Место и роль системы обеспечения безопасности сотрудников УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:19, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе их профессиональной деятельности всегда было в центре внимания государственных и общественных институтов. Безопасность в широком понимании есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз» и является важным условием существования, развития, а порой и выживания человека, общества и государства. Потребность в безопасности одна из базовых потребностей человека (А.Г. Маслоу).

Файлы: 1 файл

безопасность уис-рязань.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе их профессиональной деятельности всегда было в центре внимания государственных и общественных институтов. Безопасность в широком понимании есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз» и является важным условием существования, развития, а порой и выживания человека, общества и государства. Потребность в безопасности одна из базовых потребностей человека (А.Г. Маслоу).

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, находясь в постоянном взаимодействии с осужденными, подвергаются риску как психологическому (психологические травмы, психологическая дестабилизация личности под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, нравственно-психологическая деформация и т.д.), так и физическому (опасность для жизни и здоровья сотрудника), По данным Главного Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ на высоком уровне сохраняется количество случаев оказания осужденными неповиновения персоналу, проявление буйства, аутоагрессии, массовые беспорядки, захват заложников, нападение на граждан и персонал, причинение вреда окружающим и т.д.

Ежегодно из-за психологических травм и психологической дестабилизации суицид совершают более 50 сотрудников уголовно-исполнительной системы; из-за нравственно-психологической деформации дисциплинарные проступки совершают более 15% всего личного состава уголовно-исполнительной системы (УИС), растет количество преступлений, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя.

Грамотное и оперативное решение подобных и более острых ситуаций, как показали исследования А.В. Буданова, В.В. Лебедева, А.И. Папкина, Е.А. Пономарева, A.M. Столяренко и др., было бы более успешным, если бы сотрудники уголовно-исполнительной системы были функционально компетентны в области психолого-педагогических знаний.

Анализ профессиональной деятельности сотрудников в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, конфликтных и чрезвычайных ситуаций, случаев, фактов, изучение личных дел позволяют сделать вывод, что личная безопасность сотрудников в значительной мере зависит от степени их общей профессиональной и специальной подготовки, психолого-педагогической компетентности, эффективности специального обучения стратегии, тактике, приемам обеспечения личной безопасности.

В отечественных исследованиях подготовка сотрудников, повышающая уровень их личной безопасности рассматривается в общем контексте со специальной профессиональной подготовкой (Н.С. Глазунов, Б.Б. Казак, А.Г. Перегудов, В.И. Селиверстов и др.).

Цель работы: выявить место и роль системы обеспечения безопасности сотрудников УИС.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие  безопасности сотрудников УИС;

-изучить методы подготовки  сотрудников УИС;

-проанализировать методы  обеспечения личной безопасности  сотрудников УИС.

 

 

 

 

1. Понятие и состояние  безопасности личности в условиях  учреждений УИС

Современное состояние уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), а также ее реформирование в контексте развития и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество приводит к возникновению новых угроз. В связи с этим, возникает необходимость в повышении ее готовности противостоять возникшим внешним и внутренним, реальным и потенциальным, влияющим на конкретный объект и общую обстановку угрозам.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года в качестве приоритетов указывает на установление комплекса жестких мер, направленных на искоренение: коррупции и должностных злоупотреблений в Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН); содействия незаконному доступу в места лишения свободы предметов, как разрешенных, так и запрещенных к использованию осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми (далее – спецконтингент); нарушений в сфере закупок для нужд ФСИН; незаконного содействия условно-досрочному освобождению. Предусмотрена также разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки сотрудников оперативных служб; совершенствование мер обеспечения личной безопасности персонала учреждений и осужденных.

В словаре В. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, стабильность, сохранность, надежность; безопасный – неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный»1

Указанное понятие не в полной мере соответствует действительности. Наличие критерия «отсутствие опасности» не всегда свидетельствует о состоянии безопасности.

Объекты безопасности находятся в постоянной динамике. Соответственно, прогнозирование возникновения новых угроз, мониторинг внутренней и внешней сред системы являются одним из элементов обеспечения безопасности.

В настоящее время некоторые ученые указывают на появление теории безопасности как науки о предвидении режимов функционирования системы, угрожающих ее существованию, и о мерах по их предотвращению2.

Современная трактовка термина «безопасность» звучит следующим образом: состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации 3

Попытка закрепить законодательно общее понятие безопасности предпринята в законе РФ «О безопасности» . Статья 1 названного закона, определяла безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Однако видов безопасности огромное множество, и не все они подпадают под признаки общего определения безопасности. Таким образом, настоящее определение не прижилось по понятным причинам и в действующем Федеральном законе «О безопасности»  отсутствует.

Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следует согласится с Н.М. Самородовым в том, что «…Федеральный закон по своему предмету регулирования значительно отличается от ранее действовавшего Закона, не содержит излишней детализации и в этой связи, по существу, является рамочным, требующим принятия специальных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Несмотря на ведущиеся в научных кругах по его структуре и содержанию споры, является шагом вперед в развитии законодательства в области обеспечения национальной безопасности…»4.

 «Понятие «безопасность»…  предполагает существование такой  системы взаимоотношений личности, общества, государства (Российской  Федерации и ее субъектов) и международного сообщества, которая представляет собой основу для организации условий предотвращения и ликвидации опасности для существования и прогрессивного развития личности, общества и государства… сущность безопасности заключается в такой организации системы, при которой она могла бы длительное время стабильно функционировать и противодействовать как угрозам, заключенным в рамках нее самой, так и угрозам извне 5.

Федеральная служба исполнения наказаний, как орган государственной власти, в которой предусмотрена правоохранительная служба, выполняет государственные функции:

  1. по исполнению уголовных наказаний в отношении осужденных;

  1. по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;

  1. по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

  1. по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасности лиц, находящихся на их территориях; безопасности объектов УИС; защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в УИС .

Таким образом, предлагается логическая последовательность категорий, которые позволяют уяснить содержание «безопасности УИС»: заградительные меры (защита) от негативных факторов (опасность), влияющие на систему с целью недопущения негативного воздействия (внешнего и внутреннего), способного оказать влияние на нормальное существование и развитие системы (позитивная цель).

Предложенная последовательность позволяет сформулировать понятие безопасности УИС как состояние защищенности ее объектов; лиц, находящихся на территориях учреждений и органов, персонала; инфраструктуры жизнеобеспечения; телекоммуникационных сетей и информации; ее права и интересы, которое позволяет обеспечить нормальное функционирование и развитие учреждений и органов УИС, выполнение возложенных законодательством РФ на нее задач и функций.

Защищенность в данном случае понимается как процесс непрерывного мониторинга, противодействия неправомерному вмешательству в деятельность УИС. Защищенность не может носить статичный характер по причине постоянного воздействия на нее внешних и внутренних факторов.

Противодействие включает в себя профилактику (превентивные, предупредительные меры), борьбу (непосредственное применение мер воздействия) и минимизацию негативных последствий (ущерба).

Состояние защищенности – уровень действенности предпринимаемых мер и как следствие (результат) – стабильное функционирование и развитие УИС.

Обеспечение безопасности – деятельность субъекта по созданию и соблюдению требований, необходимых и достаточных противодействию угрозам, контроль над их исполнением. Условие достаточности имеет существенное значение, поскольку при его несоблюдении говорить о надлежащем обеспечении не приходится. Так, например, несоблюдение нормативной численности сотрудников, обеспечивающих конвоирование осужденного, способствует трансформации потенциальной угрозы нападения в реальную. Обеспечение безопасности всегда процесс – непрерывное, упорядоченное функционирование субъекта безопасности.

Статья 3 Федерального закона «О безопасности»  определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности как:

  1. прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

  1. определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

  1. правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

  1. разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

  1. применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

  1. разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

  1. организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

  1. координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

  1. финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

  1. международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

  1. осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСИН, как федеральный орган исполнительной власти, выполняет задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ. Следует ли понимать, что УИС, как правоохранительный орган, обязан (уполномочен) обеспечивать собственную безопасность посредством имеющихся в его распоряжении сил и средств?

Чтобы ответь на этот вопрос, необходимо уяснить природу понятия собственной безопасности. Под категорией «собственная» следует понимать принадлежность чего-либо (материальных и нематериальных благ, прав и обязанностей) к субъекту, обладающему относимостью, компетенцией к ней. При этом отношения не сводятся только к экономическим (например, собственность).

Информация о работе Место и роль системы обеспечения безопасности сотрудников УИС