Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина, для этого рассмотрим:
- институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение
1. Институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Направления защиты Прокуратурой РФ прав и свобод человека и гражданина
1.2 Формы взаимодействия Прокуратуры РФ с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАК Конст РФ.docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Предметом надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина надзора является соблюдение прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ст.26 Закона).

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор реализует  следующие полномочия: рассматривает  и проверяет заявления, жалобы и  иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона.4

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом. Когда  нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело  особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (ст.27 Закона).

В соответствии со ст. 28 Закона прокурор или его заместитель  приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в  орган или должностному лицу, которые  издали этот акт, либо обращается в  суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или  его заместителем в орган или  должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления  вносятся и рассматриваются в  порядке и сроки, установленные  ст.ст. 23 и 24 Закона.

Особенностью этой отрасли  надзора является ее органичная связь  с надзором за исполнением законов  и совпадение задач при осуществлении  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина с задачами таких отраслей прокурорского надзора  как надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, а также надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

По сути, две обозначенные выше отрасли и образуют так называемый общий надзор, поскольку остальные  отрасли, речь о которых пойдет ниже, образуют сферу специального прокурорского  надзора.

Вместе с тем, определяя  общую для всех прокурорских формирований стратегическую задачу – укрепление правовых основ государственности, следует отметить «объективный процесс, происходящий в недрах органов прокуратуры  – переход от «широкозахватного» общего надзора к конкретной работе по направлениям, наиболее значимым для  общества и государства».

Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется в ходе деятельности органов и учреждений российской прокуратуры. При этом следует  учесть, что "деятельность" – это "занятия, труд". Именно от прокуратуры  в значительной мере зависит наполнение реальным содержанием положений  ст. 2 Конституции РФ о признании  человека, его прав и свобод высшей ценностью. Деятельность прокуроров строится на основе принципа непосредственного  действия прав и свобод, предопределяющего  необходимость обеспечения полного  соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности. Важным для организации практики органов прокуратуры является конституционный принцип равенства всех перед законом, гарантирования государством прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.5

 

    1. Формы взаимодействия Прокуратуры РФ с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина

 

Место прокуратуры в системе  государственно-правовых институтов имеет  ключевое значение для определения  сущности прокурорской системы, функций  прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и  методов деятельности.

Прокуратура Российской Федерации  представляет собой единую федеральную  централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору  РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными

органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также органами управлений и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

надзор за исполнением  законов судебными приставами;

уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой  единую государственную власть и  ее разделение, вовсе не исключают  возможность существования иных функционально самостоятельных  правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из, основных ветвей власти.

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и  свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с  федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного  порядка, организуют борьбу с преступностью.6

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также  обеспечивают на своих территориях  соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного  порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Действенным способом защиты прав и свобод является обращение  за их судебной защитой. Все действия и решения органов государственной  власти, местного самоуправления, их должностных  лиц, нарушающие права и свободы  граждан, могут быть обжалованы в  суд. Поскольку судебные органы входят в систему государственной власти, следует отметить, что судебная защита является одной из разновидностей государственной  защиты прав и свобод граждан. В то же время в правовом государстве  судебная защита играет основную роль как средство защиты прав граждан, что  подчеркивает выделением норм о ней  в Конституции РФ в отдельные  статьи: ст. 45 – государственная  защита, ст. 46 – судебная защита. В  том случае, если исчерпаны все  внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе обратиться за защитой  своих прав и свобод в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека в соответствии с международными договорами нашего государства (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Конституция РФ ограничивает право обращаться в межгосударственные органы двумя условиями: соответствием этих действий международным договорам России и исчерпыванием внутригосударственных средств правовой защиты.

 

 

2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

надзор прокуратура  защита свобода

Прокуратура Российской Федерации  в отличие от других государственных  органов наделена специальными полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными государственными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В связи с этим представляется важным оценить эффективность таких полномочий прокурорского надзора в защите прав и законных интересов граждан.7

Далеко не во всех правоотношениях  прокуратура наделена полномочиями самостоятельно устранять нарушения конституционных прав и свобод граждан – она лишь ставит перед соответствующими органами или судом вопросы об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий, о наказании виновных лиц. Однако, как справедливо замечено, и здесь «есть возможности комплексно подходить к устранению нарушений закона, прав и свобод граждан, причин нарушений и способствующих этому условий, ставить эти вопросы как перед органом, нарушившим закон, так и перед его вышестоящим звеном либо непосредственно перед судом, требовать от органов власти и самоуправления принятия мер по обеспечению законности и правопорядка в масштабах всей подведомственной территории, предъявлять в суд иски о восстановлении нарушенных прав, возмещении ущерба, что свидетельствует об универсальности прокурорских полномочий».

По истечении почти 20 лет  со дня принятия Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» практическая деятельность прокуратуры  и теория прокурорского надзора  высветили те стороны процесса, которые  более всего нуждаются в законодательном  регулировании. Совершенствование  законодательства о прокуратуре  в идеале должно происходить в  комплексе законодательных мероприятий  относительно смежных с ней государственных  органов, однако в данной книге мы будем обсуждать лишь те «слабые  места» действующего законодательства, которые непосредственно снижают  эффективность осуществления правозащитной  функции прокуратуры Российской Федерации.

В настоящее время одна часть научной общественности, а  также политические деятели, депутаты Государственной Думы выступают  за резкое сужение сферы действия органов прокуратуры, изъятие у  нее ряда полномочий, недопустимость государственного вмешательства в  частные дела. По их мнению, в конституционном  устройстве системы разделения властей  прокуратура должна представлять один из инструментов судебной власти, подчиненный  этой власти и контролируемый ею.

Информация о работе Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина