История уголовно-исполнительного законодательства и права на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:12, доклад

Описание работы

Формирование пенитенциарного законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, ранней редакцией которой была Краткая Правда
Русская Правда: основывалась на обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния – наказание вирой – денежным штрафом, размер которой зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.

Файлы: 1 файл

доклад уип.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 С середины 50-х гг. XX в. началось  восстановление прогрессивной системы  исполнения наказаний в виде  лишения свободы, наиболее полно  представленной в 

Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г.

 Осужденные не имели возможности реализовать свой правовой статус, особенно в сфере производственных отношений, т.к. отношение к труду тесно увязывалось с получением льгот, изменением условий содержания.

 

Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в

период с 1991 по 1997 г.

 

На третьем этапе уголовно-исполнительная политика была направлена на гуманизацию  и приведение порядка и условий  содержания осужденных к лишению  свободы в соответствие с требованиями международных стандартов обращения  с заключенными, перехода к рыночным отношениям и стабилизации всей уголовно-исполнительной системы.

В течение этого периода произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической обстановке в стране, что предопределило необходимость проведения правовой реформы во всех отраслях законодательства, в том числе и исправительно-трудовом.

Сложившаяся до этого периода система  исправления осужденных не соответствовала  задачам борьбы с преступностью, а действовавшие нормативные акты не обеспечивали надлежащей защиты прав и законных интересов осужденных. Поэтому нормотворческая деятельность по коренному изменению исправительно-трудового законодательства в эти годы была направлена на реорганизацию всей исправительно-трудовой системы, условий ее функционирования и обращения с осужденными.

Среди нормативных актов, которые сыграли важнейшую роль в процессе приведения правового статуса осужденных к лишению свободы в соответствие с международными нормами и стандартами обращения с заключенными,  важнейшими являются Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 12 июня 1992 г. и Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.

Оценивая роль названных законодательных актов по изменению правового статуса осужденных к лишению свободы, можно сделать вывод, что принятие этих актов позволило Российской Федерации встать на путь действительно гуманного и цивилизованного отношения к своим гражданам, временно лишенным свободы. Не случайно нормы Закона от 12 июня 1992 г. практически без изменений вошли в новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

В конце исследуемого периода произошли кардинальные изменения в нормативной базе, определяющей правовой статус осужденных к лишению свободы. Эти изменения базировались на ранее сформировавшейся нормативной базе уголовно-исполнительной системы. От некоторых норм прежнего законодательства пришлось решительно отказаться, так как они противоречили международным стандартам обращения с осужденными и не учитывали сложившиеся в России новые социально-экономические, общественные и правовые условия жизни российского общества.

 Нормативные правовые акты, принятые в рассматриваемый период, сохранили все лучшее, накопленное за годы советской власти, в том числе прогрессивную систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

 Изменения правового статуса  осужденных к лишению свободы  происходили не только под  влиянием внутренних факторов, но  и с целью приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с нормами международного права, что позволило законодательно закрепить способы реализации международных стандартов обращения с осужденными.

 Принятие нормативных актов  в указанный период в сфере исполнения уголовных наказаний позволило создать объективные предпосылки для подготовки нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, основной идеей которого является закрепление в законе таких правил исполнения наказаний, которые позволили бы с наименьшими ограничения­ми прав и свобод осужденных добиться наиболее полного их исправления.

 

Закрепление правового  статуса осужденных к лишению  свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время.

 

Оперируя данными специальных переписей осужденных 1994 и 1999 гг., можно проанализировать проблему обеспечения и реализации осужденными основных прав, законных интересов и выполнения обязанностей: получения свиданий с родственниками, посылок, передач и бандеролей, проведения телефонных разговоров, выездов за пределы исправительного учреждения, трудоустройства осужденных.

Сравнение реального правового статуса осужденных к лишению свободы с нормами, его определяющими, позволяет констатировать, что в местах лишения свободы в России существует отличие между объемом прав и свобод, предоставляемых осужденным законом, и тем объемом прав и свобод, которыми они фактически пользуются, и это отличие не в пользу осужденных.

Осужденные не могут в полном объеме реализовывать свой правовой статус в силу ряда причин, одной из которых является отсутствие у государства необходимых средств на их содержание. Другими причинами, обусловившими такое положение, являются потеря родственных связей осужденными и ухудшение материального положения их семей.

Наряду с этим в Уголовно-исполнительном кодексе РФ есть нормы, позволяющие даже при наличии существующих трудностей улучшить правовой статус осужденных. Для этого, необходимо пересмотреть порядок применения ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний  совершенствует законодательную базу процесса исполнения уголовных наказаний: с начала 2005 года принято семь федеральных законов, касающихся вопросов деятельности УИС, еще восемь проектов федеральных законов находятся на рассмотрении в органах государственной власти Российской Федерации, а также уделяет повышенное внимание положению дел в следственных изоляторах.1

В результате принятых за последние  годы мер камерная площадь в расчете  на одного человека к началу 2005 г. была доведена в среднем до 3,6 кв. метра. Разработана новая Федеральная целевая программа строительства и реконструкции СИЗО на 2007-2016 гг.


Информация о работе История уголовно-исполнительного законодательства и права на Руси