История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы, рассмотреть историю международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращений с осужденными.
Задачами данной работы, являются дать понятие международного сотрудничества, классифицировать стандартные правила обращения с осужденными.

Файлы: 1 файл

контрольная УИП.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     История международного сотрудничества охватывает довольно длительный период. Еще в 18 веке стали появляться первые получившие общественное звучание идеи о возможности обмена информацией по вопросам политики и практики в межгосударственных масштабах. Это способствовало широкое распространение в мире концепций английских основоположников пенитенциарной науки Д.Говарда и И.Бентама, прогресс системы США.

    Осознание государственного участия в решении пенитенциарных проблем  на международном уровне, в том числе в области социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы, привело к объединению усилий  правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии было проведено еще двенадцать тюремных конгрессов – в Лондоне , Стокгольме, Риме, Петербурге, Париже, Брюсселе, Будапеште, Вашингтоне, Праге, Берлине, Гааге. Принятые документы позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные аспекты  ее функционирования. Особый интерес представляют осуждение социальных проблем пенитенциарной политики и практики, в том числе  участия общественности в ресоциализации преступников, и рекомендации создать во всех местах заключения наблюдательно-попечительские органы.

    Цель данной  контрольной работы, рассмотреть  историю международного сотрудничества  в области исполнения наказаний  и обращений с осужденными.

    Задачами  данной  работы, являются дать  понятие   международного сотрудничества,  классифицировать стандартные правила  обращения с осужденными.

   Контрольная работа  состоит из, введения, четырех глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

 

1.История международного сотрудничества   в области исполнения наказаний и обращения  с осужденными.

   Международное  сотрудничество  в  сфере  исполнения  наказания  и обращения с осужденными прошло в своем развитии три этапа.

Первый  этап  начался  с  деятельности  первых  международных  тюремных конгрессов, которые по своей организационно-правовой форме относились к международным конференциям. Первые  тюремные  конгрессы  состоялись  во  Франции  в 1846  г.  и  в Германии  в 1857  г.  и  характеризовались  частной инициативой их  устроителей,  отсутствием  надлежащей  огласки,  благотворительно-либеральным тоном заседаний. Недостатком этих конгрессов явилось отсутствие практических решений по рассматриваемым проблемам.

   Второй  этап  международного  сотрудничества  государств  по  пенитенциарным  проблемам,  начавшийся  в 1872  г.  с  деятельности  первого международного тюремного конгресса, характеризовался участием в их подготовке  и  проведении  официальных  представителей  ряда  государств, а также их конструктивно-практической направленностью. 

В 1878  г.  был  создан  проект  международной  пенитенциарной  комиссии из официальных представителей государств — участников конференции.  Комиссия  ежегодно  должна  была  собирать  участников  и концентрировать  статистические  данные,  регламентировать  связи  с различными  тюремными  организациями и обществами  и издавать  информационный бюллетень.

  Третий  конгресс  рассмотрел  вопрос  об  участии  представителей общественности  в  работе  мест  лишения  свободы  в  таких  формах,  как  наблюдательные комиссии и общественные советы. В результате конгрессом было принято решение о создании в пенитенциарных учреждениях наблюдательно-попечительных  комитетов.  Заслуживает  внимание  обсуждение  вопросов  целесообразности  одиночного  заключения,  дифференцированного  подхода  к  различным категориям  осужденных  и применения к ним системы поощрений и взысканий. Так, в резолюции четвертого конгресса был определен примерный перечень мер поощрения,

включавший  в  себя  поощрения  материальные (увеличение  рациона питания  и  сумм  расходов  на  личные  нужды)  и нравственные (разрешение  приобретать  книги  и  другие  такого  рода  предметы).  На  конгрессе был  разработан  также  механизм  дисциплинарного  воздействия  на  заключенных, предполагающий строгую регламентацию порядка наложения  и  исполнения  дисциплинарных  взысканий на определенный срок и после  обязательного  получения  объяснения  лица,  подлежащего  наказанию. 

    Третий  этап  международного  сотрудничества  в  области  исполнения  наказания  и  обращения  с  заключенными  начался  после  создания  в 1945г. Организации Объединенных Наций (ООН).  ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает  правила  и  стандарты  обращения  с осужденными и заключенными,  определяет  основные  принципы  сотрудничества  государств  в области  пенитенциарной  деятельности,  принимает  соответствующие резолюции и утверждает международные конвенции. Данные нормы не обладают  юридической  силой  национального  законодательства  и  не предусматривают санкций за их невыполнение. Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного  сотрудничества  государств  по  пенитенциарным  проблемам принадлежала до 1991 г. Комитету по предупреждению преступности и борьбе  с  ней.

   В  результате  деятельности  международных  конгрессов  был  принят ряд  документов,  среди  которых  такие,  как  Минимальные  стандартные Правила  обращения  с  заключенными 1955  г.,  Свод  принципов  защиты

всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-то бы ни было  форме 1988  г.2 ,  Принципы  медицинской этики,  относящиеся к роли  работников  здравоохранения,  в  особенности  врачей.1

2.Понятие международного  сотрудничества.

Международное сотрудничество в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными – это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.

Цель этой деятельности – на основе объединения усилий, с помощью коллективного разума выработать единую концепцию борьбы с преступностью путем более эффективного исполнения уголовных наказаний. Сотрудничество в этой сфере осуществляется по следующим направлениям: научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований); оказание профессионально-технической помощи; договорно-правовая координация обращения с правонарушителями на основе международных соглашений.2

    Эта деятельность организуется в следующих формах: в рамках международных органов и организаций (комитеты и комиссии ООН и Совета Европы, Международный конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Комитет по проблемам борьбы с преступностью Совета Европы (CDPS) и Европейский комитет по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем (PC-R-CP); на основе многосторонних и двухсторонних соглашений.

    Право на жизнь закреплено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производны от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы состоят в том, чтобы защитить человека от любого умышленного лишения жизни государством, а также обязанность государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществление эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека.

   Право быть свободным от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения является одним из самых главных прав человека, так как оно связано с личной неприкосновенностью и человеческим достоинством личности. Запрет пыток зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последняя норма относится к разряду неприкосновенных положений Конвенции. В ч. 2 ст. 15 Конвенции, которая позволяет государствам отступать от своих обязательств по Конвенции в случае чрезвычайных обстоятельств, сказано, что ни при каких обстоятельствах государство не может отступать от своих обязательств по ст. 3. Права, охраняемые в перечисленных нормах, защищаются также двумя другими международными актами – Конвенцией ООН против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.3

     Право человека на признание его правосубъектности установлено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) и означает, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также способность независимо их осуществлять. Особое значение имеет обеспечение рассматриваемого права в сфере исполнения уголовных наказаний, где только в постсоветские годы лица, отбывающие наказания, на законодательном уровне и в правоприменительной практике действительно стали признаваться субъектами права. Сегодня осужденные, являясь гражданами государства, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ представляют собой высшую ценность. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ определяется, что при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от выполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.4

    Право на свободу мысли, совести и религии, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, представляет собой, в частности, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные обряды. Конституция РФ сформировала основу правового регулирования отношений, связанных с осуществлением осужденными свободы мысли, совести и религии. Статья 28 Конституции РФ гарантирует это право всем гражданам, в том числе и отбывающим уголовные наказания. На его реализацию направлены положения ст. 14 УИК РФ, которая регламентирует осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни.

3. Классификация международно-правовых стандартов по обращению с осужденными.

Международные  стандарты  по  обращению  с  осужденными  можно классифицировать по трем основаниям: 

1) масштаб действия; 

2) специализация; 

3) обязанность для государств  применителей.

По масштабам действия стандарты подразделяются на две  группы:

универсальные и региональные.

Универсальные —  это  стандарты, вырабатываемые  ООН,  а региональные — Советом Европы или иными региональными объединениями

государств.  В  настоящей  лекции  будут  затронуты только  универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

    По  специализации  универсальные  стандарты обращения с осужденными распадаются на два вида: 

а) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации  обращения  с  осужденными,  но  содержащие  отдельные интересующие нас стандарты; 

б) акты специализированного  характера, определяющие стандарты обращения с осужденными.

    По  обязанности  для  государств-применителей  рассматриваемые

стандарты можно отнести  к двум основным разрядам: 

а) обязательные нормы-принципы; 

б) общие положения. 

    Нормы-принципы  являются  стержневыми,  и  на  их  положениях

должны базироваться все  институты уголовно-исполнительного законодательства. Необходимость  такой  классификации  связана  с  тем,  чтобы можно было  отделить  обязательные  нормы  от  рекомендованных.  Если  стандарты,  принципы  и  общие  положения обязательны для каждой  страны,  ратифицировавшей  соответствующие  международные  акты,  то стандарты-рекомендации  внедряются  тем  либо  иным  государством  в той  степени,  в  какой  имеются  необходимые  экономические,  политические и другие предпосылки для их реализации. Исходя  из  приведенных  классификаций,  в  систему  действующих международных  актов  об  обращении  с  осужденными  можно  включить следующие универсальные нормы, принятые ООН. Акты  общего  характера:  Всеобщая  декларация  прав  человека 1948 г.1;  Декларация  ООН  о  ликвидации  всех  форм расовой  дискриминации 1963 г.2; Декларация прав ребенка 1959 г.3;          Международный пакт об  экономических,  социальных  и  культурных  правах 1966  г.4;  Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах 1966  г.5;  Декларация  о  правах  умственно  отсталых  лиц 1971  г.6;      Декларация  о  правах инвалидов 1975 г.7; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981г. Специальные акты: Минимальные стандартные Правила обращения

с заключенными 1955 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других  жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов  обращения  или  наказания 1975  г.9;  Конвенция  против  пыток  и  других жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов  обращения или наказания 1984 г.10; Кодекс поведения должностных лиц п. поддержанию  правопорядка 1979  г.;  Принципы  медицинской этики, относящиеся к роли  работников  здравоохранения,  в  особенности  врачей,  в  защите  заключенных  или  задержанных  лиц  от  пыток  и  других жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов  обращения  и  наказания 1982  г.;  Меры,  гарантирующие  защиту  прав  тех,  кто приговорен  к  смертной  казни, 1984  г.;  Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985  г.;  Свод  принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то

Информация о работе История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными