Лекции по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:06, курс лекций

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Файлы: 1 файл

lekcii_po_ugolovnoispolnitelnomu_pravu.docx

— 193.33 Кб (Скачать файл)

– различные категории заключенных должны содержаться в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними;

– каждый из заключенных должен располагать отдельной камерой или комнатой.

Помещать двух заключенных в одну камеру представляется нежелательным. Если это необходимо по особым причинам, размещаемых в общей камере заключенных следует тщательно отбирать, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе.

– все помещения, а особенно спальные, должны отвечать санитарным требованиям, соответствовать климатическим условиям, иметь соответствующую кубатуру, освещение, отопление и вентиляцию;

– в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха, иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете. Искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы они могли читать без опасности для зрения;

– у каждого заключенного должна быть отдельная койка с постельными принадлежностями;

– каждый должен быть обеспечен пищей, достаточно питательной для поддержания здоровья, имеющей хорошее качество, хорошо приготовленной и поданной;

– заключенным следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр. Для этого нужно располагать отдельными площадками, установками и оборудованием;

– все заведения должны иметь в штате хотя бы одного психолога, квалифицированного зубного врача и терапевта. Врач должен ежедневно принимать или посещать всех больных и всех, кто жалуется на болезнь;

– телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки. В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.

Таким образом, из этого следует, что заключение и другие меры, изолирующие преступников от окружающего мира, причиняют им страдания уже в силу того, что они отнимают у них право на самоопределение, поскольку лишают свободы. Режим должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе.

 

 

9 Уголовно-исполнительная  система Российской Федерации

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых  либо обвиняемых в совершении  преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны  прав, свобод и законных интересов  осужденных и лиц, содержащихся  под стражей;

4) обеспечение правопорядка  и законности в учреждениях, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы, и в следственных  изоляторах, обеспечение безопасности  содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а  также работников уголовно-исполнительной  системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих  учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование  осужденных и лиц, содержащихся  под стражей, по установленным  маршрутам конвоирования, конвоирование  граждан Российской Федерации  и лиц без гражданства на  территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан  и лиц без гражданства в  случае их экстрадиции;

6) создание осужденным  и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих  нормам международного права, положениям  международных договоров Российской  Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности  по оказанию осужденным помощи  в социальной адаптации;

8) управление территориальными  органами ФСИН России и непосредственно  подчиненными учреждениями.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, – это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Кроме того, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение постановлением от 5 января 2005 г № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе», Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях. Деятельность государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.

 

 

10 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в основном базируется на международных нормах и стандартах в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

В частности, правовое положение осужденных в уголовно-исполнительном российском законодательстве формируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.

Труд заключенных не должен приносить им страдания, они должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору.

При исполнении уголовных наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Никакие другие ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Следует подчеркнуть, что к таким ограничениям прав относятся следующие.

Осужденные, отбывающие наказание, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными в выборные органы.

Осужденные на общих основаниях защищают в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей.

В свою очередь, осужденные обладают рядом прав.

Они правомочны поддерживать международные связи, в полной мере – субъекты авторского, изобре-'тательского права и т. д.

Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и обладают обязанностями по международным договорам и законодательству РФ.

Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания. Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки.

В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.

Каждое заведение должно иметь библиотеку, доступную для всех заключенных.

В заведениях, в которых находится достаточное число заключенных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему совершать обряды.

При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о его семье.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры РФ и рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Следовательно, в соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными каждому осужденному должна быть предоставлена отдельная камера (площадью не менее 12 квадратных метров), но также ясно то, что в современных условиях Россия не может выполнить это требование. Приоритет международных норм над внутренними имеет место только в случаях их противоречия и только в тех случаях, когда Россия в силу договора взяла на себя обязательство их исполнить.

 

 

11 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свободы, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Информация о работе Лекции по "Уголовному процессу"