Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина, для этого рассмотрим:
- институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение
1. Институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Направления защиты Прокуратурой РФ прав и свобод человека и гражданина
1.2 Формы взаимодействия Прокуратуры РФ с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАК Конст РФ.docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт

 

Кафедра конституционного права 

 

Дисциплина:  Конституционное право РФ

 

 

Курсовая работа

 

Место прокуратуры  в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

 

 

 

 

Выполнил(а)  студент(ка

                                

Проверил преподаватель:  _______________________________

 

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Институт прокуратуры  в конституционной системе защиты  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации

1.1 Направления защиты  Прокуратурой РФ прав и свобод  человека и гражданина

1.2 Формы взаимодействия  Прокуратуры РФ с другими государственными  органами по вопросам защиты  прав и свобод человека и  гражданина

2. Совершенствование законодательства  о прокуратуре в сфере защиты  конституционных прав и свобод  человека и гражданина

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В соответствии со ст.2 Конституции  РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства. Однако многолетний  опыт реализации ст.2 Конституции РФ показал, что существенного положительного изменения обстановки в сфере  прав и свобод гражданина не произошло. Он по прежнему нарушаются представителями власти, вследствие чего у граждан формируется недоверие к государству, отторгаются его инициативы, в том числе изначально направленные на обеспечение прав и свобод граждан. Подобное развитие событий отдаляет РФ от качества правового государства и ослабляет его; мешает людям осознать себя значимыми фигурами гражданского общества и отстаивать свои законные интересы; создает угрозу серьезного противостояния государства и его граждан. Во избежание этого требуются дополнительные аргументы, опираясь на которые можно укрепить конституционные правозащитные механизмы, возводящие непреодолимые правовые барьеры для властного произвола. Чтобы сформулировать убедительные доводы, необходимо научное осмысление комплекса вопросов, который может быть определен как конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

Конституционная система  защиты прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  представляет собой целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового  механизма, деятельность которого направлена на защиту нарушенных прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией  Российской Федерации, и на достижение в стране состояния их реальной защищенности.

Цель конституционной  системы защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в достижении состояния реальной защищенности всех лиц, находящихся под юрисдикцией России. Достижение этой цели возможно путем решения ряда задач, в первую очередь таких, как:

- создание в стране единого правозащитного пространства на основе конституционных принципов и с учетом известных международных стандартов;

- упорядочение сложившихся, учреждение и стимулирование создания необходимых правозащитных органов и организаций;

- повышение эффективности правозащитных процедур, рассчитанных на защиту конституционных прав и свобод различных групп и категорий лиц, в том числе посредством привлечения к конституционной ответственности.

Цель работы – раскрыть место прокуратуры в системе  защиты прав и свобод человека и  гражданина, для этого рассмотрим:

- институт прокуратуры  в конституционной системе защиты  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации;

- совершенствование законодательства  о прокуратуре в сфере защиты  конституционных прав и свобод  человека и гражданина.

 

 

  1. Институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

 

    1. Направления защиты Прокуратурой РФ прав и свобод человека и гражданина

 

Точное и единообразное  исполнение законов – основа стабильности любого государства и неотъемлемый признак, характеризующий его в  качестве правового. В связи с  этим для каждого государства, независимо от строя и формы правления, правозащитная (отсюда и надзорная) функция является одной из главных.

Согласно Закону «О прокуратуре  Российской Федерации» и в соответствии с Конституцией Российской Федерации  прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает  меры по устранению их нарушений и  привлечению виновных к ответственности, выполняет иные виды деятельности.1

В соответствии со ст.1 Закона целями прокурорской деятельности являются: 1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.

Верховенство закона и  единство законности означают единообразное  понимание и применение законов  на всей территории Российской Федерации, непротиворечивость законодательства, приоритет законов над иными  правовыми актами. Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие успешного  социального, экономического и политического  развития государства. Верховенство закона, защита прав и свобод человека и гражданина – один из главных устоев правового государства.

По смыслу закона прокуратура  не подменяет другие государственные  органы, а осуществляет надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие  должностные лица выполняют возложенные  на них законом обязанности по обеспечению и контролю исполнения законов всеми органами и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Вновь обратимся к биографу российской прокуратуры Н.В.Муравьеву, который более века назад очень точно заметил: «Термин – блюститель законов (conservator legis...) есть один из коренных эпитетов прокуратуры, выражающий собою один из главнейших ее атрибутов... Это своего рода юридическая цензура... Наблюдательная функция прокуратуры состоит из двух логически связанных частей: 1) наблюдение за тем, чтобы законный порядок не был нарушен и 2) принятие мер к его восстановлению, когда нарушение уже последовало. Отсюда двоякая деятельность прокуратуры: предупредительная, направленная к тому, чтобы не допустить нарушения... и карательная, имеющая целью восстановить уже нарушенный порядок посредством преследования нарушений и нарушителей».2

Предметом прокурорского  надзора, таким образом, можно определить исполнение законов, соответствие законам  издаваемых правовых актов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина объектами, перечисленными в Законе о прокуратуре.

Особенностями правового  регулирования данной государственной  деятельности является то, что прокурорский надзор:

– осуществляется Генеральным  прокурором и подчиненными ему прокурорами  от имени и по поручению государства;

– обеспечивается мерами государственного принуждения;

– распространяется на всю  территорию Российской Федерации;

– включает в себя также  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими контрольные функции  государства, в т.ч. и в сфере правоохранительной деятельности (например, исполнение законов органами внутренних дел, налоговой полиции, таможенными органами и т.п.).

Вместе с тем необходимо уточнить важную деталь – надзор осуществляется именно за исполнением законов, но не за деятельностью органов, учреждений и организаций. В соответствии с  ч.2 ст. 26 Закона органы прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации. По этой причине, скорее всего, среди объектов прокурорского надзора Закон не выделяет граждан, т.е. частных лиц, исполнение законов которыми остается подконтрольным названным выше правоохранительным органам государства.

Таким образом, прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных  лиц – Генерального прокурора  и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов  органами власти и управления, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами и  объединениями, а также защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства  путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Справедливости ради необходимо признать, что законодатель не сразу  пришел к такому пониманию направлений  прокурорской деятельности. В последние  годы наряду с необходимостью реформирования прокуратуры неоднократно проводилась  мысль о ликвидации одного из основных видов ее деятельности – общего надзора как высшего надзора  за исполнением законов и соответствием  законам подзаконных актов. Приводились  доводы о том, что прокуратура не справляется с надзорными функциями ввиду их огромного объема, поскольку резко увеличилось количество поднадзорных органов, в том числе предприятий различных форм собственности.

Концепция судебной реформы  в Российской Федерации предложила реформировать органы прокуратуры, пересмотреть вверенные ей функции.

Основная проблема, вокруг которой, как и 130 лет назад развернулась широкая дискуссия: «должна ли будущая  прокуратура сохранить ту сферу  деятельности, которую мы привыкли называть общим надзором, останется  ли прокуратура органом, на которую  возложен надзор за законностью в  стране, или станет лишь властью  обвинительной, органом уголовного преследования».

Долгие годы исследовавший  деятельность прокуратуры и немало сделавший для ее совершенствования  В.М.Савицкий вынужден был признать, что российская прокуратура сегодня – рудимент тоталитарной системы советского периода. Стержневой функцией прокуратуры автор видел лишь осуществление уголовного преследования, т.е. предлагал вернуться к положению органов прокуратуры в России с 60-х гг. XIX в. до 1917 г. 3

Вместе с тем высказывались  позиции, которые сводились к  общему выводу: «в настоящее время  не нужны радикальные перемены в  положении прокурора». Склонившись  к данной точке зрения, законодатель сохранил и укрепил позиции прокуратуры  в системе государственных органов, обеспечил ее независимость, расширил некоторые направления ее функционирования и, наконец, содержание деятельности прокуратуры  тесно связал с надзором за исполнением  законов, что и определяет предназначение прокуратуры в государстве.

В статье 1 Закона предусмотрены  следующие пять отраслей прокурорского  надзора:

– надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением  законов судебными приставами;

– надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу.

Наряду с надзором за прокуратурой сохраняются и иные направления  деятельности:

– уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации;

– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

– участие прокуроров в  соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений  судов.

– участие прокуратуры  в правотворческой деятельности.

Для осуществления надзорной  и иной прокурорской деятельности прокуроры  должны обладать комплексом необходимых  правовых средств, позволяющих эффективно решать поставленные задачи. Под средствами прокурорского надзора (при расширенном  толковании – прокурорской деятельности), на наш взгляд, следует понимать полномочия прокурора, которыми его  наделяют исследуемый Закон, отраслевое законодательство, а также акты прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  законодательства.

Информация о работе Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина