исполнительного 
производства, и главным образом 
это законность действий и принимаемых 
судебными приставами-
Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:
– обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
– своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;
– соблюдение законности судебными 
приставами при принятии мер по обеспечению 
установленного порядка деятельности 
судов и осуществлении властных 
полномочий в процессе принудительного 
исполнения решений судов и иных 
органов, а также защита прав и 
интересов физических и юридических 
лиц, вовлеченных в сферу 
3. Организация работы 
прокурора по надзору за 
В целях повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением принятых законов, регламентирующих исполнение судебных решений, внесены дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов судебными приставами (новый абзац п. 2 ст. 1 введен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.).
Информация о работе Надзор за исполнением законодательства судебными приставами